Депутаты требуют наказать банки - Панорама (Алматы)
Многие банки перестали выдавать кредиты в тенге, их интересуют только долларовые займы, утверждают некоторые мажилисмены. Они потребовали от главы Нацбанка Кайрата Келимбетова принять меры и наказать эти финансовые учреждения.
- Нам поступают многочисленные жалобы от предпринимателей по поводу того, что банками второго уровня практически прекращена выдача кредитов в тенге. Все кредиты выделяются либо в долларах, либо с привязкой к курсу иностранных валют. В тех отдельных случаях, когда кредиты предоставляются в тенге, процентная ставка становится настолько высокой, что лишает смысла любую предпринимательскую деятельность, - озвучила свой запрос на пленарном заседании мажилиса депутат Светлана КАДРАЛИЕВА.
Мажилисвумен напомнила, что вообще-то президент поставил задачу дедолларизировать экономику.
- Последнее означает отказ от использования долларов США либо другой иностранной валюты в официальных и внутренних расчетах и финансовом планировании на территории Казахстана. Однако текущая ситуация на рынке банковского кредитования в предпринимательском секторе отражает противоположную тенденцию: уход от национальной валюты и еще большую привязку к доллару. Совершенно очевидно, что банки тем самым перекладывают валютные риски на предпринимателей и население, - заявила г-жа Кадралиева.
В таком случае нужно забыть о новых проектах бизнеса и об экономическом развитии в целом, считает она. В связи со сложившейся ситуацией депутат попросила представителей Нацбанка ответить на следующие вопросы: в курсе ли финрегулятор резкой нехватки тенге на кредитном рынке? Если да, то какие меры предпринимаются Нацбанком для решения этого вопроса? Не нарушают ли банки второго уровня нормы банковского регулятора, отказывая в тенговых кредитах либо привязывая их к курсу иностранной валюты? Если да, то намерен ли Национальный банк принять меры по отношению к банкам-нарушителям, в частности по отзыву лицензий на кредитные операции? Теперь все эти вопросы, поставленные Светланой Кадралиевой, будут дожидаться ответов сотрудников Нацбанка.
А ее коллега Алмас ТУРТАЕВ в своем депутатском запросе заявил о том, что граждане не доверяют “Казпочте”, из-за этого часто отправляют посылки поездом и самолетом через проводников. Он возмущен тем, что в очередной раз повысилась цена на почтовые услуги, а их качество не улучшилось.
- В Астане и Алматы письма приходят с опозданием на 2-3 дня, в области - на 7 дней. Имеются факты утери посылок. “Казпочта” начисляет комиссию на отпускную цену печатных изданий, и цена на газеты повышается, - заявил депутат, обращаясь к министру по инвестициям и развитию Асету Исекешеву.
По его словам, с понижением качества почтовой службы с каждым годом растут нарушения закона со стороны работников “Казпочты”.
- Например, в Уральске девять работников почты были осуждены за хищение денежных средств со счетов детей-инвалидов, а в начале этого года в Актау сотрудники почты вскрыли посылки и присвоили понравившиеся им вещи! - возмутился Туртаев.
Кроме того, депутат затронул актуальный вопрос индексации зарплат работников почты. По его словам, в регионах работники “Казпочты” получают от 5 до 15 тысяч тенге, в то же время работники головного офиса зарабатывают в десять раз больше, а руководство еще и премии получает. Депутат напомнил, что правительство должно было подготовить законопроект по регулированию почтовой службы и предоставить его для рассмотрения в мажилис парламента.
- Но до сих пор такой документ не поступил, и мы сидим в ожидании. Поэтому на основании вышеизложенного просим принять необходимые меры для улучшения работы почтовой службы, - подытожил он.
В свою очередь фракция “Ак жол” снова подняла тему детских автокресел и потребовала ускорить разработку и принятие соответствующего техрегламента. Как утверждают депутаты, существует национальный стандарт на детские удерживающие устройства, однако он носит добровольный характер. А обязательные требования безопасности указываются только в техрегламенте, которого к детским автокреслам, как выясняется, не существует.
- В техрегламенте ТС есть упоминание “сиденья для перевозки детей”, но нет самих требований ни к их конструкции, ни к материалам, ни к порядку применения. В социальных сетях даже появились предложения считать автокреслами поставленные на сиденье авто детские санки, сложенные одеяла, подушки из поролона и так далее, - пояснила депутат Меруерт КАЗБЕКОВА.
Более того, как утверждает депутат, руководство Дорожной полиции даже не знает, что требования к детским устройствам должны утверждаться в техническом регламенте.
- Там считают, что полицейские имеют право на свое усмотрение определять, какое приспособление годится, а какое нет. Подобный подход создает коррупционное поле, когда даже при наличии нормального устройства у представителей дорожной полиции появляется возможность не признавать его таковым и привлекать водителей к ответственности за несуществующее нарушение. Под этим давлением сегодня водители массово скупают любые автокресла, в том числе китайского производства. Однако Китай не применяет казахстанские или европейские регламенты, там действуют собственные правила, - говорится в запросе.
В связи с этим Меруерт Казбекова от имени всей фракции попросила премьер-министра Карима Масимова поручить МВД и комитету технического регулирования и метрологии в срочном порядке ускорить разработку и принятие техрегламента на детские автокресла и удерживающие устройства. Иначе через год-два, когда регламенты будут все-таки приняты, те же дорожные полицейские не признают закупленные сегодня в ажиотаже автокресла и потребуют их заменить на новые, причем затраты на эти изменения снова лягут на плечи рядовых граждан, предупредила мажилисвумен.
Автомобильную тему продолжил в кулуарах парламента вице-министр по инвестициям и развитию Альберт Рау. Он рассказал об ограничении на ввоз из России авто, не соответствующих классу Евро-4 и старше 7 лет.
- Коллизия получилась из-за того, что внутри Таможенного союза старые машины могут свободно двигаться. При этом по казахстанским требованиям такой транспорт нельзя завозить в страну. Поэтому, уважаемые коллеги, читатели и зрители, мы и так за предыдущие годы завезли очень много старых машин. И поэтому, если авто соответствует Евро-4 и по возрасту подходит, то никто его ограничивать не будет, вот и все, - заявил вице-министр.
Он представил депутатам соглашение об облегчении взаимной торговли между странами СНГ и ТС, которое было ратифицировано во время пленарного заседания. Оно направлено на устранение технических барьеров, облегчение доступа продукции стран СНГ в ТС, расширение взаимного торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества.
Источник - Панорама (Алматы), № 3 (1108), 30.01.2015