15
Сентября

Кто владеет аэропортами Казахстана - часть 3 - www.radiotochka.kz

 
В третьей, заключительной, части 'Кому принадлежат аэропорты Казахстана' речь пойдет об аэропортах, находящихся либо в частной собственности, либо в собственности местных муниципальных органов, не попавших 'под крыло' дочки 'КТЖ' - ТОО «Airport Management Group». Примечательным является тот факт, что капитальный ремонт практически всех нижеуказанных аэропортов почему-то производится исключительно в период, когда ввиду плачевности финансовых дел частников, аэропорты (или его нерентабельные части) передавались на государственное попечение. Потом, отремонтированные и с обновленной инфраструктурой, они вновь передавались в частные 'неряшливые' руки, где собственник снова утверждал свои тарифы и условия. Впрочем, по порядку...
Тараз. Аэропорт города Тараз был основан в 1931 году для обслуживания малых самолетов. На аэродроме базировалась военная авиация — 157-й вертолётный полк (вертолёты Ми-8 и Ми-26). Сегодня «Аулие-Ата» — международный аэропорт города Тараза. Он расположен в 15 км от центра города. АО «Международный аэропорт Аулие-Ата» создан в результате реорганизации ОАО «Крылья Тараза» и зарегистрирован 10 августа 2000 года. 21 июня 2004 года Общество перерегистрировано согласно требованиям законодательства РК. Уставный капитал предприятия согласно отчета за 2009 год составлял 46 263 000 тенге, размер общей эмиссии составлял 46 263 шт. простых акций, принадлежащих единственному акционеру общества Айтекенову Санияру Еркеновичу, в те годы занимавшему должность исполнительного директора АО «Нурбанк» (в наст.время - директор ТОО 'Астана Конвеншн Бюро'). Согласно отчетам, у Общества была большая кредиторская задолженность. Неудивительно, что вскоре право собственности перешло к основному кредитору аэропорта – «Авиакомпании SCAT». В 2013 году акционерами - «Авиакомпанией SCAT» - было принято решение о передаче взлетно-посадочной полосы международного аэропорта «Аулие-Ата» в госсобственность, на баланс Министерства транспорта и коммуникаций РК, после чего проведена ее реконструкция и расширение. Теперь взлетно-посадочная полоса длиной 3,5 тыс. м и шириной 60 м может принимать все типы современных самолетов, включая тяжелые воздушные суда Boeing, Airbus, а также вертолёты всех типов. Здесь установлена новая система светосигнального обеспечения полётов по 2-й категории ИКАО, с непрерывным визуальным ориентированием в сложных погодных условиях. В управлении строительства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Жамбылской области отметили, что все эти работы профинансированы из республиканского бюджета. Запланированное на май 2014 года завершение работ было отложено из-за недостатка финансов. В начале 2015 года на сессии Жамбылского областного маслихата было принято решение увеличить уставной капитал СПК «Тараз» на 300 млн. тенге с тем, чтобы эту сумму в качестве краткосрочного кредита передать аэропорту «Аулие-Ата» для завершения реконструкции. Караганда. «Сары-Арка» — аэропорт, расположенный в 22 км юго-восточнее Караганды и в 200 км от Астаны. Один из крупнейших аэропортов Казахстана. Аэропорт создан в феврале 1934 года по решению Правительства СССР для обеспечения связи с удаленными от центра аулами. Первые полеты выполнялись на самолетах ПО-2, один самолет мог взять до 2 пассажиров или 150-200 кг почты. Начало пассажирского сообщения с Алматы приходится на 1937 года, рейсы выполнялись на самолетах ПС-9. В 1944 году аэродром перебазировали в район Нового города, а через 10 лет, в 1954 году, началось строительство служебных помещений. Взлетно-посадочная полоса с искусственным покрытием была построена в 1959 году. В 1980 году началось строительство нового аэропорта, включающего в себя современный аэровокзальный комплекс и взлетно-посадочную полосу, и по сей день способную принимать практически любые воздушные суда. В 1992 году аэропорту «Сары-Арка» присвоили статус международного аэропорта по временной схеме. Этим было положено начало выполнению международных рейсов из Караганды. 5 сентября 1996 года состоялась церемония официального открытия комплекса аэропорта «Сары-Арка». 11 октября 1996 года образовалось акционерное общество открытого типа «Аэропорт Сары-Арка» в соответствии с Постановлением Карагандинского территориального комитета по управлению государственным имуществом от 11 октября 1996 года № 129 со 100%-м государственным участием в уставном капитале Компании. 30 декабря 1997 года Компания прошла перерегистрацию в органах юстиции в связи с переименованием в открытое акционерное общество «Аэропорт Сары-Арка», после чего 21 мая 1998 года - государственную регистрацию учредительского выпуска 89.551 простых акций по номинальной стоимости 10.000 (десять тысяч) тенге. В результате проведенных работ в 2002 году полностью введено в эксплуатацию здание аэровокзального комплекса общей площадью 30 000 квадратных метров. Карагандинский аэропорт «Сары-Арка» так и не был продан за 600 млн. тенге после того, как власти Караганды в одностороннем порядке расторгли договор о передаче объекта в доверительное управление компании «Альтаир» (Арабские Эмираты), тендер по продаже госпакета АО назначался четыре раза и каждый раз отменялся в виду отсутствия покупателей. На последних несостоявшихся торгах летом 2003 года контрольный пакет оценивался в 1 200 млн. Перед последним тендером государственная тендерная комиссия пересмотрела условия торгов, разрешив бесконкурсное проведение, а также снизив стоимость пакета в два раза. По итогам тендера единственным претендентом на Карагандинский аэропорт была столичная компания « Радхан Эйр», которая заплатила гарантийный взнос в 6 млн. тенге и заключила договор о покупке контрольного пакета акций АО «Аэропорт Сары-Арка», но новый владелец аэропорта, подписав протокол намерений с английской фирмой «Фитц Патрик Лимитед» на проведение полной модернизации и 100-процентной замены оборудования аэропорта, так и не смог в течение 40 дней заплатить оставшуюся сумму и договор был расторгнут в судебном порядке. 22 июля 2003 года Компания прошла перерегистрацию в органах юстиции, сменив свое наименование на акционерное общество «Аэропорт Сары-Арка». 25 ноября 2005 года Департаментом финансов Карагандинской области был вновь проведен открытый инвестиционный тендер по продаже государственного пакета акций АО 'Аэропорт «Сары-Арка» в размере 100 % уставного капитала общества в количестве 89.671 простых акций, победителем которого стало ТОО «Sky Service» (казахстанская авиакомпания основана в 2004 году в Бурундае, Право контроля над деятельностью Общества имеет физическое лицо, гражданка Республики Казахстан, Карагул Анара Сериккызы, которой принадлежит 51 % пакет акций Общества, остальные 49% принадлежат компании «Helimarket Limited», Британские Виргинские острова). Согласно данным Министерства финансов РК, аэропорт аффилирован с Банком «РБК». На сегодняшний день аэропорт «Сары-Арка» работает в круглосуточном режиме, обеспечивает таможенный, пограничный и санитарно-карантинный контроль. Имеются VIP и CIP-залы. Мощности аэропорта по обслуживанию пассажиров — 2,5 млн. чел в год, по переработке грузов — 18 тыс. тонн в год, по переработке почты — 7 тыс. тонн в год.
Талдыкорган. АО «Авиакомпания «Жетысу» - аэропорт Талдыкорган - принадлежит Алматинскому областному финансовому управлению и располагается на 12 км северо-восточнее г. Талдыкорган. Аэропорт был создан в 1946 году, имел грунтовую ВПП с которой выполняли полеты самолеты ПО-2. Постепенно парк воздушных судов пополнился самолетами ЯК-12, которые затем заменили самолеты АН-2. В 1974 году, с постройкой ИВПП, аэропорт был перенесен на новое место и начал принимать воздушные судна ЯК-40, АН-24, а с 1981 года - ТУ-134. В 2004 году реконструировано здание аэровокзала с оснащением современным технологическим и досмотровым оборудованием с пропускной способностью 100 пассажиров в час. Аэродром Талдыкорган класса В. Высота +591,65 м над уровнем моря. Размеры ИВПП – 2501х44м, бетон. Места стоянок на перроне пригодны для размещения и обслуживания принимаемых типов ВС. Перрон имеет стоянки с возможностью осуществлять коммерческое обслуживание ИЛ-76, ТУ-154, ТУ-134, АН-24, ЯК-42, ЯК-40 и других самолетов классом ниже. В аэропорту Талдыкорган эксплуатируется светотехническое оборудование типа ОМИ «Луч-7-2500». Для обслуживания пассажиров внутренних воздушных линий в аэропорту имеется аэровокзал с пропускной способностью 100 пассажиров в час и оснащенный современным технологическим и досмотровым оборудованием. Может использоваться в качестве запасного.
Жезказган. Свою историю аэропорт г. Жезказган начинает с 1949 года. Первый аэропорт располагался в степи на удалении одного километра от железнодорожного вокзала. Взлетно-посадочная полоса была грунтовая и не позволяла все годы её использования принимать самолеты в плохих погодных условиях. Строительство ИВПП в г. Жезказган началось в 1971 и завершено в 1973 году. Первый технический рейс был совершен на самолете ИЛ-18 13 июля 1973 года. К этому времени Жезказганский аэропорт стал самостоятельным предприятием - Джезказганская объединенная авиаэскадрилия (ДОАЭ). • В 1983 году ДОАЭ начала эксплуатацию самолетов Л-410. • В 1985 году в мае месяце был сдан в эксплуатацию аэровокзал с пропускной способностью 200 пассажиров в час. • В 1995 году ДОАЭ получила 2 вертолета МИ-8. • В октябре 1996 года на базе ДОАЭ и аэропорта Жезказган была организована авиакомпания «Жезказган-Эйр». • С 2004 года проводились работы по реконструкции аэропорта под международный стандарт. Проведен капитальный ремонт ИВПП и здания аэровокзала. • С июня 2008 года Постановлением Правительства Республики Казахстан аэропорту Жезказган присвоен статус - Международный аэропорт Жезказган. Аэропорт г. Жезказган - это географический центр Республики Казахстан, через который проходит большинство воздушных линий, соединяющих страны Европы и Азии, а также северные и южные территории республики, города стран СНГ. АО «АВИАКОМПАНИЯ «ЖЕЗКАЗГАН-ЭЙР» (ZHEZAIR) - государственный пакет акций приватизирован 5 сентября 2012 года на торговой площадке АО «Казахстанская фондовая биржа» (сделка биржевой продажи акций зарегистрирована в системе учета ценных бумаг 6 сентября 2012 года). В настоящее время аэропорт принадлежит ТОО «Корпорация Казахмыс». АО в своем составе имеет филиал «Аэропорт Балхаш».
Балхаш. Аэропорт города Балхаш был основан в 1931 году для обслуживания малых самолетов. Международный аэропорт Балхаша сертифицирован IIIА категории международной организации гражданской авиации (ИКАО). Установленное современное оборудование дает возможность диспетчерам обнаруживать, идентифицировать и сопровождать как воздушные суда, так и спецтехнику на летном поле, которые отображаются на мониторе диспетчера башни управления воздушным движением. Это позволяет контролировать и обеспечивать безопасность движения на аэродроме при плохой видимости. Теперь аэропорт Балхаша может принимать и выпускать воздушные суда при видимости на взлетно–посадочной полосе до 200 метров и больше, тогда как до этого метеоминимум аэродрома был 350 метров. Даже во время дождя, бурана или бури аэропорт Балхаш дает возможность воздушному судну совершить безопасную посадку при горизонтальной видимости всего 200 метров и вертикальной – 15. В 2007—2008 годах за счет финансовой поддержки владельца - ТОО «Казахмыс» был проведен капитальный ремонт аэровокзала и частично взлетно-посадочной полосы аэропорта. На аэродроме базируется военная авиация — Центр подготовки летного состава (самолёты Л-39). Здесь также расположен Балхашский авиационно-спортивный клуб, совершающий парашютные прыжки на территории аэродрома.
Актау. Аэропорт функционирует с 1983 года и оборудован для приема и выпуска воздушных судов практически всех типов, эксплуатирующихся в гражданской авиации. Акционерное общество «Международный аэропорт Актау» образовано в ноябре 1996 года. Бурное развитие нефтяной отрасли прикаспийского региона потребовало увеличения объемов грузоперевозок, быстрой доставки необходимого оборудования для нефтяников, что в свою очередь вызвало потребность в реконструкции аэродрома и строительстве нового пассажирского терминала. АО «Международный аэропорт Актау» было отсегментировано с баланса АО «МангистауАвиа». Новый этап в жизни АО «Международный аэропорт Актау» начался в декабре 2007г. Согласно проведенному тендеру, 100% акций АО «Международный аэропорт Актау» было передано в Доверительное Управление турецкой компании «ATM Grup Uluslararası Havalimanı Yapım Yatırım ve Işletme limited» сроком на 28 лет (напомним, что финансовым директором ТОО «ATM GRUP ULUSLARARASI HAVALIMANI YAPIM YATIRIM VE ISLETME LIMITED» является Нурлан Досаев). В том же году был заключен Договор Концессии между АТМ Grup и акиматом Мангистауской области на строительство и эксплуатацию нового международного пассажирского терминала сроком на 30 лет. Согласно договора Доверительного Управления аэропортом, проводится реконструкция и удлинение взлетно-посадочной полосы, реконструкция перрона и рулежных дорожек, замена светосигнальной системы ОМИ без категории на ОВИ первой категории CAT I согласно ИКАО. После окончания реконструкции длина ВПП составит 3060 м, ширина 45 м., плотность покрытия не менее 50 PCN. Это позволит принимать все большегрузные суда без ограничения по максимальной взлетной массе. Строительство нового пассажирского терминала завершено в 2009 году. Пропускная способность терминала составляет 450 пассажиров в час, общая площадь 13 400 м2, включая площадь, занимаемую VIP- и CIP–залами. Терминал оборудован всеми современными средствами, включая охрану и безопасность, и новейшими электронными и электромеханическими системами В 2009 году Аэропорт стал победителем в конкурсе «Лучший аэропорт года стран СНГ» в номинации «Интенсивно развивающийся аэропорт стран СНГ» за 2008 год, а в мае 2010 года аэропорт Актау признали самым «Перспективно развивающимся аэропортом стран СНГ» за 2009 год. Согласно данным Министерства финансов РК, АО «Международный аэропорт Актау» аффилирован с АО «УЛУТАС», который на 90% принадлежит АО «Caspian Group». В настоящее время аэропорт Актау по праву занимает третье место в Республике Казахстан по объему перевозок, после аэропортов Алматы и Астаны. В аэропорту обслуживаются казахстанские и иностранные авиакомпании, которые выполняют полеты по 8 внутренним и 16 международным направлениям. Из Актау через Москву, Стамбул, Баку и Киев можно попасть в любую точку мира. Транзит пассажиров всего Казахстана возможен, благодаря региональным авиакомпаниям, которые собирают пассажиров из городов с более мелким пассажирским потенциалом (Атырау, Шымкент, Кызылорда, Актобе, Уральск) в аэропорту Актау, откуда они следуют через эти 4 крупные аэропорта далее по всему миру.
Боралдай. Акционерное общество «Авиакомпания «Бурундайавиа» было зарегистрировано как юридическое лицо в октябре 2002 года. Авиакомпания имеет код ИКАО BRY. «Бурундайавиа» имеет Государственные лицензии АР №604 и ВП №606 на выполнение авиационных работ в Казахстане и за рубежом и Свидетельство Эксплуатанта номер: AK-0415-10, выданного Комитетом Гражданской Авиации Министерства Транспорта и Коммуникаций Республики Казахстан. Авиакомпания имеет все необходимые документы и разрешения на перевозку опасных грузов, выполнение поисково-спасательных работ и другие специальные операции.
Авиакомпания имеет длинную историю выполнения авиационных работ: • 1946 — Казахстанская Экспедиция №9. Флот: самолеты ПO-2, ЛИ-2, ИЛ-14, AН-2 и вертолеты МИ-1, МИ-2, МИ-4 . Участие в поисково-спасательных операциях в ущелье Иссык Алатау при ликвидации последствий селя в 1961 году. Десять человек были спасены. • 1965 — переименовывается в Бурундайский Объединенный Авиаотряд. • 1970 — получены мощные вертолеты МИ-8Т. Регион работ расширились. • 1974 — более 90 человек были спасены от наводнения в прибрежных районах Каспийского моря зимой, в сложных метеорологических условиях. • 1978 — четыре вертолета МИ-8Т участвовали в предоставлении помощи населению Афганистана в ликвидации последствий землетрясения в этой стране. • 1973-1974 — пятнадцать экипажей самолета АН-2 приняли участие в борьбе с саранчой в Монголии. • 1975 — получены самолеты АН-30 для выполнения аэрофотосъемок и АН-26 для перевозок груза. • 1991 — получены вертолеты МИ-8МТВ с более мощными двигателями. Это позволило выполнять работы в высокогорной местности с более высоким качеством, таких как борьба с лесными пожарами, предотвращение горных лавин и селей, оказание помощи скалолазам и врачам и т.д. • 1997 — на базе Бурундайского Объединенного Авиаотряда организована Региональная Сервисная Авиакомпания «Бурундайавиа». • 2002 — на базе Региональной Сервисной Авиакомпании «Бурундайавиа» учреждено акционерное общество 'Авиакомпания «Бурундайавиа». Владельцем авиакомпании стало ТОО «Альтаир Эйр», которому также принадлежит аэропорт Боралдай и значительное количество вертолетов и самолетов.
Уральск. Аэропорт г.Уральск был основан в 1931 году для обслуживания малых самолетов. После реконструкции 1990-х годов получил статус аэропорта международного значения. Эксплуатант - ТОО «Международный аэропорт Ак жол». Одним из соучредителей ТОО «Международный аэропорт Орал» является бывший генеральный директор «КазТрансОйла» и «КазТрансГаза» Нурбол Султан (о нем Радиоточка уже писала ранее). Здание аэровокзала принадлежит ТОО «Беркут Аэропорт». По данным пресс-службы Министерства по инвестициям и развитию РК, аэропорт «Орал» закрыт с 1 сентября по 15 октября 2015 года. В связи с ремонтом взлетно-посадочной полосы до 31 августа аэропорт функционировал лишь несколько часов в день. Напомним, после конфликта с собственниками аэропорта авиакомпаниям «Эйр Астана» и «СКАТ» были закрыты маршруты из Уральска в популярных направлениях: Астана, Алматы, Атырау, Актау. Была создана аффилированная компания «Bek Air» (учредители - Нурлан Жумасултанов, много лет отдавший службе в органах госбезопасности и 30% доли у компании с голландским участием), которая и стала осуществлять рейсы в указанных направлениях с условием ежемесячных выплат в размере 10 миллионов тенге. Уральский аэропорт был проверен консалтинговой инженерной компании Mott Macdonald из Британии. В результате взлетно-посадочная полоса была признана неровной, в плитах обнаружены многочисленные выемки, трещины и просадки. Со слов авиаперевозчиков, все это приводило к повреждениям воздушных судов, а, значит, необходимости их серьезного ремонта и росту числа рейсов, которые задерживаются по техническим причинам. Согласно постановления Правительства РК, искусственная взлетно-посадочная полоса была безвозмездно передана государству. В реконструкцию взлетно-посадочной полосы было вложено 8 млрд. тенге. Ожидается, что аэропорт города Уральска сможет принимать воздушные суда всех типов с ноября 2015 года. Ранее аэродрому 'Орал' был присвоен 2 класс, и он был способен принимать воздушные суда Боинг-737, Боинг-757, Ил-76, Ту-134, Ту-154, Як-42, Ан-12,Ан-24, Ан-26, Ан-30, Л-410, Ан-2 и более лёгкие, а также вертолёты всех типов. Асель Джанабаева

Источник - www.radiotochka.kz (Казахстан), 14.09.2015