17
Июнь

Выступление А.Перуашева на совместном заседании палат Парламента по отчёту правительства об исполнении республиканского бюджета за 2014 г.

17 июня 2015

Уважаемые коллеги. 

1). Рассматриваемый сегодня Отчёт представляет достаточно позитивную картину, особенно с учётом тех глобальных вызовов, с которыми столкнулась и ещё будет сталкиваться наша экономика в ближайшие годы.

Так, по оценке Минэкономики в 2014 г. был обеспечен реальный рост ВВП на 4,3% .

Основной вклад в прирост ВВП по оценке Счетного Комитета внесла сфера услуг.

Увеличился выпуск продукции в сельском хозяйстве.

Обеспечена положительная динамика роста инвестиций, доходов населения и заработной платы.  

2). Однако есть основания считать, что указанная положительная динамика обеспечена не столько производственными, сколько инфляционными процессами, поскольку ВВП на душу населения в долларах США снизилось с 13,6 тыс. до 12,5 тыс.

Поэтому многие позитивные показатели трудно воспринимать однозначно. 

3) Тем более тревожными на этом фоне выглядят отрицательные тенденции в сфере внешней торговли, где произошёлспад на 10%.

Доля кредитов банков в структуре инвестиционной активности снизилась на 11%.

При этом, растет удельный вес наиболее рисковых - потребительских кредитов населения, а в отраслевом разрезе наибольшая часть, по-прежнему, приходится на кредиты торговых организаций.

Всё это служит одним из ключевых факторов глобальной уязвимости казахстанской экономики в долгосрочном плане. 

4). В то же время продолжается рост внешнего долга страны, на конец 2014 г. он превысил 157 млрд.дол.США, увеличившись на 4,8% и составил 74,2% к ВВП.

При этом, 88,3% внешнего долга приходится на долю квазигосударственного сектора, который продемонстрировал просто удручающие темпы прироста (31,3%). 

В этой связи, фракция партии 'Ак жол' считает необходимым введение более строгих мер государственного регулирования общего внешнего долга, прежде всего, в отношении долга квазигосударственного сектора.

Согласно принятой в 2013 г. Концепции бюджетной политики и утвержденному плану мероприятий, к 2020 г. госдолг и долг квазигосударственного сектора в совокупности не должен превышать 22% к ВВП. Между тем, элементарные расчёты показывают, что этот показатель сегодня составляет порядка 65%.

То есть за оставшиеся пять лет необходимо его настойчиво снижать примерно на 10 % ежегодно. Данное требование должно учитываться правительством в планировании бюджета. 

5). Не менее тревожным сигналом служат данные о переплате по налоговым поступлениям. По состоянию на 1.01.2015 г. она составила 46,1% от всех налоговых поступлений 2014-го года.

Проблема переплаты налогов,по нашему мнению, порождается практикой авансовых платежей крупных налогоплательщиков по КПН за счет будущих периодов

Несмотря на внешне положительные показатели, переплата налогов свидетельствует о несоответствии полученной прибыли предприятий ожидавшимся результатам, и будет иметь следствием необходимость отнесения в зачёт ранее уплаченных сумм без их фактического поступления в бюджет в следующем налоговом периоде. 

6) Ещё одним тревожным итогом бюджетного 2014 года стали показатели деятельности ФНБ 'Самрук-Казына'.

В отчетном году дивиденды Фонда зафиксированы на уровне 2013 г. 

При этом, на долю субъектов квазигосударственного сектора приходится не только основная роль в росте внешнего долга, но и львиная доля неосвоенных средств, выделенных из республиканского бюджета в сумме до 322 млрд.тенге. Это означает запланированные, но нереализованные производства, несозданные рабочие места, недополученные налоги.

Тем самым еще раз подтверждается необходимость срочно трансформировать управление бюджетными процессами Фонда, в том числе через парламентские процедуры, в целях обеспечения их большей эффективности и прозрачности, путём введения специальных подразделов (бюджетов квазигосударственного сектора) в структуре республиканского бюджета. 

7). Наконец, в 2014 г. не решена хроническая проблема реализации государственных и отраслевых программ

По отраслевой программе профилактики правонарушений не достигнут показатель целевого индикатора по «снижению уровня совершаемых в стране правонарушений и преступлений». 

Точно так же, в результате реализации Программы обеспечения безопасности дорожного движения на 2012-2014 гг. детская смертность и травматизм в результате ДТП не только не снизились, а наоборот, возросли

Министерству здравоохранения и социального развития по бюджетной программе «Капитальные расходы государственных организаций здравоохранения на республиканском уровне» при плане 5,9 млрд.тенге было недофинансировано из республиканского бюджета 1,9 млрд.тенге, т.е. 32%.

Однако показатели по количеству оснащенных единиц и запланированные работы по капитальному ремонту выполнены в полном объеме.

Конечно, очень хорошо, что в этом министерстве умеют экономить. Но тогда возникает вопрос о качестве бюджетного планирования в данном ведомстве. Получается, что более 30% средств было заложено в бюджет без реальной необходимости, так сказать 'на вырост'.

Но ведь это сотни миллионов тенге. 

На таком же уровне финансовое планирование в курируемом министерством АО «Национальный медицинский холдинг». В холдинге и его дочерних организациях с 2010 года простаивает 452 ед. медицинского оборудования, на приобретение которого было ранее затрачено из бюджета 1 млрд 200 млн.тенге

Более того, в 2014 г. указанному холдингу и его дочерним организациям были выделены средства республиканского бюджета на сумму 1,7 млрд. тенге на... возмещение амортизационных расходов (?!).

При этом в расчет принималось простаивающее оборудование!!! 

Такой подход несомненное ноу-хау в планировании бюджетных расходов, поскольку в бухгалтерской практике амортизация является источником накопления для будущего обновления основных фондов и не предполагает каких-либо возмещений вообще.

Тем более, не может производиться амортизация неустановленного и неработающего оборудования. Результатом такой «изобретательности» является планирование и выделение бюджетных средств под мифические затраты.

Было бы весьма интересно узнать, на что в действительности потрачены эти 1 млрд 700 млн тенге, поскольку 'вставить' их в уже приобретённое оборудование физически невозможно. Но куда-то же эти огромные деньги делись? 

По данным Счётного комитета, Министерством образования произведена оплата фактически неоказанных услуг по 36 договорам на сумму более 1 млрд.тенге по программе «Подготовка специалистов и оказание социальной поддержки обучающимся» (данные средства потом возвращались подведомственными организациями). 

При переподготовке специалистов с высшим образованием этим же Министерством также произведена оплата неоказанных услуг ещё на сумму 1,4 млрд.тенге.

По одному из подведомственных учреждений Министерства образования в нарушение договорных обязательств не предоставлены отчёты на сумму 17 млрд.тенге

Об отрыве министерства образования от реальности свидетельствует и тот факт, что из выпускников вузов 2014 года около 9 тысяч человек, обучившихся за государственный счет (на что было затрачено из бюджета 4 млрд.тенге), так и не смогли найти работу. Система тратит миллиарды государственных средств, забирает у молодёжи лучшие годы, но выпускает её в пустоту.

Не достигнуты конечные результаты и по целевым трансфертам на замену аварийных зданий 7 школ, не обеспечен своевременный ввод в эксплуатацию 12 школьных и 14 дошкольных объектов. 

И, тем не менее, в Отчёте сообщается, что показатель высокого уровня функционирования министерства каким-то образом достигнут на 100% , что вызывает определённые вопросы. 

8). Все эти факты свидетельствуют о серьезных проблемах в сфере планирования бюджетных расходов и недостаточном контроле за их эффективностью и обоснованностью.

Возникают вопросы ответственности должностных лиц за такие нарушения и срывы госпрограмм. Более того, полагаем необходимым пересмотреть меры ответственности и за нарушения в квазигоссекторе, поскольку сегодня за миллиардные нарушения максимум, что может грозить менеджеру нацкомпании – это обычный выговор (?). 

9). Сложившемуся положению, по нашему мнению, в немалой степени способствует тот факт, что информационная система государственного планирования стоимостью 1 млрд 600 млн.тенге, разработка которой начата в 2007 г., по информации Счетного комитета не введена в эксплуатацию до сих пор. Соответствующее техническое обоснование отсутствует. При этом 14 из 15 модулей не функционируют, а процесс бюджетного планирования осуществляется в ручном режиме без надлежащего контроля ведомственных заявок. 

Уважаемые коллеги.

10). Сегодня Главой государства поставлена задача создания государственного управления качественно нового типа. В рамках программы «100 конкретных шагов» следует тщательно проанализировать сложившиеся системные проблемы планирования и исполнения республиканского бюджета и выработать комплекс мер по устранению выявленных недостатков. 

Как известно, платформой для разработки программы «100 шагов» послужили пять институциональных реформ Назарбаева, одной из которых является развитие транспарентного и подотчётного государства.

Взаимодействие Правительства и Парламента, на наш взгляд, является важнейшей формой такой транспаретности и отчётности. 

 Даже при обсуждении сегодняшних Отчётов Правительства и Счётного комитета, ряд министерств и ведомств, после самой нелицеприятной критики в свой адрес со стороны депутатов, направили нам дополнительную информацию о своей деятельности по поднимавшимся вопросам (например, ФНБ «Самрук-Казына»), либо разместили её в СМИ (как МВД и Генпрокуратура по статистике ДТП).

В то же время, есть отдельные примеры, когда отвечая на парламентскую критику за неисполнение конкретных государственных программ, некоторые государственные служащие выходят за рамки служебной этики.

Считаем, что преодоление таких фактов, формирование зрелой политической культуры также должны стать частью той ответственной государственной работы, которую мы сегодня проводим.

Тем более, когда перед страной стоят такие масштабные вызовы и глобальные начинания. 

Необходимо учитывать крайне неблагоприятный внешний фон и сохраняющиеся негативные тенденции в экономике, для преодоления которых Главой государства поставлены своевременные задачи и выделены необходимые ресурсы.

Мы понимаем, что правительству в реализации этих задач приходится сталкиваться с огромными трудностями как объективного, так и субъективного порядка, иногда находя решения по ходу работы.

С учетом вышесказанных замечаний и предложений, наша фракция считает возможным поддержать отчет Правительства «Об исполнении республиканского бюджета за 2014г.».