15
Май

Депутаты уличили чиновников в плагиате национальных стандартов других стран - Панорама (Алматы)

1200 сотрудникам упраздненной финполиции до сих пор не выплатили часть заработной платы, а также причитающиеся компенсационные выплаты. Мажилисмены просят правительство разобраться в ситуации.
Уволенные финполовцы попросили мажилисменов помочь вернуть долги по зарплате. В ходе пленарного заседания депутат Еркин Шпанов огласил запрос на имя Премьер-Министра.
- Ко мне обратились бывшие сотрудники финпола. После их увольнения 18 ноября 2014 года в связи с упразднением ведомства им не была выплачена часть заработной платы, а также причитающиеся компенсационные выплаты в размере 4 месячных должностных окладов, - сказал г-н ШПАНОВ.
При этом он пояснил, что претензии экс-финполовцев были признаны Министерством финансов и Генеральной прокуратурой. Задержку выплат в этих госорганах объяснили необходимостью прохождения ликвидационных процедур, предусмотренных законодательством.
- Более того, законность их требований подтвердил своим решением и Сарыаркинский суд Астаны. В Министерстве финансов сообщили, что в настоящее время Минфин внес предложение о выделении средств по погашению задолженности Агентством по государственной службе и противодействию коррупции. Однако до сих пор бывшие сотрудники ликвидированного ведомства не получили причитающиеся им денежные выплаты, и их представители повторно обратились ко мне, - отметил он.
В связи с этим мажилисмен попросил содействия правительства в скорейшем разрешении данного вопроса. А его коллега, Талгат Ергалиев обвинил спасателей в несвоевременном предупреждении населения о предстоящих наводнениях. В своем запросе на имя главы МВД Калмуханбета Касымова депутат напомнил, что буквально месяц назад несколько областей столкнулись с паводками. В зону затопления попали более 50 населенных пунктов и около 1200 домов, большая часть из них оказалась разрушенной, более 11 тысяч граждан были вынуждены перебраться в эвакуационные пункты.
- Ущерб от наводнений исчисляется миллиардами тенге. Между тем еще в февральском прогнозе “Казгидромета” по Акмолинской, Карагандинской, Северо-Казахстанской и Костанайской областям показывалось увлажнение грунта, наличие снегозапасов в бассейнах рек с превышением нормы на 30-40%. Уже тогда ожидалась повышенная водность рек Есиль, Селеты, Шагалалы, Нура. Учитывая необычно снежную весну, произошедшие наводнения не были неожиданностью и прогнозировались всеми заранее, включая руководство Комитета по ЧС. Однако для того, чтобы минимизировать потери, было сделано недопустимо мало. По подсчетам специалистов, стоимость подготовительных работ в 10-20 раз меньше стоимости восстановления затопленных населенных пунктов, - отметил Талгат ЕРГАЛИЕВ.
Однако, по его словам, необходимые меры стали применяться только в последние дни, и время было упущено.
- Служба ЧС забыла, что в апреле накопившийся снег почему-то тает и превращается в воду. Все, кто видел кадры потоков несущейся воды, смывающей дороги, бетонные плиты, целые села, все, кто видел эту картину, согласятся, что такой объем воды и снега по всей степи было бы невозможно перекидать лопатами жителям аулов. Но именно это предлагало руководство комитета МВД, - саркастично заявил мажилисмен, отмечая, что ответственными лицами допущены просчеты при выборе видов защитных противопаводковых мероприятий.
Так, в интервью прессе 7 апреля вице-министр МВД Владимир Божко назвал две причины столь тяжелых последствий: этой зимой снега выпало на 40% больше, чем прошлой, и что “население не вывозит снег”. В связи с чем была поставлена задача провести сходы, чтобы граждане самостоятельно вывезли снег.
- Однако, как показали масштабы наводнений, имела место явная недооценка уполномоченным органом объемов накопленного снега, имели место и просчеты при выборе видов защитных противопаводковых мероприятий, - считают в “Ак жоле”.
Г-н Ергалиев привел в пример зарубежный опыт:
- В целях предупреждения паводков по всему миру применяется не только “вывоз снега”, но и строительство береговых укреплений, подрыв скопившегося льда на реках, сооружение обводных рвов вокруг населенных пунктов по пути разлива вод и т.д.
Депутатская фракция партии “Ак жол” считает неэффективными действия Комитета по ЧС МВД, связанные с предупреждением наводнения в указанных регионах, и просит министерство сообщить о сделанных выводах и предпринимаемых мерах.
Екатерина Никитинская озвучила депутатский запрос Премьеру Масимову, где обвиняет чиновников, отвечающих за систему технического регулирования, в копировании техрегламентов из открытых источников в Интернете и плагиате национальных стандартов других стран вместо самостоятельной разработки стандартов.
- Бюджетные средства при этом списываются как за самостоятельно разработанные документы. Получается, что за чисто номинальное придание находящемуся в открытом доступе документу статуса нацстандарта государство платит как за полноценную разработку, включающую массу документальных, технологических и производственных процедур, те же Т1,5 млн. Считаем, что в данном случае имеет место как минимум неэффективное использование бюджетных средств, - подчеркнула г-жа НИКИТИНСКАЯ.
Помимо этого, депутат отмечает, что применяемый подход имеет и другой негативный эффект - автоматически переносимые в Казахстан иностранные стандарты ориентированы на продукцию, производимую этими странами. Тем самым вместо защиты интересов отечественных производителей, выстраиваемой путем слепого дублирования системы стандартов, заведомо создается преимущество не для Казахстана, а для иностранной продукции даже на внутреннем рынке.
- Еще более странно, что принятые за счет госсредств нацстандарты вдруг становятся коммерческой информацией, доступ к которой обеспечен только на платной основе. Несмотря на то, что, согласно закону, национальный стандарт должен быть доступным широкому кругу населения. В этой связи депутатская фракция “Ак жол” предлагает определить, что заимствованные стандарты могут утверждаться в качестве национальных только в том случае, если в республике отсутствует собственное производство аналогичной продукции, - сказала депутат.
В ходе разработки национальных стандартов необходимо обеспечить фиксацию характеристик, формирующих приоритет казахстанской продукции перед зарубежными аналогами, считает Екатерина Никитинская. Она также предлагает пересмотреть в сторону значительного сокращения расходов за утверждение стандартов, принимаемых методом “смены обложки”.
- Полагаем, что оплата за такие документы, заимствованные из открытых источников, не может превышать размера заработной платы служащего, то есть Т100-150 тыс. вместо запланированных Т1,5 млн. Следует обеспечить свободный доступ к базе данных национальных стандартов, разработанных за счет государственных средств, на безвозмездной основе, - резюмировала депутат.
Традиционно после зачитывания запросов депутаты приступили к рассмотрению законопроектов. Так, был одобрен в первом чтении законопроект “О частной детективной деятельности”. Министр юстиции Берик ИМАШЕВ, представляя его, отметил, что введение частной детективной деятельности ориентировано на защиту прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, государства и общества.
Он отметил, что проектом устанавливаются следующие квалификационные требования для лиц, получающих лицензию: наличие гражданства, высшего юридического образования и стажа работы не менее 15 лет в оперативных или следственных подразделениях правоохранительных или специальных государственных органов, достижение 35-летнего возраста, отсутствие неснятой или непогашенной судимости.
Обсуждая законопроект, Рауан ШАЕКИН не согласился с тем, что в нем прописана норма о том, что сыщиками могут работать лишь люди, достигшие 35 лет.
- Мы, законодатели, ждем правовую основу и возможность вытащить из тени тех, кто сегодня вне закона оказывает эти услуги, ни для кого это не секрет. И в банковской сфере это процветает, поскольку на клиентов своих собирают информацию. В Интернете, в газетах есть информация, что оказываются такие услуги, - отметил депутат.
Он сравнил детективов с журналистами.
- Можно привести сравнение: мы запрещаем детективу, но в законе о СМИ журналист имеет право осуществлять поиск, запрашивать, распространять, получать информацию, производить записи, в том числе с использованием средств аудио-, видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, запрещенных законодательством. То есть он спрашивает согласие и все это производит. Детективу мы разрешить это не можем. Но, как ни странно, журналистам ограничения по возрасту не нужны, - добавил Рауан ШАЕКИН.
В целом в ходе обсуждения законопроекта в рабочих группах депутаты внесли поправки, которые расширят полномочия частных детективов. Так, они смогут: проводить опрос, осуществлять поиск физических лиц и отождествление личности по приметам, проводить визуальное наблюдение, осуществлять внешний осмотр зданий, сооружений, строений, помещений, участков местности, транспортных средств для получения информации в целях оказания детективных услуг. Кроме того, законопроект предусматривает: с согласия физических лиц проводить аудио-, видеозапись и фотосъемку, использование которых не противоречит законодательству, осуществлять поиск похищенного или утраченного имущества, изучать и исследовать документы и предметы с письменного согласия их собственников.
Помимо этого, депутаты одобрили во втором чтении поправки по вопросам усиления защиты права собственности. Как отмечается в заключении профильного комитета, законопроектом предлагается уточнить редакцию ст. 267 Гражданского кодекса о возмещении убытков, причиненных собственнику в результате издания незаконных актов, вне зависимости от вины государственного органа или должностного лица, издавшего соответствующий акт. Устраняется двойное толкование норм о досрочном исполнении обязательств, обеспеченных залогом, и обращении взыскания на заложенное имущество.
Также предусматриваются нормы, согласно которым информация по конкретному объекту недвижимого имущества будет выдаваться по запросам иных лиц с согласия правообладателя, и определяется исчерпывающий круг лиц, имеющих право получать доступ к такой информации без согласия правообладателя. Кроме того, устанавливается обязательная электронная государственная регистрация прав на недвижимое имущество в случае заключения нотариально удостоверенной сделки.
В ходе пленарного заседания мажилис одобрил договор Казахстана и Болгарии о выдаче разыскиваемых лиц. “По условиям договора, преступлениями, влекущими выдачу лица, признаются те, которые наказываются лишением свободы на срок не менее одного года или более строгим наказанием. При этом выдача лица для исполнения приговора суда производится, если до окончания исполнения наказания в виде лишения свободы остается не менее шести месяцев”, - говорится в заключении профильного комитета. Также выдача лица не допускается в случаях, когда имеются веские причины считать, что в отношении лица, выдача которого запрашивается, не будут соблюдены минимальные права защиты при судебном разбирательстве.
Почти аналогичный договор заключен между Казахстаном и Румынией. Согласно заключению комитета мажилиса по международным делам, обороне и безопасности, документ регулирует отношения между компетентными органами стран по вопросам выдачи лиц, разыскиваемых для осуществления уголовного преследования или приведения вступившего в законную силу приговора суда в исполнение за преступления, влекущие выдачу. Согласно договору, в выдаче лиц может быть отказано, если запрашиваемая сторона сочтет, что преступление, указанное в запросе, является политическим; по национальному законодательству запрашивающей стороны преступление, в связи с которым направлен запрос о выдаче, наказывается смертной казнью, если только запрашивающая сторона не предоставит достаточных гарантий о том, что смертная казнь в отношении запрашиваемого лица не будет назначена, а в случае назначения не будет приведена в исполнение; на момент получения запроса о выдаче лица уголовное преследование, согласно национальному законодательству запрашиваемой стороны, не может быть начато или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения срока давности.
Источник - Панорама (Алматы), № 18 (1123), 15.05.2015