«Нужны правильные экономические решения!» /Маргарита Орлова/ - Надежда (Уральск)
Новый законопроект о пенсиях вызвал дискуссию в мажилисе.
Дело в том, что принятие поправок і новое пенсионное законодательно, которые и стали предметом обсуждения среди депутатов, может отразиться на снижении зарплат. Согласно новому закону, с 1 января 2018 года в пользу работников работодатели будут перечислять обязательные 5%-е пенсионные взносы от своих доходов.
Как заявили депутаты, этот вопрос вызвал большой резонанс среди бизнес- сообщества. Данную норму предприниматели воспринимают неоднозначно. По данным, озвученным министром здравоохранения и социального развития Тамарой ДУЙСЕНОВОЙ, после принятия поправок потери для бюджета составят 64 млрд тенге. Однако, по прогнозам лидера партии «Ак Жол» Азата Перуашева, в итоге эта цифра может значительно увеличиться.
- Мы должны понимать, что 64 миллиарда тенге - это в целом для экономики. А для отдельных предприятий это будет не абстрактная цифра, а цифра на грани их экономического выживания, на грани их рентабельности. В тех секторах экономики, где рентабельность на уровне пяти и менее процентов. А таких предприятий сегодня много. Особенно среди малого и среднего бизнеса. В этой связи я сразу могу спрогнозировать однозначно, что будет происходить. У нас начнется официальное снижение заработных плат.
Акжоловцы считают, что как минимум на теже 5% зарплаты начнут уходить в тень, их будут выдавать в конвертах. В результате ухода официального снижения зарплаты на 5%, а скорее всего - еще больше, произойдет также снижение по индивидуальному подоходному налогу.
- Просчитан ли он? - вопрошал Перуашев. - Там будет снижение ничем не контролируемое. Потери по индивидуальному подоходному налогу, я думаю, будут еще более большими. Поэтому есть риск того, что «недополучения» доходов в бюджет будут еще большими, чем озвученные 64 миллиарда.
Председатель Комитета мажилиса по финансам и бюджету Гульжана Карагусова в ответ сослалась на ответственность бизнеса:
- Работодатель у нас в таком случае ведет двойную жизнь. С одной стороны он берет на себя ответственность чисто формально, а будет поступать по- другому. Тогда какой он гражданин нашей страны?
- Вы очень хорошо сказали - мы все члены одного государства, - парировал Перуашев. - Значит, вам надо сделать упор на то, чтобы работодатели понимали эту ответственность. И я хотел бы обратить внимание, что себестоимость - это не резиновое понятие. У нее есть пределы. Если себестоимость превышает доходы, предприятие будет обанкрочено. И второй момент относительно ссылки на административную ответственность. У нас эта тенденция разговаривать с предпринимателями методом кнута до сих пор не изжита. Мы говорим про экономические методы, вы говорите про методы запугивания. Это некорректно. Я сказал, что предприниматели не оказывают, они понимают свою соцответственность, они разделяют ее перед обществом. Но при этом нам нужно выбирать правильные экономические методы решения проблемы!
В качестве выхода акжоловцы предложили выплачивать эти вычеты из бюджета:
- Чем толкать предпринимателей на то, чтоб они самопроизвольно шли вплоть до уровня минимальной заработной платы, которая будет выплачиваться официально, и вторая - неофициально. Второй вариант - это если даже на это решение не пойдут, то мы убедительно просим и правительство, и разработчика отследить в текущем мониторинге реакцию экономики на это нововведение. И если мы увидим, что идет снижение поступлений в бюджет на самом деле больше того, чем ожидалось, все-таки у нас есть возможность регулярно возвращаться в законодательство и пересмотреть этот подход, если он окажется ошибочным. В целом, понимая роль бизнеса, соцответственность перед своими работниками, мы считаем возможным под держать данный законопроект в первом чтении...
Что предусматривают новые поправки в законопроект о назначении пенсий?
1. Изменение порядка назначения базовой пенсионной выплаты.
Предлагается с 1 июля 2017 года базовую пенсионную выплату назначать в зависимости от стажа участия в пенсионной системе при достижении пенсионного возраста. При стаже участия 10 и менее лет размер базовой пенсионной выплаты будет равен 50% от величины прожиточного минимума, с увеличением ее размера за каждый полный год сверх 10 лет на 2% от ПМ, но не более величины прожиточного минимума при 35-летнем стаже участия.
2. Введение нового условно-накопительного компонента пенсионной системы за счет установления дополнительных 5% обязательных пенсионных взносов работодателя (ОПВР).
Эти взносы не являются собственностью граждан и будут фиксироваться на условном пенсионном счете каждого работника, открытом в ЕНПФ. Право на пенсионные выплаты за счет ОПВР будут иметь лица, достигшие пенсионного возраста, на чье имя открыт условный пенсионный счет, при условии перечисления ОПВР не менее чем за 60 месяцев, а также инвалиды I и II групп, инвалидность которых установлена бессрочно. Эта пенсия выплачивается пожизненно ежемесячными платежами и не наследуется. Ежегодно размеры пенсий будут индексироваться в зависимости от финансовых возможностей ЕНПФ и демографических показателей.
3. Совершенствование пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан.
Предлагается с 1 января 2016 года осуществить перевод всех сотрудников силовых структур на полное государственное пенсионное обеспечение. Предлагаемые меры позволят обеспечить и в дальнейшем сохранить соотношение совокупной пенсии к среднемесячной заработной плате по экономике (коэффициент замещения) на уровне, рекомендуемом Международной организацией труда (не менее 40%). Отрицательных правовых и социально- экономических последствий в случае принятия законопроекта не предполагается.
Источник - Надежда (Уральск), № 27 (986), 08.07.2015