01
Июнь

Итоги столичной недели: Депутаты на тропе войны с МОН или превращение производственных травм в «бытовуху» - www.contur.kz

Прошлая неделя ознаменовалась публичным скандалом в парламенте – в среду на пленарном заседании нижней палаты депутат мажилиса Азат Перуашев обвинил министерство образования и науки в неспособности выполнить поручение президента по проведению аккредитации вузов. Министр образования и науки Аслан Саринжипов в долгу не остался и, выйдя из зала пленарного заседания, сделал заявления для прессы, из которых сам депутат сделал вывод – его обвиняют в лоббировании интересов частных вузов (естественно, не задаром). Вследствие чего народный избранник попросил председателя мажилиса Кабибуллу Джакупова обратиться в Генеральную прокуратуру для того, чтобы это ведомство дало правовую оценку словам главы минобра. На этом неприятные сюрпризы в мажилисе для кабинета министров не закончились – до пикировки министра и депутата мажилисвумен Дарига Назарбаева на правительственном часе в понедельник потребовала от министра по инвестициям и развитию Асета Исекешева ответа на вопрос, как правительство намерено бороться с обманом при исполнении госзаказа, когда казахстанский производитель выдает пошитую в Турции и в Китае униформу за собственное изделие легкой промышленности. А в пятницу на заседании профильного комитета нижней палаты депутат Асхат Бекенов заявил, что снижение травматизма в угольной отрасли Казахстана, которым так любит козырять министерство здравоохранения и социального развития, достигается путем сокрытия фактов получения производственных травм и банального перевода их в бытовой травматизм. В общем, за истекшую неделю обвинений в очковтирательстве правительство в парламенте услышало примерно столько же, сколько раньше выслушивало чуть ли не за год…
Тот объем вполне официального «компромата», который был выброшен на правительство парламентариями в течение последних семи дней, заставляет всерьез задуматься об эффективности деятельности кабмина. Прежде сор из избы в нынешних объемах депутатами не выносился, что позволяло премьер-министру Кариму Масимову в тех случаях, когда он присутствовал в парламенте, всерьез говорить о «конструктивном взаимодействии» двух ветвей власти – законодательной и исполнительной. Но, видимо, «косяков» последняя ветвь власти – исполнительная, накопила в последнее время столько, что депутаты забыли про свойственный им «конструктивизм» и обрушились на министерства и ведомства с большой порцией критики. И уж если депутаты не в слишком большом восторге от деятельности кабинета министров (причем не одного, а сразу нескольких ведомств), то об оценке, которую кабмину готовы поставить простые смертные, лучше вообще не задумываться (в нашем правительстве, видимо, так и делают). Что до сути конфликтов, то самый громкий из них разгорелся в среду, на пленарке мажилиса, при рассмотрении законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам регулирования деятельности автономных организаций образования». Депутат Перуашев, комментируя сам факт появления этих поправок к недавно принятому закону, заявил, что проще поменять главу МОН, чем менять законы каждый раз. «По утвержденному плану с этого года необходимо было целиком отказаться от аттестации и перейти к аккредитации ВУЗов и учреждения ТиПО. Министерство образования с этим не справилось, - констатировал Перуашев. - Вместо того, чтобы подтянуть работу либо заявить о своей неспособности ее выполнить, они приходят к нам и предлагают поменять закон. Что это такое? Есть поручение президента, оно не выполнено. Нам говорят, ну ситуация такая, давайте поменяем закон. Мне кажется, проще поменять министра, чем менять законы каждый раз», — добавил он, обращаясь к министру образования и науки Аслану Саринжипову.
И спросил у главы МОН, почему тот, практически сорвав выполнение главы государства, не подает в отставку, а пытается поменять законодательство. В свою очередь Саринжипов пояснил, что к введению полной аккредитации через саморегулируемые организации должно быть готово «не только министерство, но и сам рынок». «Субъекты рынка должны быть готовы. Мы считаем, что те ВУЗы, которые на сегодняшний день существуют в Казахстане — 127 ВУЗов. Из них более трети частные, которые работают как коммерческие организации, пока к этому не готовы, не извлекают прибыль. Они дают знания, которые не соответствуют стандартам, они выдают дипломы, которые не гарантируют качество. Эти ВУЗы не готовы к тому, чтобы создавать и сами себя контролировать и проверять свое качество»,- добавил министр. При этом он отметил, что аккредитационные агентства, которые были созданы, не готовы выполнять функции по контролю за качеством в сфере высшего образования. «То есть на сегодняшний момент мы взяли на себя ответственность и сказали: мы не готовы полностью контроль качества в высшем образовании передать этим двум агентствам. Потому что они не готовы. Мы проанализировали их работу. Не было практически ни одного отказа в аккредитации. Аккредитация — это хорошие деньги. За каждую программу ВУЗ должен платить пять миллионов тенге. Практически все кто обращался и платил эти деньги, все получили аккредитацию. Мы подумали, что это не совсем правильный подход, есть какие-то вопросы, требующие доработки»,- заключил Саринжипов на заседании нижней палаты. А потом, выйдя в коридор, предположил, что критика депутата связана с просьбами вузов не менять существующий порядок вещей при проведении проверок. Депутат Перуашев же счел это выступление весьма нетонким намеком на обращение руководства вузов к нему лично с известно какими последствиями – и попросил председателя палаты приструнить министра с помощью Генеральной прокуратуры.
«Мы только что провели дискуссию по закону об образовании. Господин министр образования и науки, выйдя из этого зала, сделал заявление для прессы, что громкие заявления депутата Перуашева связаны с лоббированием интересов мелких частных ВУЗов, которые превратили знания в бизнес, - заявил Перуашев. - Вы знаете, что такое лоббирование — это оказание услуг за деньги при проталкивании каких-то законов. Согласно Уголовному Кодексу Казахстана оскорбление депутата, связанное с использованием СМИ, влечет определенную ответственность», — заметил он. И подчеркнул, что данные высказывания задевают репутацию депутата. «Если господин министр делает такие заявления, я не собираюсь спорить по существу вопроса, но вопрос сам по себе процедурно важный: может ли господин министр после парламентской дискуссии выходить и обвинять депутатов в лоббировании чьих-то частных интересов?», — возмутился депутат. Просьба использовать такую тяжелую артиллерию, как Генпрокуратура, даже если не будет осуществлена на практике, сама по себе способна сгустить тучи над и без того регулярно оказывающимся в эпицентре скандалов образовательным ведомством. Которому уже пришлось на этой неделей вступать в заочную полемику с надзорными органами – напомним, что недавно в интернете появился скандальный ролик, на котором запечатлено, как учитель в одной из школ Шымкента издевается над ребенком и хватает его за шею на уроке. Начальник областного управления образования Альбина Елшиева поспешила заявить, что ролик снят не в шымкентской школе, однако уже спустя час прокуратура Аль-Фарабийского района этого города подтвердила, что произошедшее имело место в Шымкенте, в школе № 11. «Инцидент произошел в школе № 11 имени Навои. Учительница математики ведет урок в 6 классе. Установлена личность учительницы. Возбуждено уголовное дело. Проводится расследование», — сказал Алмас Менлибаев, заместитель прокурора Аль-Фарабийского района, сообщают местные СМИ. В самом министерстве образования в пятницу лишь констатировали, что сейчас по этому факту проводится расследование, и окончательное решение будут принимать правоохранительные органы. Ну, а для полноты картины в пятницу руководство МОН сообщило, что в преддверии Единого национального тестирования в ведомство поступает информация из разных регионов о том, что с родителей выпускников ведется сбор средств для повышения баллов ЕНТ, при этом средства собирают якобы для оплаты услуг наблюдателей самого минбора.
«В связи с этим, Министерство образования и науки заявляет, что данные поборы являются противозаконными действиями и предметом уголовных разбирательств, - говорится в пресс-релизе ведомства. - Участниками этих преступных схем становятся как взяткополучатели, так и взяткодатели, то есть и мошенники, принимающие деньги, и лица, предлагаемые денежные вознаграждения, действующие от лица родителей. В случае подтверждения фактов незаконных сборов достоверной оперативной информацией, со стороны государства будут предприняты все необходимые меры для их предотвращения, вплоть до наказания, предусмотренного Уголовным кодексом Республики Казахстан. МОН РК обращается ко всем заинтересованным лицам с просьбой информировать правоохранительные органы и непосредственно Министерство о любой попытке незаконного сбора денежных средств», - добавляется в пресс-релизе. В общем, похвально, что хоть где-то чиновники образовательной сферы пытаются сработать на упреждение преступлений и правонарушений, но почему-то кажется, что нынешнее ЕНТ - это далеко не последний случай контакта сферы образования с правоохранительными органами. Возвращаясь к разговору о критике правительственных структур в казахстанском парламенте, следует отметить, что минобразования оказалось не единственным госорганом, удостоившимся на этой неделе нелицеприятных отзывов народных избранников – в понедельник на правительственном часе с участием министра по инвестициям и развитию Асета Исекешева вице-спикер мажилиса (нижняя палата) Дарига Назарбаева сообщила, что есть факты, когда тендер по поставкам форменной одежды выигрывает казахстанский подрядчик, который в итоге нанимает субподрядчика из Турции или Китая для выполнения госзаказа. Напомним, что наличие собственных возможностей для выполнения заказа на тот или иной товар или услугу является обязательным условием получения тем или иным предприятием денег из казны. «Всё равно мы получаем, будь это форма полиции или для наших Вооруженных сил, на самом деле, форму китайского производства. Что вы об этом знаете? Если этот факт имеет место, то как вы собираетесь с этим бороться?», — обратилась к Исекешеву Назарбаева. Тот признал, что такие факты действительно есть. «Мы сейчас очень внимательно этот вопрос обсуждаем с рядом госорганов и Национальной палатой предпринимателей «Атамекен», поскольку выдача сертификатов передана в «Атамекен». Компании, которые работают в сфере аудита, они, к сожалению, допускают такие нарушения. Поэтому мы обсуждали это в правительстве, планируем внести изменения в наше законодательство для того, чтобы обеспечить недопущение фальсификаций. Мы по всем фактам разбираемся», — заверил министр.
И добавил, что совместно с НПП «Атамекен» составляется список предпринимателей, реально занимающихся производством: в настоящее время у госорганов нет полномочий и механизмов, чтобы проверять всех поставщиков. То есть обязательные требования к поставщикам в закон у нас заложили, а способы проверки этого соответствия разработчики закона не предусмотрели – и это при том, что разработчиком закона являлось профильное министерство, которому потом по этому закону предстояло работать. «По госзакупкам мы берем любой товар, который дешевле, но для казахстанских товаров существуют определенные льготы, преференции. Только при получении этих преференций мы можем проверять, действительно ли поставщик является производителем. Эта система контроля, к сожалению, не очень эффективно работает. Поэтому мы хотим её изменить», — пояснил Исекешев. В общем, наши ведомства сработали как обычно – подготовили сырой законопроект, добились его принятия, а потом на практике выяснили, что закон не работает, после чего пришли в мажилис за исправлениями: примерно та же схема проглядывалась и в ситуации с исправляемым министерством образования законом, в связи с чем гнев депутата Перуашева, о котором говорилось выше, вполне понятен. В пятницу же критический вал в отношении правительства был продолжен - на совместном заседании комитета палаты по социально-культурному развитию и совета по региональной политике и работе с маслихатами при фракции партии «Нур Отан» в мажилисе депутат нижней палаты парламента Асхат Бекенов заявил, что снижение уровня травматизма в угольной отрасли Казахстана достигается путем сокрытия фактов получения производственных травм. «Анализ угольной отрасли показывает, что есть снижение травматизма, но снижение производственного травматизма вместе с другими показателями достигается путем сокрытия от расследований и учета несчастных случаев, переводя их на бытовые», — сказал Бекенов.
Так, по его данным, если в 2013 году на шахтах «АрселорМиттал Темиртау» на производстве было 20 несчастных случаев, то в быту, вне шахты зарегистрировано 1077 случаев. В 2014 году — 19 и 986 случаев соответственно. Также он привел данные по АО «Богатырь комир», в котором в 2013 году зарегистрировано на производстве 4 случая травматизма, а в быту — 707. В 2014 году — 1 случай на производстве, а в быту – 664 случая. «Подобное положение дел и на других предприятиях угольной промышленности. Кроме того, при осложнении заболеваний после травмы, скрытых от расследований, пострадавшие обращаются за помощью к работодателю, который отказывает в составлении акта, а затем к профсоюзу, который через судебные органы восстанавливает справедливость. Каждый случай это семейные трагедии, человеческие судьбы, но меры чиновников не эффективны. Врачи в свою очередь не удосуживаются сообщать в соответствующие органы, что к ним обратился человек с производственной травмой», — отметил мажилисмен. В общем, наша угольная промышленность, похоже, взяла на вооружение методы правоохранительных органов тех времен, когда во главу угла ставилось количество раскрытых дел, в первую очередь, по тяжким и особо тяжким преступлениям. Следователи тогда явные «висяки» стремились переквалифицировать в как менее тяжкое преступление, поскольку нераскрытие такого преступления вызывало меньший начальнический гнев. В случае с хозяевами угольных шахт дела обстоят еще проще – за производственную травму работнику надо платить, особенно, если он потерял трудоспособность, вот шахтеров и списывают в постоянно падающих дома с табуретки – непонятно только, куда при этом смотрят трудовые инспектора. При этом вице-министр здравоохранения и социального развития Даулет Аргындыков на этом же заседании признал, что ныне работодателям выгодней компенсировать людям работу во вредных условиях, чем создавать безопасные условия труда. «Такой подход необходимо кардинально изменить, необходимо создать такие условия, чтобы они полностью отказаться от компенсационного метода работы», — сказал Аргындыков.
По его словам, в 2014 году более 700 тысяч работников в Казахстане получают доплаты и лечебно-профилактическое питание за вредные условия труда на сумму порядка 96 миллиарда тенге, что на 11% больше, чем в 2013 году. Он добавил, что анализ производственного травматизма показывает, что ежегодно в организациях допускаются более 2 тысяч несчастных случаев на производстве, из них около 300 случаев со смертельным исходом. При этом 70%, как было отмечено, действительно происходят по вине работодателей. Едва прозвучала эта статистика, как депутат мажилиса Асхат Бекенов уличил государственные органы в расхождении статистических данных о травматизме и смертности на производстве. Как отметил мажилисмен, по данным министерства здравоохранения и социального развития, в 2014 году на производстве были травмированы 2006 человек, погибли 334 работника, что на 11% больше уровня 2013 года, в то время как, по данным комитета по статистике, за этот период уровень производственного травматизма составил 2136 человек, из которых погибли 263 человека. «Таким образом, указанные цифры вводят в заблуждение, и непонятно, кем и как ведется контроль над статистическими данными. Здесь нужно разобраться и принять меры ответственности за достоверность статданных», — сказал Бекенов. По его словам, не совпадают показатели по травматизму и в разрезе регионов. «Обеспокоенность вызывает травматизм со смертельным исходом, где показатели практически не снижаются. Анализ показывает, что при несчастных случаях со смертельным исходом в основном преобладает вина работодателей», — добавил депутат.
По его мнению, главной сферой, где необходимо ужесточить спрос с работодателей за производственный травматизм, является строительная отрасль. «Рабочие приезжают с районов и сел, не знают элементарную технику безопасности, а руководители организации с рабочими либо недостаточно проводят работу по технике безопасности, либо вовсе ее не проводят. На практике меры по безопасности труда сводятся к формальному проставлению подписи работников в различных официальных документах, журналах инструктажей», — отметил Бекенов.
А заместитель акима Астаны Андрей Лукин отметил, что высокий уровень травматизма наблюдается даже на тех объектах, которые находятся в фокусе различных проверяющих и контролирующих госорганов – в частности, по его словам, это относится к объектам строящегося выставочного комплекса «Астана ЭКСПО-2017». «Высокий показатель травматизма на строительных площадках – это компании «BI Group», «Симпо», «Базис А» вызывает серьезные опасения особенно при строительстве выставочного комплекса 'Астана ЭКСПО-2017' и их объектов. Из 36 смертельных случаев, произошедших в 2014 году, 14 работников погибли и 20 работников получили тяжелые травмы – это строительные объекты данных компаний», — сказал Лукин на этом же заседании. По его словам, анализ производственного травматизма показал, что основными причинами несчастных случаев, допущенных отдельными организациями, является в первую очередь — это неудовлетворительная организация производства работ, недостатки в организации проведения подготовки работников по охране труда, нарушения требований безопасности при эксплуатации транспортных средств, неисправные оборудования, нарушения трудового распорядка, дисциплины труда, а также недостатки в организации рабочих мест. «При этом основной отраслью, подверженной росту происшествий с летальным исходом в столице, к глубокому сожалению является строительство… В прошлом году за нарушение техники безопасности и охраны труда приостановлены 47 строительных объектов с дальнейшим направлением материалов в суд, а с начала 2015 года приостановлена деятельность 9 объектов», — отметил заместитель акима Астаны. Вершиной же организационных промахов кабмина стало проведение в Бурабае в пятницу заседаний Совета глав правительств стран СНГ и аналогичной структуры Евразийского союза: началось все с того, что трансляция для журналистов с заседаний шла без звука, потом звук вроде появился, но при этом картинка стала зеленоватой. Этот сюрреалистический пейзаж представители СМИ созерцали в течение минуты – двух, пока выступал председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев, который успел сказать что-то о потрясающей организации заседания, после чего трансляция увенчалась каким-то булькающим звуком, окончательно поглотившем и картинку, и звук.
На всем этом можно было бы не заострять внимания, кабы жертвами оргпромахов стали бы исключительно журналисты, однако вечерком, после подписания членами Евразийского Экономического союза соглашения о зоне свободной торговли с Социалистической Республикой Вьетнам не включился микрофон у премьера этой страны Тана Нгуена. Журналисты, глядя как вьетнамский премьер судорожно жмет на кнопки, злорадно вспоминали собственные утренние мучения. На помощь вьетнамскому товарищу попытался прийти сидящий рядом российский премьер, передвигавший к вьетнамцу свой микрофон, но перестарался – провода вылетели и у этого микрофона. Наконец, г-ну Нгуену предоставили рабочий микрофон, и он поделился ос всем миром своей радостью от того, что у пространства Ассоциации государств Юго-Восточной Азии в целом и у Вьетнама в частности появилась возможность торговать с ЕАЭС. Но нельзя исключать, что в голове у премьера Вьетнама при этом крутилось: первым делом сюда надо наладить сбыт работающих систем конференц-связи. Кто окажется крайним при разборе этого конфуза, неизвестно, но ситуация, когда у нас с помпой готовится какое-то мероприятие, а потом выясняется, что провода перерезаны, становится чем-то вроде фирменного знака в нашей стране. При этом, как заявил на брифинге в Службе Центральных коммуникаций в ту же пятницу заведующий отделом экономических исследований Института евразийской интеграции Владимир Тельнов, в работе наших исполнительных органов явно просматриваются тенденции к минимизации своей ответственности. «Ну вот, годовой отчет счетного комитета. Сообщение: «Топ-менеджеры нацкомпаний не смогли грамотно потратить более 300 млрд тенге. 15 уже введенных заводов и фабрик простаивают. Много предприятий не вышло на проектную мощность». Оправдываясь, Елена Бахмутова - один из руководителей АО «Самрук-Казына» - сослалась на то, что деньги были выделены в конце года. Кто виноват? Виноватых нет, и все перекладывается друг на друга», - сказал Тельнов. Также эксперт раскритиковал многочисленные пересмотры госбюджета в Казахстане.
«Есть проблема бюджета. Закон о нем, как минимум, три раза в год пересматривается. Многократно меняются постановления Правительства, детализирующие бюджетные статьи. Все делается с тем, чтобы подогнать бюджет под фактические показатели, - добавил он. - В прошлом году окончательные бюджетные программы были утверждены 30 декабря - за день до окончания года. Естественно, что после таких корректировок можно рапортовать с чувством собственного достоинства о выполнении бюджета. Что нам нужнее? Такие рапорты или конкретные дела, сдвиги в экономике? Не кажется ли вам, что в работе исполнительных органов явно просматриваются тенденции к минимизации ответственности? И таких примеров можно привести множество. Поэтому во всем мире на первое место выходит проблема повышения эффективности главного инструмента преобразований, созданного обществом, то есть государства», - подытожил заведующий отделом экономических исследований Института евразийской интеграции. Тем временем, министерство энергетики на прошлой неделе «под шумок» преподнесло «подарок» всем автолюбителям, подняв стоимость регулируемого государством бензина марки АИ-92 до 108 тенге за литр против прежних 99 тенге. Слухи о предстоящем подорожании самого востребованного в стране вида ГСМ ходили давно, в интернете даже появлялись сфотографированные копии соответствующего приказа, а руководство минэнерго отвергало все попытки журналистов выяснить, насколько эти копии соответствуют действительности. При этом многие эксперты полагают, что к сентябрю «девяносто второй» «потяжелеет» в стоимостном выражении еще как минимум на те же девять тенге – спрашивать об этом в минэнерго бесполезно, оно после смены вывески и руководства превратилось в большой партизанский отряд, засевший на окраине Водно-Зеленого бульвара левобережья Астаны, практически в камышах.
Возвращаясь к взаимоотношениям госорганов с прокуратурой, стоит отметить, что к надзорным органам на этой неделе взывал с просьбой приструнить чиновничество не только депутат Перуашев, но и председатель совета по защите прав предпринимателей Национальной Палаты предпринимателей «Атамекен» Гани Касымов, рекомендовавший Генеральной прокуратуре во вторник провести проверку деятельности АО «НАТР» (Национальное агентство по технологическому развитию) на предмет соблюдения законодательства страны. Случилось это в ходе заседания совета по защите прав предпринимателей, на котором были рассмотрены проблемы субъектов малого и среднего бизнеса. Так, в НПП обратилось ТОО «POLITERM», реализующее инвестиционный проект «Строительство завода по производству минераловатных плит и матов из базальтовых пород» в городе Макинск Акмолинской области по госпрограмме инвестиционного развития. По словам главы ТОО Жасулана Мухаметжана, объект не может реализоваться в течение трех лет из-за действий АО «НАТР», которое должно инвестировать проект. «Проблема в том, что с 2010 года АО «НАТР» не предоставило техническую документацию. В последствии мы не смогли сделать полноценную проектно-сметную документацию, возник дефицит денежных средств для завершения и ввода в эксплуатацию. Разобравшись во всей проблеме, со стороны «НАТР» и АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» было дано обещание, что финансирование будет. По сей день от них действий никаких нет. Повлекшие последствия есть, мы имеем убыток в виде банковских процентов в виде полумиллиарда тенге», — сказал Мухаметжан. По словам директора департамента правовой защите предпринимателей НПП Олега Савиленко, процесс расторжения договора подряда и выбора нового подрядчика, с учетом времени, ушедшего на согласование в АО «НАТР», занял весь строительный сезон 2013 года. В настоящее время существует реальная опасность потери очередного строительного сезона, а также старения завезенного технологического оборудования. В целом, как было отмечено в ходе заседания совета, аналогичные проблемы имеют место и другим 8 инвестиционным проектам, в которых принимает участие АО «НАТР».
В свою очередь заместитель председателя правления АО «Национальное агентство по технологическому развитию» Омиржан Ташимов сообщил, что агентство со своей стороны все обязательства, которые были взяты в свое время, полностью исполнило. «По внесению вклада в оборудование, по внесению определенных сумм, по технической документации вопрос не поднимался. Конечно, при процессе реализации проекта возникают проблемные моменты, мы понимаем, что для запуска такого производства требуется комплексный подход. Сегодня госэкспертиза есть, подтверждаются определенные затраты, часть дополнительного финансирования, которая сегодня поднимается будет на заседании совета в ближайшее время рассмотрено и принято соответствующее решение», — сказал Ташимов. По итогам заседания председатель совета по защите прав предпринимателей НПП Гани Касымов сообщил, что предлагается рекомендовать НПП отправить обращение в АО НУХ «Байтерек» и министру по инвестициям и развитию Асету Исекешеву с целью оказания содействия в реализации инвестиционного проекта ТОО «POLITERM» в полном объеме. «Второе. Рекомендовать НПП совместно с генеральной прокуратурой РК провести поверку деятельности АО «НАТР» на предмет соблюдения законодательства», — заключил Касымов. Тут стоит заметить, что такая проверка напрашивается в отношении каждого второго, если не просто каждого госоргана, так что Генпрокуратура рискует стать вскоре самым востребованной структурой в стране.
 
Источник - www.contur.kz (Казахстан), 31.05.2015