На голодном пайке /Аскар Муминов/ - Курсивъ (Алматы)
Сколько получают казахстанские депутаты?
Предложение, озвученное в кулуарах нижней палаты парламента о сокращении заработных плат депутатов в период кризиса, как это намереваются сделать в России, было воспринято ими в штыки. Казахстанские парламентарии сетуют, что и без того получают не так много, как кажется гражданам, и если в России сокращение не сильно скажется на самочувствии депутатов, которые получают около $10 тыс., то для казахстанских парламентариев, зарабатывающих в разы меньше, это будет чувствительно.
А в России больше
Председатель Госдумы РФ Сергей Нарышкин предложил обратиться к президенту Владимиру Путину с вопросом о снижении заработных плат депутатов, которые с 2014 года начали получать в разы больше, чем раньше. В среднем российские парламентарии зарабатывают от $8 до 10 тыс., предлагается сократить их оклады на 10%.
Однако их казахстанские коллеги восприняли инициативу сокращения заработных плат неоднозначно. Перспектива потерять часть кровно заработанного даже заставила их пролить свет на сумму получаемых мажилисменами денег - 400 тыс. тенге в месяц. «Что не идет ни в какое сравнение с зарплатами российских депутатов», - возмущаются они.
Депутат партии «Hyp Отан» Айгуль Соловьева в комментарии «Къ» пояснила позицию парламентариев.
«Я считаю подобный подход неэффективным и контрпродуктивным. Просто сравните заработные платы депутатов России, которых 450 человек, а количество конечных законов, принимаемых ими, практически такое же, как и в Казахстане. Российским депутатам для достижения нашего уровня заработной платы нужно не на 10% сокращать, а на 75% и число помощников в 5 раз тоже. Вот какой у них резерв возможностей для выражения своей солидарности с народом. Закрепление образа богатого депутата - агашки в сознании людей исходит из опыта общения и личных наблюдений. Однако нужно понимать, что депутаты не рождаются в парламенте, а имеют жизнь до и после, у многих свой жизненный багаж и успешный предпринимательский опыт в прошлом. Кроме того, и мифов существует множество, и большинство моих коллег, кроме честного служения своей родине, на различных постах не приобрели больших благ и живут только на свою заработную плату. Для снижения этих мифов в настоящее время готовится необходимая практическая база для всеобщего декларирования доходов. Партия «Hyp Отан» инициирует законы «О доступе к информации», «Об общественном контроле» и «О противодействии коррупции». Насчет 400 тыс. тенге, получаемых депутатами. Такая усредненная цифра прозвучала в кулуарах парламента. Это не совсем верно, чуть больше 400 тыс. тенге, я точно не знаю, поскольку я сразу часть зарплаты отправляю нуждающимся, и мне на карточку поступает остаток. Однако когда я спрашивала, то подруги сказали, что свыше 400. Возможно, после всех вычетов. А россиянам еще ужаться в 3 раза нужно по количеству депутатов для достижения нашего уровня», - пояснила Айгуль Соловьева.
Прожить на зарплату
Депутат партии КНПК Айкын Конуров заметил, что, как показало время, даже в российской государственной думе вопрос по зарплатам оказался спорным. Сергея Нарышкина поддержала только партия ЛДРП, которая славится своими популистскими заявлениями. Подход больше похож на PR-ход. В России реальный кризис, и это такой месседж населению - мы с вами в одной лодке. Фактически же снижение на 10% особо не отразится на расходах депутатов. Обеспеченность депутатов разная, как и путь, который прошли каждый из них, прежде чем попасть в кресло законодателя. Кто-то пришел из исполнительной власти, кто-то из бизнеса - у каждого уже есть определенный багаж различных активов. Было бы парадоксально, если бы в сегодняшних условиях этих активов не было, сказал он.
«Звучало мнение, что если секвестировать зарплаты депутатов и министров, то это создаст поле для коррупции. В этом есть определенный смысл. Высокие зарплаты и соцпакет на госслужбе являются существенным барьером для коррупции. Но везде есть исключения и причиной этого является безудержная гонка потребления. У нас интересная градация: госслужащий - низкий доход, чиновник - высокий доход. Подавляющая часть государственных и гражданских служащих существуют на небольшие зарплаты. Есть корпус «А» - где зарплаты высокие. Есть еще квазигоссектор. Там зарплаты в разы выше, чем и у корпуса «А», и у депутатов. Поэтому грести всех под одну гребенку, как часто это бывает, нельзя. Собирательный образ чиновника с маленькой зарплатой, но в дорогой одежде, машине и квартире не навязан искусственно, он проявился естественно и закрепился в сознании простых людей, и этот образ накладывают зачастую на любого в строгом костюме. Неприятие ни к чему хорошему не приводит. Сам же я сторонник, чтобы зарплаты у всех были достойные. Нужно бороться не с достатком, а с бедностью, возможности нашей страны это позволяют. Депутаты-коммунисты часть зарплаты аккумулируют для поддержки партии в выборных компаниях, также при их поддержке партия оказывает спонсорскую помощь, реализуется ряд социальных проектов», - рассказал Айкын Конуров.
Кого сократить?
Как выяснилось, что если даже и сократить казахстанским депутатам зарплаты на те же 10%, это несильно обогатит государственный бюджет. Можно будет его пополнить в среднем на 20-25 млн тенге, утверждает депутат Омархан Оксикбаев. К тому же парламентарии сетуют, что им в отличие от других госслужащих уже 2 года не повышали зарплату, даже после девальвации в феврале 2014 года.
Среди парламентариев немногие согласились на урезание. В числе добровольцев оказался лидер партии «Ак жол» Азат Перуашев, который пояснил, что в случае с народными избранниками из возглавляемой им партии дела обстоят проще. Они представляют бизнес-среду и поэтому могут себе позволить сокращение зарплат.
Депутатов поддерживает и бывший дипломат Казбек Бейсебаев. Он считает, что если российские парламентарии решили пропи-ариться, то это не значит, что и казахстанские тоже должны так поступать.
«Якакраз считаю, что депутаты, как и чиновники, должны получать достойное вознаграждение за свой труд. Скажем так, чтобы все силы должностных обязанностей, а не отвлекались на решение каких-то своих личных проблем и не думали, как прожить от зарплаты до зарплаты. Другой вопрос, как они выполняют свою работу, эффективна ли она, как они решают проблемы народа, от имени которого выступают? Конечно, должны быть сокращения каких-то расходов. В век интернета многие вопросы можно решить без всяких помощников, напрямую. Например, видео-встречи или видеоконференции. Сейчас каждый водит машину, значит, можно самому и без персонального водителя добираться до нужных мест в городе», - заметил он.
В кризис с народом
А вот юрист и правозащитник Максат Илиясулы настаивает на том, что не только депутаты, но и сенаторы в кризис должны быть со своим народом и сократить заработные платы.
В комментарии «Къ» он отметил, что в двухпалатном парламенте Республики Казахстан число депутатов составляет 154 человека. Приблизительные затраты на содержание двух палат парламента составляет 15 млрд тенге. Таким образом, на содержание одного депутата государство тратит чуть меньше 100 млн тенге, а каждый депутат в день стоит для казны 380 тыс. тенге.
«Стоит ли парламент таких затрат? Думаю, что нет. Как мы знаем, среди депутатов бедных и бездомных нет. У всех есть квартиры, машины и деньги. Поэтому для сокращения расходной части бюджета, для экономии средств во время экономического кризиса предлагаю лишить депутатов служебного автотранспорта и служебных квартир. Также предлагаю сократить количество служебных автотранспортных средств правительства и областных акиматов. Для содержания служебных машин и гаражей из государственной казны уходит немалая сумма. Сэкономленные средства предлагаю направить на обеспечение детей булочками», - сказал он.
Он привел в качестве примера данные портала государственных закупок, где в 2014 году были десятки тендеров на закупку для чиновников и полицейских служебные авто, стоимость которых могла превышать $40 тыс. Например, ДВД Костанайской области объявляло тендер по закупке служебного авто за 36 млн тенге.
Источник - Курсивъ (Алматы), № 8 (586), 05.03.2015