Налоговые поправки перемололи мельницы /Медет Есимханов/ - Курсивъ (Алматы)
Фермеры Костанайской области просят отменить поправки, внесенные в Налоговый кодекс с начала 2015 года. Вступившие в силу 1 января изменения и дополнения «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» лишили их возможности заниматься дополнительными видами деятельности без перехода на общеустановленный режим налогообложения. Дошло до того, что если фермер пожелает продать старую сельхозтехнику или купить сырье для мельницы, он лишится всех льгот и послаблений и будет вынужден платить 100% налогов.
Оказалось, что основным лейтмотивом внесения изменений и дополнений в Налоговый кодекс стало повышение налога на земли сельскохозяйственного назначения в целях их рационального использования. В частности, земельный налог был увеличен в пять раз, отменена 70% льгота при исчислении земельного налога юридическими лицами – производителями сельхозпродукции. Для крестьянских и фермерских хозяйств (КиФХ) были установлены предельные совокупные площади по регионам, на которые распространяется специальный налоговый режим. Местным представительным органам дана возможность увеличивать налог в 10 раз, если земля не используется по назначению.
Выступая на форуме, посвященном продовольственной безопасности Казахстана, министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков назвал новые изменения экономическим рычагом: «Нужен экономический мотив, чтобы он (фермер) эту землю использовал, потому что платить ему такой налог будет уже невыгодно, не работая. Либо нужно ему самому там работать, либо нужно с кем-то объединиться, либо эту землю придется вернуть государству, которое даст ее более эффективному собственнику».
Эксперты признают, что поправки в Налоговый кодекс были необходимы и приняты своевременно, однако отмечают, что и здесь не обошлось без побочных действий. В частности, то, что фермеры не могут заниматься дополнительными видами деятельности, по словам вице-президента союза фермеров Казахстана Акжола Абдукалимова, произошло из-за введения запрета на ведение раздельного учета. Раньше по Налоговому кодексу крестьяне могли иметь право заниматься прочими видами деятельности, такими как переработка, обработка шкур, содержание пекарни или оказание услуг сторонним организациям по уборке снега или расчистке дорог, и получать за это деньги. Такая практика существует по всему миру. Когда фермер перерабатывал свою пшеницу, он платил единый земельный налог, а когда покупал пшеницу из других источников, он мог вести раздельный учет, где присутствовал другой режим налогообложения. С введением новелл в Налоговый кодекс фермеры лишились такой возможности.
«Таким образом создается дополнительный барьер к тому, чтобы фермеры развивались, заканчивали цикл своей продукции. Самое главное, что сейчас они не могут помогать своим односельчанам, даже не имеют права продавать свою старую технику, потому что рискуют перейти на общеустановленный режим налогообложения. Мы считаем, что это перебор, и такое ни к чему хорошему не приводит… Это регресс, потому что это приостанавливает развитие сельских перерабатывающих предприятий на базе КиФХ. Это шаг назад. Видите ли, у нас сезон сельскохозяйственных работ длится около 5–6 месяцев, а остальные 6 месяцев фермеры сидят сложа руки. А вот эта переработка позволяет им иметь, во-первых, работу не только для себя, но и для наемных односельчан. Теперь с введением запрета многие вынуждены закрыть свои мельницы, потому что им не хочется платить бешеные налоги», – пояснил г-н Абдукалимов.
При этом, как считает вице-президент союза фермеров Казахстана, само по себе увеличение налоговой нагрузки на землю в пять раз не привело к существенному осложнению положения КиФХ. Драматизм ситуации состоит в том, что общеустановленный налоговый режим предполагает массу требований по ведению бухгалтерского учета и отчетности с атрибутами бюрократии и бумаготворчества. Сюда добавляется НДС и 100% уплата всех налогов.
Теперь для того, чтобы заниматься другими видами деятельности, крестьянское хозяйство должно будет перейти в разряд ТОО. Данная перспектива явно не для слабонервных. Во-первых, по закону крестьянское хозяйство – не правопреемник ТОО, поэтому для начала нужно закрыть крестьянское хозяйство, отдать землю обратно государству, а затем написать заявление об открытии ТОО. Потом нужно будет участвовать в тендерах на землю как ТОО. В этом случае не факт, что земля снова достанется прежнему владельцу.
Не обошлось в Налоговом кодексе и без других проблем. Одновременное повышение земельного налога в пять раз и отмена 70% льготы юридическим лицам привели к тому, что на деле земельный налог для юридических лиц возрос в 10–15 раз. К примеру, в ТОО «Достык 6» Акмолинской области, имеющей в наличии около 6 тыс. га пашни, до 2015 года ежегодный налог на землю составлял чуть более 40 тыс. тенге, а в этом году – более 700 тыс. тенге.
Асылжан Мамытбеков ранее мотивировал такие изменения тем, что таким образом должен работать рынок: «…Средний показатель урожайности по пшенице у нас 11,4 ц. Это очень низкий показатель. Да, есть хозяйства, которые получают 20-30 ц, а есть хозяйства, которые получают 40 ц. Но что такое средняя площадь? Это значит, есть хозяйства, которые получают 4-5 ц, есть те, которые концы с концами не сводят. И они за эту землю держатся. Не срабатывает закон рынка, что слабый должен уходить, а сильный развиваться и увеличиваться».
В союзе фермеров Казахстана считают, что необходимо разрешить КиФХ вести раздельный учет при прочих видах деятельности. Для категории КиФХ, не подпадающих под применение ЕЗН, предлагается уменьшить налоги на 70%, а продукцию, произведенную этими хозяйствами в прошлые годы, во избежание двойного налогообложения освободить от налогов. Само действие новелл по налогообложению необходимо приостановить до 1 января 2016 года.
Противоположного мнения придерживается председатель аграрного комитета мажилиса парламента РК Ромин Мадинов. Он предложил не делать преждевременных выводов и поработать в действующем режиме. По его словам, кодекс сделал большой шаг по экологическим платежам, при этом начата работа в том, чтобы за землю платили в связи с ее использованием или неиспользованием.
«С другой стороны, есть принципиальное понимание. Мы на встрече с правительством договорились, что мы где-то в мае-июне вернемся с изменениями, которые уже будут более системными, и после этого в течение года рассмотрим, чтобы уже в 2016 году с учетом ошибок этого года рассмотреть и внести какие-то другие новшества… Сделана попытка предложить альтернативу, чтобы фермер выбирал ту форму, которая ему наиболее выгодна. Это основная суть введения тех изменений, которые произошли, поэтому давайте посмотрим, не будем судить. Прошло пока три месяца. В середине года вернемся после посевной, будем собирать круглые столы, соберем фермеров и обсудим, не торопясь, без горячки», – заключил Ромин Мадинов.
Источник - Курсивъ (Алматы), № 12 (590), 02.04.2015