Азат Перуашев: Государственные средства должны направляться на детско-юношеский спорт
(Интервью газете «PROСПОРТ», 6 марта 2015)
На прошлой неделе большой резонанс вызвало заявление депутата и лидера партии «Ак жол» Азата Перуашева о неадекватных затратах бюджета на финансирование профессиональных футбольных клубов. У известного политика и бизнесмена нашлись и горячие сторонники, и ярые противники в этом вопросе. Причём в интернете дискуссия порой перерастала в откровенную ругань, на которую, надо признать, сам Перуашев до сих пор не отвечал.
На страницах «PROСПОРТ» Азат Перуашев разъясняет, какую «больную мозоль» задел и насколько эти проблемы затрагивают ситуацию во всём казахстанском спорте.
- Азат Турлыбекович, после вашего выступления в Парламенте посыпалась масса комментариев от спортивных болельщиков в поддержку, вроде «Всё до единого слова – правда». Но были и гневные отповеди, типа «Руки прочь от футбола». Что вы можете ответить на эти претензии?
- Я хотел бы поблагодарить через Вашу газету и тех, кто меня поддержал, и тех, кто высказался против. Главное, что эта тема никого не оставила равнодушным. Дело ведь не в том, кто озвучил эту проблему, а в том, что у нас действительно нездоровая обстановка с финансированием спорта. Заметьте – я говорю о спорте в целом, а не только о футболе. Как известно, сейчас вся страна корректирует бюджет, сокращает неэффективные расходы. Но находятся люди, которые продолжают из государственных средств финансировать собственные хобби, несмотря на отсутствие особой отдачи для общества.
Одна из таких «дыр» (хотя и не единственная) - футбольные клубы, что я и высказал. И дискуссия показала, что немало читателей и журналистов разделяет это беспокойство. Например, в вышедшей на той же неделе в одной из газет статье «Что возмутило Тимура Кулибаева», прямо указывается, что в Актюбинской области из выделенных на весь областной спорт 3,8 млрд. тенге – 3,1 млрд (или 82%) решили потратить на футбольный клуб.
А на все остальные виды спорта, вместе взятые – в четыре раза меньше! Тут и лёгкая атлетика, и волейбол, и баскетбол, и гандбол, и плаванье, и все виды борьбы (вольная, греко-римская, женская, дзюдо, самбо), и штанга, и лыжи, и коньки, и стрельба из лука, и таэквондо, и гимнастика и т.д. и т.п. Причём, если футбольный клуб расположен в областном центре, то всему остальному населению региона на спорт, получается, остаются крохи. Хотя местный бюджет формируется и из их налогов тоже.
Ну как можно не увидеть этих диспропорций, если в бюджете другой области – Атырауской – на футбольный клуб выделено 1,5 миллиарда тенге, а на тяжёлую атлетику - всего 165 тысяч, т.е. в 10 000 раз меньше! Если даже речь идёт о годовой зарплате лишь одного тренера по штанге на всю область, то она составит 13 тысяч тенге в месяц! Вы видели тренера, готового работать с мальчишками за такую зарплату? Я лично – нет.
- Но разве футбол не является самым массовым и удобным видом спорта для привлечения молодежи? По данным президента федерации футбола Казахстана футболом в стране занимается около миллиона человек.
- Безусловно, это один из самых популярных видов, и каждый мальчишка, включая нас с вами, гонял мяч.
Но вот вопрос: любим ли мы футбол в принципе, или именно благодаря нашим клубом? На регулярных играх внутреннего чемпионата пустые трибуны, телетрансляции с них смотрят ещё меньше. Мы начинаем массово болеть за своих только на международных матчах, а обычно предпочитаем смотреть испанцев, немцев, голландцев…
Так что к популярности футбола, как такового, отечественные клубы имеют само отдалённое отношение. Поэтому не нужно прикрывать популярностью игры чьи-то частные дела.
Даже не касаясь регулярных скандалов с зарплатами игроков в десятки тысяч долларов, откатов, спорного судейства, нападений на функционеров и тому подобного - создаётся общее впечатление, что в футбольных клубах финансовые интересы явно перевешивают всё остальное. И в таком виде нынешняя ситуация угрожает развитию спорта вообще, поскольку деньги, выделяемые государством на весь спорт - уходят в один футбол, обделяя все другие, в том числе 'медальные' виды.
Так называемая 'монокультура' всегда вредна и уязвима, хоть в индустрии, хоть в сельском хозяйстве, хоть в спорте. Не случайно одной из важнейших задач экономики постоянно ставится её диверсификация, т.е. развитие разных отраслей. А в финансировании спорта всё наоборот: происходит монополизация бюджетных средств одним футболом, причём без особых результатов.
Уверен, что бюджетные средства не должны расходоваться на профессиональный спорт, будь то футбольный клуб или велосипедная команда. Мне ближе другая позиция: когда государство финансирует массовый детско-юношеский спорт, национальные сборные и спортивную инфраструктуру в самых разных видах, чтобы у любого мальчишки или девчонки была возможность выбрать себе занятие по душе. А профессиональные клубы должны кормить себя сами: искать частных спонсоров, зарабатывать на результатах, в конце концов это бизнес.
Те же футбольные клубы должны привлекать частных инвесторов, которые готовы вкладывать в них свои миллионы, по такому пути идёт весь футбольный мир. В таком случае никто не станет возмущаться легионерами с зарплатой в 30-50 тысяч долларов. Но когда областные управления спорта платят большие суммы иностранным игрокам за государственный счёт, отбирая эти деньги у детских спортивных школ и тех видов, где есть шансы вырастить своих чемпионов - то это, извините, ненормально.
Перефразируя одну из фраз в мой адрес, вроде 'Руки прочь от футбола', я отвечу тем же самым: 'Руки прочь от бюджета'. Просто зарабатывайте, раз вы такие великие профи. А если не можете зарабатывать - не лезьте в государственный карман, нам нужно растить своих спортсменов.
Только при таком, действительно профессиональном подходе, у нас будут победы и на европейских стадионах, о чём мечтает каждый казахстанский болельщик. А иждивенчество за государственный счёт никогда и никого не стимулировало, оно всегда только подогревает аппетиты.
- А как быть с теми клубами, бюджет которых формируется из государственных источников – фонда «Самрук Казына», национальных компаний? Например, средства из Фонда Национального благосостояния выделяются на несколько профессиональных спортивных проектов, входящих в структуру ППСК «Астана».
- Да, на днях Дархан Калетаев озвучил такие цифры, порядка 30 млн долларов они выделяют на один из ведущих клубов.
Понимаете, с правовой точки зрения, это не бюджетные деньги, а именно корпоративные. И такой подход в любом случае более правильный, чем перераспределение на профессиональный клуб средств, выделенных бюджетом на развитие спорта в целом.
Хотя, конечно, и частным делом такие инвестиции тоже не являются, всё-таки это средства предприятий, принадлежащих государству. Поэтому их использование, как и вообще деятельность квази-государственного сектора должны быть более прозрачными, чем сегодня.
Но это большая отдельная тема.
- Почему вы посчитали нужным поднять эту проблему именно сейчас?
- Во-первых, финансовые проблемы в футболе специалисты отмечают достаточно давно, включая ваше издание. Для меня лично в этом плане стали показательными слова Даулета Турлыханова, накануне Олимпиады-2004 возглавлявшего Агентство по делам спорта, который тогда в разговоре со мной посетовал, что Агентство выбивает в бюджете финансы на спорт, а местные чиновники их заворачивают на один только футбол.
Во-вторых, на недавнем заседании исполкома Федерации бокса, тренеры с мест обратились с жалобами на мизерное бюджетное финансирование в регионах, при том, что именно бокс приносит медали на Олимпиадах. И Федерация поручила мне, как депутату Парламента и члену исполкома, поставить вопрос перед госорганами о справедливом финансировании видов спорта.
В целом же, проблемы подготовки казахстанских спортсменов, развития детско-юношеских школ, поддержки тренеров, доступности спортивных объектов поднимаются мной достаточно регулярно – возьмите хотя бы прошлогоднюю критику по итогам выступления нашей сборной по хоккею на чемпионате мира.
Это принципиальная позиция: уверен, что нам нужно растить своих чемпионов и уделять больше внимания здоровью нации, чем зарубежным легионерам. Они, конечно, тоже нужны, но не за государственный счёт.
- Оппоненты упрекают Вас в непонимании проблем спорта, мол, раз так переживает за футбол, почему не проведёт детский футбольный турнир?
Позволю себе не согласиться. Как член руководства Федерации бокса и сам бывший спортсмен, в проблемах спорта я всё-таки немного разбираюсь, хотя возможно и не так хорошо, как некоторые комментаторы в сети.
Что же касается организации турниров, то это запоздалый совет, поскольку мы с друзьями их устраиваем уже лет 10-15. Только в прошлом году провели детские и взрослые турниры по футболу, волейболу, борьбе, кокпару, причём не в крупных городах, а в сельской местности.
Правда, прессу на них не приглашаем.
Я и сам с удовольствием играю в футбол, регулярно плаваю, бегаю на лыжах. Говорю это не для статистики, а чтобы пояснить: со спортом не просто знаком, а понимаю, какие драйв и радость дарит это чудо. Тем более нужно, чтобы к этому чуду приобщались с юности не только заезжие дяди, но и каждый человек в Казахстане.
- Экономить - значит экономить. Но тогда почему и наши депутаты отказались последовать примеру российских коллег, сократив себе зарплату на 10%? Ведь Вы были единственным, кто согласился на такую меру, но даже при этом усомнились в результате.
- Во-первых, Россия потому и делает такие шаги, что она сегодня стала эпицентром кризиса, который влияет и на нашу экономику. Там на фактор падения цен на нефть наложились западные санкции, девальвация, расходы на Крым и Донбасс... Российский рубль обрушился в два с лишним раза; по сообщениям прессы, в России за последние два месяца продукты подорожали в 2-3 раза, и этот рост цен продолжается. Поэтому там вынуждены идти и сокращение зарплаты госслужащих, вводить и иные ограничения.
В Казахстане положение принципиально другое. Прошлогодняя девальвация тенге и инфляция не идут ни в какое сравнение с российскими аналогами. У нас не сокращена ни одна социальная программа, включая спорт. Не сокращены зарплаты ни госслужащим, ни бюджетникам. Единственное, что сделано в рамках корректировки бюджета – отложены инвестиционные затраты на новые проекты, отложены повышения зарплат, исключены неактуальные расходы (различные опросы, исследования и т.д.). Даже о госрасходах на футбол мы говорим в плане более эффективного перераспределения этих сумм, но никак не в плане их урезания.
Поэтому, наверно, мои коллеги-депутаты из других фракций и высказались против сокращения зарплат, - раз уж нет секвестра бюджета в целом. Хотя я, как Вы правильно заметили, от имени фракции «Ак жол» выразил нашу готовность к такому шагу. Все депутаты нашей партии вышли из бизнеса, поэтому для нас этот вопрос не критичен.
- Вам не кажется сравнение с Россией не вполне корректным? Наши северные соседи выиграли командный зачет на зимних Олимпийских Играх. А мы не можем подняться выше четвертой позиции и на летних и на зимних соревнованиях у себя на континенте.
- Так вы же спросили по сокращение зарплат, а этот вопрос напрямую зависит от состояния экономики, а не от количества медалей. Что касается развития массового спорта, то нам многому надо учиться, и не только у России. Хотя и у неё тоже.
- Вы не хотели бы на заседании Мажилиса Парламента инициировать обсуждение программы развития детско-юношеского футбола?
- Каждый должен заниматься своим делом. Я, как депутат, обязан добиваться от госорганов понятного и сбалансированного бюджета. Повторюсь, финансирование спорта осталось практически на прежнем уровне. Но распределение сумм между конкретными видами решается местными бюджетами, которые формируют акиматы, а не Парламент. На перекосы в данной сфере я и обратил внимание госорганов.
А программой развития каждого конкретного вида спорта должна заниматься профильная федерация. Уверен, что федерация футбола также прилагает усилия в этом направлении.
Что касается упреков некоторых комментаторов, мол, «критикует и не предлагает», то они просто валят с больной головы на здоровую: по их мнению, тот, кто обращает внимание на проблемы, сам в них и виноват. Упрекнули меня старыми стадионами, слабыми секциями. Ну, так и требуйте от руководства своих клубов правильно управлять миллиардными суммами, которые им выделяются.
Подозреваю, что своим предложением пересмотреть финансирование клубов (а речь идёт о десятках миллионов долларов) я кого-то сильно обеспокоил, вот и весь ответ. И под лозунгом «Руки прочь от футбола!», скорее подразумевается «Руки прочь от моих миллиардов». Но извините, миллиарды-то эти не ваши, а бюджетные, народные.
На деле, несмотря на гигантские вливания из бюджета (особенно по сравнению с другими видами спорта), наш футбол результатов, сопоставимых с другими видами спорта, пока не даёт. Хотя есть немало примеров, когда при более скромных финансах, казахстанские спортсмены добиваются более убедительных плодов: возьмите футзал, где наши «Кайрат» и «Тулпар» нередко обыгрывают тех же европейцев; или тот же хоккей, где Казахстан периодически прорывается в мировую элиту. Получается, дело не столько в деньгах, сколько в правильном управлении.