Налоговое торможение /Диана Байдаулетова/ - Курсивъ (Алматы)
В Казахстане решили, скорее всего, не вводить налог с продаж (НСП). По крайней мере, именно такой вывод сделали в Ассоциации налогоплательщиков и партии «Ак жол». Введение нового вида налога может привести к большей нагрузке на конечного потребителя, убеждены эксперты. Помимо этого, в Казахстане с опаской относятся к идее гармонизации налоговых систем в ЕАЭС.
На прошлой неделе в Алматы состоялся ряд мероприятий, касающихся проблем налогообложения в Казахстане. Кроме того, сотрудничество в сфере налоговых систем стало одним из ключевых на повестке Евразийской экономической комиссии.
НСП не будет?
В пятницу стало известно, что Ассоциация налогоплательщиков Казахстана выступает против отмены налога на добавленную стоимость (НДС) и замены его на налог с продаж. Об этом сообщила председатель управляющего совета ассоциации Жаннат Ертлесова: «Мы, как ассоциация, и я лично выступаем за то, чтобы не переходить на налог с продаж. Проблемы не уменьшатся, их станет только больше».
В ходе круглого стола партии «Ак жол» по актуальным проблемам в сфере налогообложения депутат мажилиса парламента РК Екатерина Никитинская сообщила, что в рамках рабочей группы обсуждался вопрос сохранения НДС и перехода к налогу с продаж. Эксперт заявила, что участники дискуссии пришли к мнению, что лучше попытаться оптимизировать НДС. Потому что тот вариант, который предлагает Комитет госдоходов, подразумевает трехэтапное, а иногда четырехэтапное обложение НДС.
«То есть когда идет ввод из опта в розницу, из розницы к покупателю. Если это будет делаться по высоким ставкам, то произойдет значительное увеличение нагрузки, а здесь еще и каскадный налог – мы вообще не справимся», – сказала она.
Спикер отметила, что конечный размер налога в таком случае может достигнуть 30%.
«Основная проблема сейчас в том, что мы не справляемся с теми суммами возврата, которые предъявляются и получаются. Мы НДС собираем с обрабатывающих отраслей реального сектора, а компенсируем потери экспортного сектора, причем экспортерам реального сырья. Мы предлагаем изменить подход – убрать ставку для сырьевиков и оставить только ставку для экспортеров», – резюмировала мажилисмен.
В инвестиционной компании «Альпари» не исключают возврата Казахстана к этому вопросу позже. По мнению ее старшего аналитика Вадима Иосуба, отказ, или скорее отсрочка, от введения налога с продаж связан со сложностью администрирования этого налога в том виде, в котором это было предложено Комитетом государственных доходов Министерства финансов.
Единое налоговое пространство
27 мая в рамках Петербургского международного юридического форума член Коллегии Евразийской экономической комиссии Роберт Арутюнян сказал, что среди наиболее важных вопросов в рамках ЕАЭС остается налоговое регулирование.
Он заявил, что система налогового регулирования в рамках союза предполагает уплату косвенных налогов по принципу страны назначения и ответственность экспортера за действия или бездействие импортера, что является неэффективной системой распределения ответственности. По словам министра ЕЭК, можно наблюдать случаи уплаты двойного налога предприятиями государств-членов при осуществлении деятельности на трансграничных рынках, что в конечном итоге приводит к снижению объемов взаимной торговли. Одним из эффективных методов борьбы с этим является тесное сотрудничество и наиболее широкий и своевременный обмен данными между налоговыми органами стран, предположил спикер.
Вадим Иосуб рассказал «Къ», чем может обернуться гармонизация налоговых систем стран ЕАЭС: «Проведение согласованной налоговой политики в союзе имеет конечной целью создание единого налогового пространства. Такая политика должна включать в себя применение общих принципов косвенного налогообложения во взаимной торговле, сближение норм налогового администрирования и организацию информационного обмена между фискальными органами стран - участников союза. Положениями договора о ЕАЭС предусмотрено, что участники определяют направления взаимодействия налоговой политики в части гармонизации и совершенствования налогового законодательства, включая механизм взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг, сближение ставок по наиболее чувствительным подакцизным товарам».
Если удастся реализовать гармонизацию фискальной политики вместе с интеграцией финансовых рынков, то, по оценке члена Коллегии по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимура Сулейменова совокупный ВВП стран ЕАЭС к 2030 году может вырасти на $1 трлн.
Жаннат Ертлесова отметила, что в ассоциации не приветствуют гармонизацию налоговых систем стран ЕАЭС.
«Мы надеемся, что этого не будет. То, что прописали главы государств в рамках Единого экономического пространства, это налоговой политики и администрирования не касается. И мы надеемся, что дополнительных документов не будет, за это мы боремся», – сказала она.
Всеобщее декларирование в абстрактной дымке
Екатерина Никитинская сообщила, что в рамках рабочей группы была перенесена целевая дата введения всеобщего декларирования.
«Введение всеобщего декларирования будет в 2019 году, а может и в 2020. Нужно вовлечь большую часть населения. Идеи видятся чисто абстрактно. Несмотря на это, Комиссия по государственным доходам оптимистично смотрит на ситуацию», – сказала депутат. В части МСБ предполагается оптимизация налоговых решений. Так, предлагается сохранить несколько режимов для ремесленников.
«Это будет фиксированная цена объема расходов – чтобы не загружать людей бухгалтерской отчетностью, либо учет расходов. Скорее всего, будет предоставлена альтернатива», – сообщила Е. Никитинская.
Второй предлагаемый налоговый режим – упрощенная система налогообложения – направлен на снижение нагрузки на субъекты малого и среднего бизнеса, а также облегчение и упрощение ведения налогового и бухгалтерского учета. По словам г-жи Никитинской, параметры, которые озвучит национальная комиссия в конце июня, могут измениться.
«Когда мы обсуждали этот вопрос, то сошлись во мнении, что нужно дать возможность бизнесу просчитать приемлемость этих мер, для того чтобы мы не потеряли своих налогоплательщиков и налогооблагаемая база сохранилась. С этим МФ и МНЭ согласны», – сообщила депутат.
Напомним, ранее отмечалось, что Казахстан планирует переход на всеобщее декларирование доходов и расходов к 1 января 2017 года.
Источник - Курсивъ (Алматы), № 21 (599), 04.06.2015