04
Март

Поручениям Президента по поддержке отечественного производства необходимо придать силу закона - www.nomad.su

 
А.Перуашев: На дворе уже весна 2015-го, прошло более года после исключения из закона о госзакупках норм о казахстанском содержании и обещания защитить отечественный бизнес через закон 'О закупках'…
Поручениям Президента по поддержке отечественного производства необходимо придать силу закона – об этом заявил Азат Перуашев в ходе брифинга в Службе центральных коммуникаций, посвященном реализации поручений Президента на расширенном заседании Правительства 11 февраля.
Напомним, что Президент Назарбаев дал сразу три поручения, касающиеся защиты интересов отечественных производителей:
– в рамках реализации программы 'Нурлы жол' обязать всех подрядчиков закупать отечественные товары и услуги;
– возобновить форумы по казахстанскому содержанию;
– запустить акцию 'Сделано в Казахстане'.
'Могу сказать, что это крайне актуальные поручения. Не случайно в тот же день, через два часа после этих поручений Президента, партия 'Ак жол' направила депутатский запрос Правительству, с предложением придать этим поручениям Президента силу закона, через разработку законопроекта 'О закупках', – подчеркнул А.Перуашев.
Он рассказал, что в 2013 году были приняты поправки в закон 'О государственных закупках', которые ликвидировали существовавшие ранее преференции для отечественных производителей и уравняли наши товары с российскими и белорусскими.
При рассмотрении в Мажилисе данные положения подверглись критике депутатов фракции 'Ак жол'. Однако в ответ на сигналы об ущемлении интересов национального бизнеса, Министерства финансов в письме от 4 декабря 2013 года уведомило депутатов 'Ак жола', что защита интересов казахстанских производителей будет решена через закон 'О закупках', регулирующий деятельность предприятий квазигосударственного сектора и крупных недропользователей.
Тогда 'акжоловцы' согласились с таким подходом, поскольку объемы рынка квазигосударственного сектора в 5-7 раз превосходят рынок государственных закупок. Например, в 2012 г. рынок госзакупок составил 1,5 трлн тенге, а закупки нацкомпаний, госпредприятий и недропользователей превысили 8,4 трлн тенге. В 2013 г. госзакупки составили 1 трлн, закупки по линии Самрук-Казына и недропользователей – 7,3 трлн.
Сообщение о том, что работа над аналогичным казахстанским законом уже ведется – было направлено еще 4 декабря 2013 г. Еще через полгода – 24 июня 2014 г., на вопрос депутатов ДПК о затягивании документа, Агентство по защите конкуренции заверило, что закон 'О закупках' будет внесен в Мажилис осенью 2014 года.
На дворе уже весна 2015-го, прошло более года после исключения из закона о госзакупках норм о казахстанском содержании и обещания защитить отечественный бизнес через закон 'О закупках'. В Мажилис уже поступили очередные поправки в закон о госзакупках, в январе состоялась их презентация. А обещанный бизнесу закон в поддержку наших производителей так и не появился, и ничего неизвестно о его судьбе.
Между тем, ситуация приобретает весьма критический оборот. В результате девальвации российского рубля, казахстанские производители стремительно теряют потребительский рынок.
'Для многих из них огромный рынок закупок нацкомпаний и недропользователей мог бы стать в этих условиях реальной опорой для выживания. Тогда как дальнейшее затягивание с введением защитных мер для отечественного бизнеса в этой сфере, напротив, лишает казахстанских предпринимателей столь необходимой поддержки, – уверен лидер 'Ак жола'.
Азат Перуашев привел цитату из запроса фракции от 11 февраля: 'Сегодня, буквально пару часов назад, на заседании Правительства Глава государства поручил нацкомпаниям поддержать тенге, предприятиям – искать новые рынки сбыта, а всех граждан призвал быть патриотами и покупать казахстанскую продукцию.
Думаем, что лучшей формой выполнения этих задач могло бы стать законодательное введение норм о казахстанском содержании в закупках квази-государственного сектора'.
Правда, в ходе того же заседания Правительства, вице-премьер Б.Сагинтаев сообщил, что в текущем году заключены меморандумы нацкомпаний и системообразующих предприятий с отечественными производителями на сумму 960 млрд.тг. Помимо этого, еще 100 млрд.тг заложено в меморандуме акимата г.Алматы и ФНБ 'Самрук-Казына'.
'Это, безусловно, важная и нужная работа, – отметил Перуашев. – Но необходимо учитывать, что речь идет о меморандумах на общую сумму 1 трлн. 060 млрд тг., что составляет лишь 12-15% от общей суммы закупок в данном секторе экономики.
Между тем, согласно ГПФИИР, к 2015 г. поручалось обеспечить долю казахстанского содержания в закупках государственных учреждений и организаций, национального управляющего холдинга, национальных холдингов и компаний – товаров до 60%, а в закупках работ и услуг до 90%.
Таким образом, суммы меморандумов не покрывают указанных обязательств'.
Кроме того, депутат обратил внимание на тот факт, что 'де-юре' меморандум – не есть обязательный документ, это лишь протокол намерений, практическое исполнение которых, как правило, заметно ниже заявленных цифр. И никакой ответственности за неисполнение меморандума стороны не несут, в отличие от неисполнения закона.
Поэтому в 'Ак жоле' считают, что придание поручениям Президента о казахстанском содержании силы закона могло бы оказать серьезное содействие Правительству в реализации возложенных задач. Тем более, что такие же нормы о приоритете местных товаров установлены Законом 'О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц' для государственных предприятий в России и других странах ТС.
 
Источник - www.nomad.su  (Казахстан), 03.03.2015