16
Сентября

Что будет с долларом. Почему цена на нефть падают, а на бензин растут. Для чего увеличивают тарифы. На эти вопросы в прграмме «Слуги народа» отвечает Азат Перуашев, председатель демократической партии «Ак Жол», депутат Мажилиса Парламента РК - 'Слуги народа'

 
Что будет с долларом. Почему цена на нефть падают, а на бензин растут. Для чего увеличивают тарифы. На эти вопросы в прграмме «Слуги народа» отвечает Азат Перуашев, председатель демократической партии «Ак Жол», депутат Мажилиса Парламента РК.
Ведущий: «Азат Турлыбекович, что вы нашли время. Что сейчас происходит, какова экономическая ситуация? И у вас, и наверняка, у вашей партии свой взгляд на то, что случилось. Как вы могла бы это охарактеризовать?»
А. Пераушев: «Сегодня наша экономическая ситуация определяется во многом тенденциями на валютном рынке. Поскольку они поставили в зависимость наполнение бюджета и обороты компаний, к которым привязаны, в опосредованной форме остальные сферы жизни там. И социальная в том числе. Поэтому вопрос валютной волатильности стоит на повестке дня как номер один. Что произошло. С точки зрения госорганов, Нацбанка произошел, как они это называют, переход к свободному курсу тенге. Люди, которые толпятся у обменников, называют это девальвацией. Мы можем называть это хоть так, хоть эдак, инфляционное таргетирование, переход к свободному курсу и так далее. Но дефакто валюта обесценилась. Девальвация – это обесценивание одной валюты по отношению к другой. Девальвация – это факт, результат процесса отпуска в свободное плавание. С другой стороны, мы видим, что в первые дни, чтобы как-то отрегулировать, явно было вмешательство со стороны крупных игроков. Которые выбрасывали необходимые объемы валют. И, буквально, на третий день после отпуска в свободное плавание, тенге отыграло обратно 15%. А потом каждый день в ту или иную степень качался. Это показатель того, что Нацбанк сохраняет возможность, рычаги и желания вмешиваться в свободный курс. Фактически совсем свободного, либерального курса не произошло. Все то же коридор, просто коридор стал теперь неофициальным. Это во-первых. Во-вторых, его рамки стали элатсичными. И, в –третьих, эластичность позволяет тенге все больше смещаться в сторону реального паритета».
Ведущий: «Задают вопрос, все таки это нужно было делать. В такой форме».
А. Пераушев: «Да. Однозначно, это делать нужно было. Я более вам скажу, это сделано было затянуто. Почему? Потому что переход к этому таргетированию инфляционному, это хоть какая-то альтернатива бездумному, бузрезультатному, бесперспективному проживанию, проеданию денег Нацфонда. Поэтому этот шаг нужен. Более того он сделан с учетом двух предыдущих девальваций. В чем разници между разовой девальвацией и продленной, как получилось у нас. При разовой девальвации, она все таки более управляемая, более контролируемая, основная нагрузка от нее ложиться на население, но при этом защищается государством. При этом глубина девальвирования, дно видно. При растянутой девальвации происходит так, что нагрузка основная ложиться на бюджет, государственные запасы. Население более менее адаптируется, срахуется, переводит накопления в валюту, либо запасаются какими-то социальными продуктами. Но при этом глубина падения гораздо больше. В этот раз, с учетом предыдущих опытов, государство пошло по пути того, что государство брало на себя издержки. Гасило эти сильные колебания. И в итоге, люди морально подготовились к тому, что девальвация будет».
Ведущий: «Психологически они были готовы».
А. Пераушев: «Они были готовы. Они перевели накопления в доллары. Старались, если брать кредиты, то в тенге. К сожалению нужно принять заявление руководства Нацбанка о том, что курс в этом году никоим образом не будет больше 190 и так далее. Он ударил по тем людям, кто доверяет государству. Это пенсионеры, это ветераны».
Ведущий: «Как в этой ситуации себя можно было повести? Если скажешь честно, то это может справоцировать панику с неясными последствиями».
А. Пераушев: «Однозначно. Но надо при этом понимать, что сейчас, в этой связи, донельзя девальвировалась не только валюта, девальвировалось доверие к государственным органам, ответственным за финансовую политику. Доверие должно быть персолифицировано с тем, что было бы понятно, что это не вина государства. Второй момент, очень правильно были озвучены решения Главой государства о том, что компенсируются населению вклады. Это правильно. У пенсионеров, о которых мы говорим, накопления врядли уж сильно большие. Здесь, я думаю, что основную или значительную часть все таки защитили. Но мы не можем защитить от другого последствия девальвации. Девальвация имеет своим неизбежным результатом инфляционные процессы».

Источник - 'Слуги народа', 13.09.2015, 22:00, ТВ КТК