18
Сентября

Степень коррупции на юге не меньше, чем на севере страны /Алькен Кенжебаев/ - Трибуна (Алматы)

 
Могут ли повышение цен на бензин и девальвация повлиять на социальную напряженность в обществе? Могут ли инциденты на казахстанско-российской границе ударить по имиджу ЕАЭС, и каких результатов можно ожидать от почти наверняка досрочных парламентских выборов? Об этом мы сегодня беседуем с независимым политологом Талгатом Исмагамбетовым.
- Талгат, здравствуйте. На Ваш взгляд, могут ли такие непопулярные меры, как повышение цен на бензин и падение курса тенге повысить градус социальной напряженности в обществе?
- Смотря что подразумевать под социальной напряженностью. Если вы имеете в виду акции протеста, то они маловероятны. Народ уже разучился выражать свое недовольство путем публичных акций. Протестные группы уже давно не проявляют какой-либо активности, в том числе и при активной помощи властей. А обычное недовольство, конечно, присутствует. Другое дело, что народ ожидал девальвации и других непопулярных мер, и внутренне был к ним готов. Нужно учесть и тот факт, что, выходя из отпусков он находился в благодушном настроении и отреагировал довольно вяло.
- Повышение цен на бензин первый вице-министр энергетики Казахстана Узакбай Карабалин объяснил приведением к общему знаменателю ценовой политики на энергоносители стран ЕАЭС, в частности с Россией. Как Вы полагаете, почему рядовой потребитель пока так и не ощутил на себе плюсы единого экономического пространства в Евразийском союзе?
- Из преимуществ можно упомянуть только свободное пересечение границы без проволочек. Эксперты изначально предполагали, что мы не конкурентноспособны, что в рамках Таможенного союза, что в Евразийском экономическом союзе. Сам президент неоднократно предупреждал, что нам нужно быть более активными, повышать производительность труда. Не стоит забывать, что создание ЕАЭС лоббировал не наш бизнес, а это была политическая инициатива государственной власти.
- На днях на границе с Российской Федерацией несколько сот фур из Казахстана были принудительно помещены на полный таможенный досмотр. Значит ли это, что Таможенный союз так и не функционирует в полной мере?
- Если я не ошибаюсь, российские таможенники там какую-то зацепку нашли. Что-то вроде реэкспорта. Кроме того, у России есть возможность ввести ограничительные меры на некоторые линейки товаров. В договоре присутствуют оговорки, что каждое государство может в случае необходимости для защиты собственных интересов вводить ограничения.
- Чем, по Вашему мнению, можно объяснить такие недружественные действия российских таможенников, действовавших, по их собственным словам, по указанию сверху?
- Да, в какой-то степени -это недружественные меры. Тем более что о таких мерах принято предупреждать заранее. Здесь мы наблюдаем яркое проявление правового нигилизма в отношениях между государством и гражданином, свойственное российским властям. Естественно, что проявления этого нигилизма могут выражаться и в отношении другого государства, в том числе и к ближайшему партнеру в рамках экономического союза. Так что ничего удивительного в этой ситуации я не вижу. Налицо невнимание к правовым деталям.
- В казахстанском обществе этот прецедент вызвал нешуточную обиду, вплоть до того, что раздаются слова о денонсации договора об образовании Евразийского союза.
- Недовольные договором были, есть и будут. Изначально, когда еще создавался Таможенный союз, мы не слышали голоса предпринимателей, не видели инициативы с их стороны. Еще в 2010 году я писал, что нет социально-экономических групп, заинтересованных в Таможенном союзе, в отличие от Европейского союза, где действительно была прямая заинтересованность со стороны бизнес-сообщества. В нашем случае действовала совершенно другая логика.
- Не успел стихнуть коррупционный скандал в карагандинском акимате, еще свежо в памяти следствие по делу бывшего акима Павлодарской области Ерлана Арына, как грянули аналогичные события в Кустанае. Что это, системная чистка исполнительной власти на местах, или просто эпизод в вялотекущей антикоррупционной борьбе?
- Здесь могут быть два объяснения, и оба могут быть в какой-то степени верными. Во-первых, все замешанные в упомянутых вами коррупционных правонарушениях -представители региональных элит. Это отнюдь не политические тяжеловесы, и борьбу с коррупцией легче вести в их весовой категории. Во-вторых, всегда присутствует конкуренция за такие хлебные должности. Региональная элита стремится поставить своих людей, центр, в свою очередь, может быть недоволен ее действиями.
Что касается системности, то я обратил внимание на одну закономерность. Все регионы, акимы которых были уличены в коррупции, - северные. Юг-то особенно не трогают. Хотя очевидно, что степень коррупции в среде местной власти там точно не меньше. Поэтому попытки анти коррупционных мер лучше проходят там, где в меньшей степени сложились клановые группы со взаимной поддержкой и круговой порукой, то есть в северных регионах Казахстана.
- Вы упомянули, что тяжеловесов стараются не трогать, а как же бывший премьер Серик Ахметов?
- Бывший премьер вовсе не был политическим тяжеловесом. Он из числа технократов, который сделал свою карьеру спокойно и размеренно, от Карагандинского металлургического комбината до акима и премьер-министра. От него ничего великого не ждали, это был технический премьер. Крупных политических новаций он не вводил, никаких серьезных инициатив с его стороны мы не видели, так что он никогда не был крупной политической фигурой. Было бы некорректно сравнивать его, например, с фигурами масштаба Абыкаева, Есимова или Тасмагамбетова
- Давайте переместимся в несколько другую плоскость. Как Вы полагаете, есть ли перспективы у новообразованной партии после слияния «Партии патриотов» и «Ауыл»?
- Для этого нужно взглянуть подробнее на преобразования, которые произошли за последние несколько лет после последних выборов в мажилис.
Если вы помните, была создана партия «Бирлик» путем слияния «Руханията» и «Адилета», возглавляемого Максутом Нарикбаевым Здесь мы видим то же самое: объединили социал-демократическую партию «Ауыл» и «Партию патриотов Казахстана». Все эти партии были неактивны, активность проявлялась только в те моменты, когда их лидеры начинали будировать общественность кучей инициатив. По большому счету, пассивность позволяет им спокойно идти на объединение, особенно когда им настойчиво рекомендуют объединяться. Мне понятна логика мышления тех, кто рекомендовал провести объединение. Практически, из девяти партий которые еще недавно существовали, осталось только пять. Коммунистическая партия была ликвидирована, демпартия «Азат» приказала долго жить после официального объявления о прекращении политической активности Булата Авилова. Две партии объединились в «Бирлик», две - в народно-патриотическую партию. Исходя из бюрократической логики, довольно удобно контролировать партийную систему, в которой пять официально зарегистрированных партий, а не девять или пятнадцать. Ах да, есть еще оппозиционная общенациональная социал-демократическая партия, собственно, оппозиционной можно считать только ее. И еще остальные пять, три из которых являются парламентскими.
Кстати, в последние годы проходит мода на приставки «республиканская» или «демократическая», теперь все упрощается, названия без всяких декоративных привесок. - У Вас есть прогнозы по поводу будущих парламентских выборов, и вообще, будут ли они досрочными?
- Выборы будут досрочными, и подготовка к ним уже идет. Момент будут искать благоприятный, поскольку ситуация меняется каждодневно. Но в любом случае, нынешнему составу парламента работы еще хватит.
Прогнозы? «Ак Жол» скорее, проходит, Национальной палате предпринимателей, бизнесу нужно дать трибуну. Насчет КНПК есть определенные сомнения, но в их пользу, как и непонятно, будет ли еще кто-нибудь допущен в мажилис. ОСДП вряд ли сделает что-нибудь, чтобы пробиться - нет смысла. У «Бирлика» и Народно-патриотической партии тоже нет особых перспектив, если в последний момент им не подкинут какой-нибудь особой инициативы для подъема реноме в глазах электората.
- А можно ли ожидать каких-нибудь неожиданностей от электората?
- У нас очень сложно наблюдать за электоральной статистикой. Даже когда смотришь за официальной статистикой по явке, наблюдаешь странные скачки. Есть и другие косвенные признаки того, что официальные данные не соответствуют действительной явке. Какова будет реакция избирателей? Скорее всего - большая пассивность.
- И, как всегда, партии с мощными административным и финансовым ресурсом - «Hyp Отану» -ничего не угрожает?
- Безусловно. Это партия президента, держится исключительно на его авторитете. У нас привыкли ориентироваться на лидеров, а не на идеологические или социально-экономические платформы, которые все равно нечетко выражены, и не доносятся до избирателей.
- Благодарю за ответы.

Источник - Трибуна (Алматы), № 35 (86), 16.09.2015