13
Март

Электронная регистрация обязательна - Юридическая газета

Юридическая газета (Алматы), № 37 (2605), 13.03.2014

 
Министерство юстиции намерено установить обязательную электронную государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в случае заключения нотариально удостоверенной сделки.
Проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам усиления защиты права собственности, гарантирования защиты договорных обязательств и ужесточения ответственности за их нарушение», предусматривающий установление данной нормы, единогласно одобрен в среду депутатами Мажили-са в ходе пленарного заседания Палаты в первом чтении.
Сегодня Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» гражданам дана возможность регистрации прав на недвижимое имущество, возникающих в результате нотариальных сделок путем обращения в ЦОН либо в электронном формате через Единую нотариальную информационную систему.
Но в целях усиления защиты права собственности от различных незаконных действий при оформлении сделок объектов недвижимости Министерством юстиции в рамках представленного проекта закона предлагается исключить альтернативы по «бумажной» регистрации права (обременений прав) на недвижимое имущество в случаях, когда права (обременения прав) возникают на основании сделки, удостоверенной в нотариальном порядке.
«В этом случае, во-первых, упростится порядок и сроки регистрации. Будет обеспечен переход исключительно на электронную регистрацию. Во-вторых, удастся существенно разгрузить работу специалистов Департаментов юстиции, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество. В-третьих, уменьшится бумажный документооборот. Будут также минимизированы риски совершения мошеннических действий со стороны третьих лиц, одновременно усилится механизм защиты прав собственника при удостоверении сделок с недвижимым имуществом», - сказал Берик Имашев, говоря о преимуществах введения механизма полной электронной регистрации прав на недвижимое имущество.
Проектом закона также предлагается конкретизировать положения ст. 267 Гражданского кодекса в части установления безвиновной ответственности государства за нарушения прав собственников в результате издания государственными органами или должностными лицами незаконных актов, предусмотрев отсылочную норму на ст. 922 Гражданского кодекса, в соответствии с которой вред, причиненный в результате издания государственными органами актов, не соответствующих законодательным актам, подлежит возмещению независимо от вины органов и должностных лиц, издавших акт.
Таким образом, предлагается закрепить, что возмещение вреда, причиненного в результате издания госорганами актов, не соответствующих законодательным актам, будет осуществляться на основании решения суда, независимо от вины органов и должностных лиц, издавших акт.
Проектом закона также предлагается устранить двойное толкование норм о досрочном исполнении обязательств, обеспеченных залогом, и обращении взыскания на заложенное имущество, в том числе по ипотечным договорам. В частности, в целях обеспечения прав собственника (залогодателя) по обязательствам, обеспеченным залогом, Министерством юстиции предлагается внести поправки в ст. 317 Гражданского кодекса.
Необходимость введения данной поправки обуславливается тем, что согласно п. 2 ст. 317 Гражданского кодекса в обращении взыскания на заложенное имущество может быть отказано, если допущенное нарушение должником обеспеченного залогом обязательства крайне незначительно и размер требований залогодержателя вследствие этого явно несоразмерен стоимости заложенного имущества. Однако законодательно указанный критерий не определен. А самостоятельное определение судами данного критерия привело к тому, что при рассмотрении судами данных категорий дел сложилась неоднозначная практика. В этой связи законопроектом предлагается законодательно закрепить, что определением указанного критерия является наличие одновременно следующих двух условий: сумма неисполненного обязательства составляет менее 10 процентов от стоимости заложенного имущества. При этом период просрочки исполнения обязательства составляет менее трех месяцев.
Разработчиком предлагается усилить и защиту прав залогодержателя. Так, законопроектом конкретизируются основания для обращения взыскания на предмет залога, указав случаи, предусмотренные в ст. ст. 317, 720, 722 ГК и ст. 20 Закона «Об ипотеке недвижимого имущества».
Согласно действующему законодательству любое лицо может получить информацию из правового кадастра о зарегистрированных правах на любые объекты недвижимости, ограничения (обременения) прав, а также описание объекта недвижимости.
Такой неограниченный доступ к информации о зарегистрированных правах на конкретный объект недвижимого имущества, по словам Берика Имашева, приводит к совершению мошеннических действий в отношении запрашиваемых объектов. При этом у регистрирующего органа основания для отказа в предоставлении информации отсутствуют.
Представленным же законопроектом предлагается установить исчерпывающий круг лиц, которые без согласия правообладателя вправе получать доступ к информации по конкретному объекту недвижимого имущества. К ним отнесены адвокаты, судьи, следователи, судебные исполнители, нотариусы и т.д.
По запросам же иных лиц информация по конкретному объекту недвижимого имущества будет предоставляться только с согласия правообладателя.
«Полагаем, что предлагаемые законопроектом положения будут содействовать укреплению института защиты права собственности и договорных обязательств», - резюмировал глава Минюста.
Мажилисмены представленный проект поддержали единогласно, отметив его актуальность и своевременность.
Депутаты партии «Ак жол» предложили в рамках подготовки документа ко второму чтению дополнить его, в том числе и Гражданский кодекс, отдельной статьей, где перечислялись бы способы защиты и самозащиты права собственности от незаконных посягательств и рейдерского захвата.