05
Июнь

«Было сделано недопустимо мало» /Евгения Вологодская/ - Новый вестник (Караганда)

На прошлой неделе главный спасатель Казахстана Владимир Божко оправдывался перед журналистами. Он говорил, что во время весенних паводков его подчиненные делали все возможное и невозможное. Однако немаловажную роль сыграл и «человеческий фактор». Некоторые начальники районных отделений ЧС до последнего не верили, что к ним придет большая вода. За что и поплатились.
Недавно депутат Мажилиса от партии «Акжол» Талгат Ергалиев взбудоражил правительство. Он написал депутатский запрос на имя министра внутренних дел, в котором обвинил Комитет по ЧС в бездействии и несвоевременном предупреждении о предстоящих наводнениях. По мнению
Недавно депутат Мажилиса от партии «Ак жол» Талгат Ергалиев взбудоражил правительство. Он написал депутатский запрос на имя министра внутренних дел, в котором обвинил Комитет по ЧС в бездействии и несвоевременном предупреждении о предстоящих наводнениях. По мнению мажилисмена, спасатели заранее знали, что ждет страну весной, но сделали катастрофически мало.
- Еще в февральском прогнозе «Казгидромет» по Акмолинской, Северо-Казахстанской, Карагандинской областям показатели увлажнения в грунтах, наличие снегозапаса превышали норму на 30-40 процентов. Уже тогда ожидалась повышенная водность рек. Произошедшие наводнения не были неожиданными и прогнозировались всеми заранее, включая руководство Комитета по ЧС. Однако для того, чтобы минимизировать потери, было сделано недопустимо мало, - сказал депутат Мажилиса от партии «Ак жол» Талгат Ергалиев, оглашая свой депутатский запрос.
По мнению мажилисмена, все меры по предотвращению чрезвычайной ситуации принимались в последние дни.
- Служба ЧС забыла, что в апреле месяце накопившийся снег почему-то тает и превращается в воду, - возмущался депутат. - Все, кто видел кадры потока несущейся воды, смывающей дороги, бетонные плиты, целые села, все, кто видел эту картину, согласятся, что такой объем воды и снега по всей степи было бы невозможно перекидать лопатами жителям аулов. Но именно это и предлагало руководство комитета. Время было упущено, можно констатировать, что комплекс защитных мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации должным образом организован не был.
Выступая на брифинге в Астане, заместитель министра внутренних дел Владимир Божко ответил на критику депутата, заявив, что все необходимые меры приняли еще в феврале.
- Были некоторые сообщения после того, как паводок начался, что никто не готовился, что для нас неожиданно опять наступила весна и паводки. Хочу подчеркнуть, что эти высказывания не имеют под собой почвы, - настаивал Божко. - Потому что, начиная еще с февраля, нами проводилась подготовка к паводковому периоду. А с 7 апреля были усилены спасательные группировки МВД в Акмолинской, Северо-Казахстанской, Карагандинской областях за счет оперативно-спасательных подразделений, служб пожаротушения и аварийно-спасательных служб, воинских частей гражданской обороны, национальной гвардии практически со всех регионов страны. Заблаговременно до начала паводка на угрожаемой территории была создана группировка сил и средств в количестве 2813 человек, 529 единиц техники, оснащенная дополнительными плавсредствами и водооткачивающими устройствами. Также в Караганде и Петропавловске были размещены вертолеты К-32, в Астане два МИ-26, Ми-171.
Несмотря на это, сдержать стихию не удалось. Немаловажную роль сыграл «человеческий фактор». Начальники некоторых отделений ЧС сами не верили, что вода дойдет до них, поэтому ничего не делали. За что позже поплатились должностями.
- Третья декада марта была рекордно влажной. К примеру, на большей части территории осадков выпало от полутора до семи декадных норм. Вот это тепло в течение нескольких дней и дождь привели к тому, что у нас два района по течению рек (Улытауский и Шетский районы) были подтоплены. Когда мы изучали ситуацию, выяснилось, что никто не поверил, что там могли быть паводки. А пришел такой объем растаявшей воды, который подтопил целый поселок. Мы за три дня предупредили, что придет большая вода. А они нам: «Извините, у нас 70 лет по этим рекам никогда воды не было». Вот это «никогда воды не было» и привело к тому, что нам пришлось снять несколько начальников ОЧС. Они не придали значения полученной информации. Также мы вышли с предложением наказать некоторых акимов за то, что они не выполнили указания по подготовке своих населенных пунктов к паводку.
Видимо, Владимир Божко имел в виду затопленный 24 марта поселок Агадырь. Там внезапно пришедшая вода, которая после обильных дождей сбегала с близлежащих сопок, залила 23 улицы. В итоге начальника отдела по ЧС Шетского района понизили в должности. Позднее на областном уровне кресла лишился начальник отдела предупреждения чрезвычайных ситуаций.
Владимир Божко также отметил, что его ведомство никогда не скрывало количество жертв паводка. Погибших по официальной информации двое - пожилая чета из поселка имени Габидена Мустафина.
- Прозвучало, что мы скрываем количество погибших. Я уже 8 лет вынужден говорить: «Мы не скрываем от людей всей правды». У нас погибло всего два человека в поселке Габидена Мустафина - это пожилая супружеская пара, которая была оповещена, но не вывезена. Был еще один человек, который бросился в бурную реку там же. Не знаю, что ему навеяло. Мы посчитали это за суицид.
Напомним, в апреле Карагандинская область пережила небывалое наводнение, от которого пострадали тысячи жителей. Сотни сельских домов были разрушены. Сильнее всего от стихии пострадал поселок имени Габидена Мустафина.
Кстати
В последние 70 лет наблюдается повсеместное повышение температуры. В Казахстане среднегодовая температура повышается со скоростью 0,28 градуса каждый 10 лет. Согласно разработанному учеными сценарию по изменению климата, в 21 веке ожидается дальнейшее увеличение среднегодовой температуры в среднем на 1,4 градуса. При этом, по данным моделирования вех рассматриваемых сценариев, прогнозируется уменьшение количества осадков с мая по сентябрь, а в остальные месяцы ожидается их увеличение с максимумом в зимние месяцы. Что приводит к увеличению объема снега с последующим увеличением объемов паводка. В связи с этим Владимир Божко спрогнозировал таяние ледников на гористых территориях Казахстана.
 
Источник - Новый вестник (Караганда), № 22 (777), 03.06.2015