05
Февраля

Предпринимательский комплект /Медет Есимханов/ - Курсивъ

 
В Кодекс были включены 11 ранее самостоятельных законов.
На заседании мажилиса парламента Республики Казахстан Министерство юстиции представило законопроект Предпринимательского кодекса (ПК). Ответственный госорган консолидировал в кодексе «функциональные» нормы законов, регулирующих предпринимательскую деятельность. В том числе были поставлены на утрату 11 законов. Депутаты мажилиса посчитали такой ход непродуманным - они считают, что некоторые законы стоило сохранить в отдельном виде, в особенности закон о техническом регулировании и закон о государственном контроле и надзоре. Подключение статей
«Нами проведена инвентаризация 86 законодательных актов, которые в той или иной мере содержат нормы, предусматривающие государственное регулирование предпринимательской деятельности. На этой основе систематизированы и консолидированы нормы законов, предусматривающих государственное регулирование. Отраслевые же виды предпринимательской деятельности будут по-прежнему регулироваться специальными законами. В частности, это спецзаконы в сфере промышленности, недропользования, транспорта, торговли, госрегулирования отдельных видов, скажем, регулирования, связанного с акцизной продукцией и т. д. По итогам указанной работы в проекте ПК полностью консолидированы и поставлены на утрату 11 законов. В том числе частично консолидирован закон о концессиях - самостоятельный закон о концессиях сохраняется», - заявила Замминистра юстиции Зауреш Баймол-дина, представляя законопроект депутатам мажилиса.
Депутат мажилиса Сеитсултан Аимбетов счел неудобным тот факт, что в Кодексе прописаны вопросы саморегулирования и государственно-частного партнерства (ГЧП), а также часть норм закона о Национальной палате предпринимателей. По его мнению, необходимо составить отдельный законопроект по таким неразвитым в стране вопросам, как ГЧП, а закон о НПП либо включить полностью в кодекс, либо не включать совсем.
Зауреш Баймолдина подтвердила, что ранее разрабатывались и другие варианты ПК, в которых было заложено большинство законодательных актов. В первом варианте проекта было 1136 статей (сейчас 465), вследствие чего его посчитали «неподъемным», непонятным и неудобным для предпринимателей. Поэтому на этот раз отраслевые спецзаконы были сохранены, а в проекте ПК были заложены основы, которые остаются неизменными. Вопросы о саморегулировании и ГЧП были включены в итоговый вариант документа потому, что ПК должен охватывать практически все виды предпринимательской деятельности. Закон о НПП в Минюсте решили оставить в отдельном виде, а в кодекс были включены основные положения.
В свою очередь, депутат мажилиса Рамазан Сарпеков обеспокоен тем, что включение основных положений отдельных законов в кодекс способствует дублированию и повторам законов.
Техрегулирование, госконтроль и надзор
Мажилисменов больше всего возмутило то, что на утрату были поставлены действующие законы о техническом регулировании и о государственном контроле и надзоре. По их словам, эти законы касаются не только предпринимательской деятельности. Кроме того, теперь стоит вопрос о том, как вопросы о техрегулировании в ПК будут консолидироваться с законами о техрегулировании в странах ЕАЭС.
В ответ Зауреш Баймолдина заверила, что все нормы этих законов были сохранены. Вопрос о том, чтобы поставить на утрату закон о техрегулировании, был проработан с Министерством по инвестициям и развитию, и уполномоченный орган дал свое согласие. Что касается госконтроля и надзора, то в проект ПК была заложена норма о том, что в случаях, предусмотренных отдельными законодательными актами, регулирующими вопросы или направленными на регулирование вопросов в сфере госконтроля и надзора, будут применяться нормы проекта ПК.
«Интеграционные процессы, конечно же, обсуждались при разработке кодекса. Мы учитывали все те решения, которые выносила комиссия ТС, и учитывали положения в тот момент еще будущего ЕАЭС. В том числе мы оглядывались на те положения, которые вырабатывались во время переговорного процесса по вступлению Казахстана в ВТО. Сейчас возник вопрос о законе по антидемпинговым мерам в связи с вступлением Казахстана в ВТО. На заседаниях рабочей группы мы рассчитывали, что к концу 2014 Казахстан вступит в ВТО, но переговоры затянулись. Но мы не можем «держать» проект, естественно, мы должны были его внести. А жизнь вносит свои коррективы - в ВТО не вступили, а как раз там обсуждаются вопросы, связанные с антидемпинговыми мерами, и если какие-то будут подвижки, проект ПК будет в этой части претерпевать изменения», -пояснила г-жа Баймолдина.
Вице-спикер мажилиса Дарига Назарбаева напротив, полагает, что поставить на утрату 11 законов было правильным решением, но согласилась, что надо было обсудить каждую статью в рабочих группах и вынести общее решение.
Забыли о среднем бизнесе
Депутаты обратили внимание на то, что в проекте ПК были упущены вопросы по поддержке среднего предпринимательства.
«Вот небольшая статистика: у нас на 1 января 2015 года в стране субъектов малого предпринимательства почти 75 тыс.,
среднего предпринимательства всего 4500, но при этом доля численности занятых в субъектах среднего предпринимательства составляет 16,7% от всего занятого населения, а доля выпускаемой казахстанской продукции - 73,7%. Эти цифры сами за себя говорят. Конечно, малому бизнесу мы должны помогать, все в этом заинтересованы, глава государства об этом говорит, но при этом не надо забывать про средний бизнес. Его интересы здесь должны быть отражены, даже если они не отражены в действующем законодательстве, мы с вами обладаем правом законодательной инициативы и можем необходимые нормы внести», -заключила Дарига Назарбаева.
Презумпция добросовестных предпринимателей
Один из разработчиков кодекса, руководитель фракции ДПК «Ак жол» Азат Перуашев посетовал на отсутствие такого понятия, как презумпция добросовестных предпринимателей.
<(Любые сомнения в отношениях предпринимателя и госоргана, скажем, налогового комитета или проверяющего, трактуются в пользу проверяющего. Хотя, с точки зрения права, должно быть наоборот: если не доказана вина предпринимателя, то он должен считаться невиновным, поэтому презумпция невиновности предпринимателя должна включаться в формы защиты предпринимательства, помимо других вещей», - подчеркнул он.
Какие законы пошли на утрату:
«О частном предпринимательстве»;
«О крестьянском или фермерском хозяйстве»;
«О мерах защиты внутреннего рынка при импорте товаров»;
«Об антидемпинговых мерах»;
«О субсидиях и компенсационных мерах»;
«Об инвестициях»;
«О техническом регулировании»;
«Об аккредитации в области оценки соответствия»;
«О конкуренции»;
«О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан»;
«О государственной поддержке индустриально-инновационной
деятельности».
Частично консолидирован - один закон «О концессиях».

Источник - Курсивъ (Алматы), № 4 (582), 05.02.2015