Интересы каких регионов и элитных групп представляют парламентарии? - www.radiotochka.kz
«Радиоточка» продолжает изучать генезис административных «элит» и чиновников Казахстана. Основываясь на материалах в СМИ, экспертных выступлениях и открытых исследованиях, редакция изучила региональную и «отраслевую» принадлежность депутатов обеих палат парламента, исходя из их биографий, а также родственных и профессиональных связей.
Интересы каких регионов и элитных групп представляют парламентарии?
Если уроженцев Астаны среди депутатов практически нет, то связали свою жизнь и интересы со столицей и областью аж тридцать человек. Третье место занимает Алматы, остающийся финансовым и бизнес-центром страны. Далее идут Алматинская и Карагандинская области, поделившие четвертое место. Наименьшее количество парламентариев имеют интересы в Жамбылской и Северо-Казахстанской областями. Что касается первой, то, возможно, экономические и «административные» интересы местной элиты перетекли в соседние ЮКО и Алматинскую область. А СКО, хоть и территория базирования предприятий машиностроения и легкой промышленности, но все же – область с малой плотностью населения.
Что же касается представленности депутатов по отраслевому принципу, то здесь, опираясь на здравый смысл и открытые источники, можно попробовать выстроить предположения. Лишь процентов 75-80 из них очевидно ориентированы на интересы определенных элитных группировок.
Итак, несмотря на то, что группа, условно представляющая категорию «Крупный бизнес» самая многочисленная, она включила в себя людей, которые представляют интересы разных секторов. Это и металлургия – цветная и черная, и даже втормет, и интересы так называемых «карагандинской группы», «группы западных», «группы целиноградских», «евразийцев», а также крупных холдингов, включающих в себя и финансовые институты разной принадлежности, и машиностроение, и крупные дорожно-транспортные компании, и владельцев аэропортов, и торговлю, и химпром.
Среди тех, кого ради классификации можно причислить к «старым элитам» тоже подобралась интересная команда. Предполагается, что это и «скамейка запасных», и люди, которые в силу своих профессиональных или коммуникационных особенностей не смогли занять место в активной политике. И, наконец, это «контролеры» и представители президента в парламенте, за много лет доказавшие свою преданность.
Крупная группа «силовиков» - по-видимому, самая эффективная часть парламента, поскольку это профессиональные юристы, дипломаты и военные. Это люди, много лет работавшие в системе Совбеза, Генпрокуратуры, КНБ, Минобороны, МВД и Верховного суда.
Нефтянку эксперты выделяют в отдельную «группу по интересам», хотя и тут существует принадлежность нескольким группам элит.
Несмотря на то, что от Ассамблеи народов Казахстана избрано девять мажилисменов, интересы диаспор представляют чуть больше человек. Ну, и надо помнить, что в свое время АНК сыграла роль законодательного органа в «беспарламентный период». А это означает, что это еще одна структура, где держится резерв преданных президенту людей, зачастую это тоже люди «старых элит».
Аграрии также представляют представители южных регионов, центрального Казахстана и Севера.
Группа «НурОтан» - выделяется аналитиками чисто умозрительно, - туда вошла крупная партэлита, люди, проработавшие заместителями председателя партии и на прочих крупных должностях.
Также, специалисты отмечают сильную группу Азата Перуашева, который может транслировать интересы крупного и среднего бизнеса, а также представлять минимум две элитные группировки, помимо того, что его «контуберний» делегирован от отдельных регионов (большей частью Алматы, Алматинской, Жамбылской областей).
Мало информации о представителях партии «народных коммунистов». Они, вроде бы, трансляторы «воли простого трудового народа». Но, по мнению экспертов, частично интересы завязаны и с российским бизнесом.
Что касается социально-культурного сектора, то, в основном, это коллеги Дариги Назарбаевой, неуклонно держащей вектор на защиту этой сферы, а также деятели культуры.
К «скамейке запасных», или делегированных от «административного» сектора причисляют и людей, много лет проработавших в госсекторе, квазигоссекторе и астанинской инфраструктуре.
Что касается людей из «медиа» - это, скорее, люди, которых «придерживают» для неких госпроектов. Ведь зачастую они возглавляли именно государственные медийные структуры.
Следует все же сделать оговорку: несмотря на то, что эксперты говорят о некоторой стабильности «команд» в казахстанских элитах, существуют и факты миграции людей от одних групп интересов к другим. В любом случае, изучая состав парламента, специалисты явно выделяют среди ряда группировок «координаторов» и рядовых трансляторов, и подписантов.
Вячеслав Щекунских, Денис Плавский
Источник - www.radiotochka.kz (Казахстан), 05.02.2015