К сожалению, эта неделя была богата на происшествия и на земле, и в воздухе. В центре внимания всей страны крушение АН-2. Маленький двенадцатиместный самолет принадлежал Корпорации «Казахмыс». /Соб.инф./ - 'Портрет недели',
К сожалению, эта неделя была богата на происшествия и на земле, и в воздухе. В центре внимания всей страны крушение АН-2. Маленький двенадцатиместный самолет принадлежал Корпорации «Казахмыс». А ведь «Аннушки», как их ласково называют пилоты, с советских времен известны как самые выносливые и неприхотливые труженики неба. Самолеты этого типа, несмотря на почтенный возраст, всегда легко садились даже в степи без асфальта и на самой короткой полосе. В этот раз не получилось.
Хотя для опытного экипажа это был десятитысячный и самый обычный вылет. Предварительная версия – подвела погода. Густой туман при посадке такой, что, как говорят казахи, не видно и ушей лошади. Теперь в искореженных останках даже трудно узнать самолет. Погибли шесть человек. Три пассажира и весь экипаж. Но, случаются и чудеса. Главный геолог «Балхашцветмета», 28-летняя Асем Шаяхметова, выжила. И даже среди бездыханных тел товарищей на месте трагедии не потеряла присутствие духа, а сама позвонила в ЧС и помогла спасателям найти место крушения. Все подробности трагедии с элементами чуда в материале Ирины Поповой.
Небо, такое разное, любимое и непредсказуемое. Небо, в тот день туманное и непроглядное. Небо, коварное и смертельное.
Ему было чуть больше сорока. Пилотам на двадцать лет больше. В таком тандеме они провели сотни часов в небе. Не самых просты, но таких свободных.
Вторник, пункт назначения рудник Жамбылской области, пункт вылета Балхаш. На «Аннушке», так летчики любя называли потрепанный Ан, рейс шуточный. Для шести человек, последний.
Александр Клюшев, сын погибшего командира экипажа: «Он всегда говорил, что для него, наверно, самым лучшим уходом из жизни будет, если он умрет на работе, в небесах за штурвалом самолета».
Клюшев, Литвинов, Савельев вместе обожали смотреть на землю с высока, распарывать облака. Вместе отправились в небеса навсегда.
Черные ящики о трагедии не расскажут. В двенадцатиместном АН-2 они не предусмотрены. Сухая запись разговора с диспетчером, кажется все, если бы не чудо из чудес.
А. Какоков, отец А. Шаяхметовой: «Она сама выбралась из глубины метрового снега. Нашла сотовый телефон. Наверно летчика. Позвонила в МЧС».
Она – это хрупкая 28-летняя девушка. Глядя на разорванный в клочья самолет, сложно поверить, что А. Шаяхметова смогла выбраться из-под обломков, смогла в темноте отыскать телефон и позвать на помощь. Все это, несмотря на многочисленные переломы и открытые раны.
Уже на следующий день, чудом выжившую Асем, оперировали столичные хирурги. Девушке теперь предстоит на несколько недель привыкнуть к больничной палате. На всю жизнь к мысли, что трех ее коллег уже больше нет в живых. Девушке теперь предстоит отвыкнуть от страха летать, от страха перед небом.
А Перуашев, депутат Мажилиса Парламента РК: «Я, во-первых, выражаю соболезнования семьям и близким погибших. Это безусловно трагедия. И никто от такой трагедии не застрахован».
Все пассажиры были сотрудниками «Казахмыса». Это был частный рейс, который стал трагедией для всей страны. От взлетно-посадочной полосы место крушения отделяют какие-то семьсот метров. Там, за штурвалом, вероятно, всего просто промахнулись. Туман был такой плотный, что садиться пришлось, словно в молоко.
Е. Кенжалинов, коллега погибших пилотов: «Имеют большой налет, опытные. Практически сейчас вот у нас эти ребята были уже как последние из могикан».
А что, если подвели датчики. Пока комиссия рассматривает и этот вариант. АН-2 был полетавшим в небе, повидавшим облака. Но до своего пенсионного возраста, в отличии от самих пилотов, еще не дослужил. Провести над землей он мог еще целых семь тысяч часов. К тому же «Аннушку» регулярно проверяли и латали.
В. Круч, директор авиакомпании «Олимп эйр»: «Для самолета ремонтный срок с 2002, это очень мало. Потому как он летал очень мало».
В обычной квартире, в обычной девятиэтажке и находится головной офис авиакомпании «Олимп эйр». Теперь здесь проходят проверки. Десять человек, пять самолетов. Все лицензии на руках. Большего для счастья и не надо. Лишь бы небо было ближе.
В. Круч, директор авиакомпании «Олимп эйр»: «Я не хочу предполагать, что было. Мне очень жаль специалистов, которых мы потеряли, и жизнь этих людей».
Т. Клюшева, вдова командира экипажа В.Клюшева: «Постоянно было беспокойство. Всю жизнь. Он летчик. Это его любимое занятие. Поэтому».
Все специалисты «Казахмыса» тоже были золотыми кадрами. Среди погибших главный механик, начальник отдела технического планирования и совсем молодой директор департамента. 36-летний Г. Толеубаев взлетел по карьерной лестнице и, так неожиданно, разбился.
А. Каппаров, коллега погибшего: «Он был ответственным, дисциплинированным. Я никогда не видел, чтобы он что-то не выполнял. Если он сказал, то слово сдерживал».
Всех погибших уже проводили в последний путь. Вся страна уже не в первый раз задалась вопросом – почему самолеты и вертолеты стали падать так часто. Конечно, на земле гибнут больше. В чужом небе ошибаются чаще. Если где-то хуже, не значит, что проблем в нашей авиации нет вообще.
М. Ашимбаев, депутат Мажилиса Парламента РК: «Это большая трагедия. Не только для семьи, но и для всех казахстанцев, конечно. Сейчас эта ситуация является предметом расследования
Расследовать трагедию на границе неба и земли быстро не получалось еще никогда. Депутаты, вроде бы, каждый раз хотят поднять до небесных высот вопрос безопасности, контроля и технического оснащения даже самых небольших и всех частных самолетов. Но каждый раз чего-то ждут.
С. Мухтыбаев, заместитель председателя Комитета гражданской авиации: «К сожалению, погибли люди. На данный момент создана правительственная комиссия. Родственники приглашены сюда, для них все условия созданы. Вся необходимая помощь и со стороны местных органов, и со стороны корпорации «Казахмыс», оказывается».
Родители Асем под окнами больницы ждут выздоровления дочери. Девушка получила второй шанс родиться и начать жизнь с нуля. Поэтому никто не сомневается, предстоящие операции пройдут удачно. Предстоящая жизнь обязательно будет счастливой. Предстоящие посадки обязательно будут мягкими.
Источник - 'Портрет недели', 26.01.2015г., 21:00, ТВ КТК