Убийство экономики в прямом эфире - www.contur.kz
В августе-сентябре нынешнего года мы с вами стали свидетелями того, как люди и институты, чьи имена и названия у всех на слуху, организовали покушение на казахстанскую экономику. Экономика, между прочим, это не нечто призрачное за морями и океанами, это наш с вами доход, еда, одежда и поездки в отпуск. Покушение готовилось загодя, было осуществлено публично, и пока остается безнаказанным. Тем не менее, подобные деяния, прикрытые лживыми уверениями, должны выявляться и расследоваться строго по закону.
Во всяком случае, каждый казахстанец имеет право знать, как и кем именно наши доходы были сокращены фактически наполовину. Речь, разумеется, идет об обрушении национальной валюты – тенге, и попытках уничтожить ее окончательно. Сейчас, в эти дни, часы и минуты, данные лица и организации планируют 'опустить' валюту до 350-380 тенге за доллар. Просим помнить: никто не нагнетает обстановку, просто констатирует реальность.
Крупные казахстанские банки – а их логотипы узнает всякий, заранее создали себе и 'подушку безопасности' и практически неисчерпаемый ресурс, и теперь не торопясь и обстоятельно наживаются на обнищании миллионов. Согласно официальной информации, с сентября 2014 по июль 2015 казахстанские банки купили у банков-нерезидентов $43 639 млн, а продали в 15 раз меньше. Также статистика Нацбанка по внебиржевым операциям говорит, что с января по июль 2015 казахстанские банки купили у банков-нерезидентов $28 251 млн, тогда когда продали всего $1 791 млн, то есть почти в 16 раз больше (1577%). Самый большой объем покупок был зафиксирован в июле – $5 007 млн против продаж в объеме $214 млн, то есть в 23 раза больше (2340%). Таким образом, долларовая кубышка была набита до отказа, и банки принялись ждать. Как известно, в середине августа под давлением мировых кризисных факторов Нацбанк был вынужден отпустить тенге в свободное плавание, поручив его попечению рынка. Однако рынок не означает диктата спекулянтов, а именно они сегодня задают тон в валютных операциях. Совершенно не случайно аналитик, глава Центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов предложил сделать валютные торги на Казахстанской фондовой бирже (KASE) прозрачными, так как скачки курса тенге, по его мнению, могут быть причиной манипуляций крупных игроков. Экономист сделал свое предположение в середине сентября, когда курс одномоментно упал до 301 тенге за доллар, и очевидное стало, как говорится, очевидным до зубовного скрежета. При этом Худайбергенов считал, что обнажать истинное лицо банкиров следует с августовского обвала. 'КАСЕ должно после каждой сессии публиковать список банков/организаций, участвовавших в торгах, с указанием объема покупок и продаж. Причем данные должны быть опубликованы с 19-го августа. Торги должны быть прозрачными, а население и бизнес должны видеть, манипулируется ли курс крупными игроками. Сейчас есть высокая вероятность этого процесса', – заявил эксперт.
В середине сентября стало ясно, что без срочных мер со стороны Нацбанка тенге может рухнуть окончательно и буквально в считанные дни или часы. В своем выступлении глава НБ Кайрат Келимбетов отметил, что оптимальный курс планировался его ведомством в районе 230 тенге за доллар, но вмешались 'третьи лица'. 'Для того чтобы осуществить переход к инфляционному таргетированию, нужна большая гибкость валютного курса и Национальный банк должен допустить большую волатильность обменного курса. В принципе, это было продемонстрировано июльским решением, тогда мы расширили коридор, он оказался в границах Т170-198 за доллар. Мы планировали до конца года расширение границ коридора, большую волатильность и приближение к равновесию в восприятии рынка. Когда мы расширили коридор до Т198, то МВФ в своем июльском отчете считал, что разница с рыночным курсом находится на уровне в среднем около 10%, Бэнк оф Америка посчитал, что равновесный курс – Т230 за доллар. Кто-то называл совсем непонятные цифры. То, что сейчас происходит, это та волатильность, которая связана с тем, что рынок до конца еще не сформирован. Трудно назвать рынком игру двух-трех игроков, которые утром покупают, а вечером продают валютные ресурсы друг другу, что происходит в последние дни (выделено ред.). Поэтому нельзя сказать, что мы уже живем в условиях нового курса. Большого рынка, как тот же российский или американский, у нас еще нет. Он еще не сформирован, за это отвечает не только Национальный банк, а вся финансовая система. Должны появиться правила игры, осознание потребностей, кодекс поведения. У нас пока первый месяц перехода к свободному плаванию, создаются определенные прецеденты, происходит приближение на основе спроса и предложения к определению равновесного курса тенге', – заявил К.Келимбетов 18 сентября в интервью газете 'Панорама'. Вслед за этим НБ перешел к интервенциям, несколько стабилизировавшим тенге. Надолго ли? Очевидно, что атаки спекулянтов будут продолжаться и дальше, хватит ли у Нацбанка ресурсов для их отражения, покажет время. Во всяком случае, пока Кайрат Келимбетов такую уверенность выражает. 'Весь этот месяц мы сталкиваемся с волатильностью, вначале произошел overshoot, когда тенге обесценился со 188 до 257 за доллар, потом налоговая неделя и укрепление, затем определенная стабилизация. Последние дни – это больше спекулятивные игры, которые мы решили пресечь. Есть два-три игрока, которые манипулируют рынком. Сейчас разбираемся. До окончания разбирательства мы в первый раз вышли с интервенциями. Любые интервенции с этого момента по итогам дня будут официально оглашаться. Сегодня мы решили вмешаться, поскольку видели, что какие-то игроки разгоняют рынок. Мы с самого начала говорили, что свободное плавание не означает отсутствия центрального банка, мы очень внимательно за всем наблюдаем. По сути, мы и пожарники, и спасатели, и когда налицо такое неразумное поведение, имеем право вмешиваться и будем делать это и впредь', – констатировал глава регулятора тому же СМИ.
Как уже говорилось выше, казбанки, 'наша гордость', на спасение которой в кризис конца нулевых годов были потрачены миллиарды, готовились навариться на обвале тенге очень давно. Больше всех за одномоментную девальвацию ратовала председатель правления 'Народного банка Казахстана' г-жа Умут Шаяхметова. Вот, например, ее мартовские заявления. 'Население уже проголосовало за девальвацию, когда основная масса депозитов перевернулась из тенге в доллары и не возвращается обратно. Какие бы мантры мы не пели, что девальвации не будет и все стабильно – население в это не верит. Все, включая национальные компании, сидят в долларовых депозитах'. А вот ее июльские тезисы. 'Мы наблюдаем, что наши клиенты, особенно в сегменте малого среднего бизнеса (МСБ), теряют свою конкурентоспособность в результате сильно переоцененного тенге. Многие компании не могут продать свою продукцию, она намного дороже по себестоимости по сравнению с российской, значит, нет поступлений от продаж, нет возможности закрывать операционные расходы, включая заработную плату и обслуживание кредитов. И, как следствие, предприятия сокращают людей, задерживают выплату зарплаты, не гасят кредиты, вплоть до полного разорения…'. Подчеркнем, что подобная точка зрения, мягко говоря, весьма спорная, бытовала и в среде других банкиров, крупных экспортеров и их союзников из экспертной среды. Заявления У.Шаяхметовой вызывали скепсис и до девальвации, в частности, тот же аналитик Худайбергенов фактически обвинил главу Народного банка в инсайдерстве, поскольку она открыто пропагандировала исключительно долларовое хранение средств. 'За девальвацию выступало всего 4-5 человек, и есть ощущение, что они руководствуются корпоративными интересами, а не экономической логикой', – доказывал аналитик.
После девальвации стенания о бедных МСБшниках и вовсе выглядят несостоятельными. Доля российской продукции смехотворно мала, сколько-то серьезное влияние она оказывала лишь на приграничные регионы, и кроме того, после девальвации МСБ отнюдь не воспрял, несмотря на публично выраженную благодарность власти. Вообще же о дымовой завесе вокруг обрушения тенге хочется сказать подробней, но об этом ниже. Отметим и тот факт, что г-жа Шаяхметова всегда отрицала какую-либо выгоду для банка в случае обесценивания тенге. 'Для Народного банка очередная девальвация не принесет доходов…' – ранее утверждала банкир, что опровергается приведенными выше биржевыми данными.
Разумеется, от девальвации, от стремительного падения доходов казахстанцев выиграли не только банки, но также все, кто продает сырье за рубеж исключительно в долларах, а платит зарплату и налоги исключительно в тенге. Впереди планеты всей 'новый курс' приветствовали владельцы металлургических гигантов, олигархи Александр Машкевич и Владимир Ким. 'Сегодня все производители Казахстана получили конкурентную среду. Мы очень благодарны, что нас поставили в одно конкурентное поле. Курс определит сама экономика – ровно столько, сколько тенге стоит, никто за него не будет платить ни больше, ни меньше', – радовался глава корпорации ENRC А.Машкевич в различных интервью. В.Ким, являющийся совладельцем компании KAZ Minerals Plc и частного ТОО 'Корпорация 'Казахмыс', созданных на базе активов группы Kazakhmys, вторил коллеге. По его словам, девальвация 'положительно отразится на казахстанском содержании, потому что мы очень много закупаем услуг, товаров казахстанских производителей. И, к сожалению, тенденция половины 2015 года показала, что российские товары гораздо дешевле. Я думаю, на сегодняшний день мы снова станем конкурентоспособными, как минимум. Мы всегда рентабельно работали. Дело в чем – мы же абсолютно экспортно-ориентированные предприятия'. Собственно, комментарии здесь излишни: поблагодарили, получив давно и активно желаемое.
Сегодня позиция сторонников резкого падения тенге вызывает критику и на политическом поле. Нельзя забывать, заявил в начале сентября лидер партии 'Ак жол' Азат Перуашев, что государство постоянно помогало банковскому сектору, выделяя БВУ средства Нацфонда и размещая в них накопления ЕНПФ, попутно создавая новые и новые налоговые льготы для банков. Депутат также напомнил о средствах ЕНПФ, переданных коммерческим банкам, и образовавшейся, тем не менее, нехватке тенговой ликвидности для кредитов бизнесу. Год назад эта ситуация вынудила партию 'Ак жол' потребовать направлять средства ЕНПФ не в банки, а напрямую в производственную экономику, подчеркнул депутат. Примечательно, что отсутствие тенговой ликвидности Нацбанк тогда объяснял тем, что в БВУ полученные сотни миллиардов тенге немедленно конвертировали в доллары и евро. Поэтому в результате девальвации, банки в очередной раз оказались в выигрыше, тогда как пенсионные накопления ЕНПФ, ведущиеся в тенге, потеряли в долларовом эквиваленте. 'То, на чем потеряли будущие пенсионеры, обернулось многомиллиардными прибылями для банков. Возможно, пора вводить налог на прибыль с банков, полученную в результате девальвации', – такое предложение внес партиец, указав, что средства будут не лишними не только для пенсионеров, но и для бюджета, испытывающего сегодня колоссальную нагрузку.
Наконец, необходимо понять – большинство 'положительных факторов', которые якобы должны были возникнуть вместе с обрушением тенге, оказались мифом. Все доказательства сторонников девальвации опровергла суровая реальность: их стараниями мы проснулись в стране, где под сомнение поставлено исполнение бюджета и госпрограмм, существование столь рьяно защищаемого МСБ и благосостояние граждан.
Начнем с мифа о жутко дешевой российской продукции, оккупировавшей наши рынки. Во-первых, как уже говорилось, 'оккупация' носила и всегда будет носить сугубо региональный характер, Россия – это не Китай, заваливший мир ширпотребом. Во-вторых, стоит прислушаться к аргументам опытных экономистов. Так, по мнению Азата Перуашева, ссылки на то, что падение курса призвано защитить наших производителей и МСБ от влияния российской девальвации путем приведения тенге к историческому паритету с рублем как 5:1 – неубедительны. 'Буквально следом за тенге, рубль также 'просел' снова, погасив значительную часть отыгрыша тенге. Ориентация именно на такое соотношение (5:1, а не 3:1 например) весьма спорна, так как не учитывает влияния взаимных санкций Запада и России, которые еще год назад привели к девальвации рубля, до нынешних колебаний на сырьевых рынках. Даже если указанный паритет местных валют Казахстана и РФ восстановится, это будет иметь значение лишь для части нашей экономики. В отличие от соседей, отечественные производители не покрывают потребности внутреннего рынка. Поэтому прежний паритет пары рубль-доллар имел бы позитивное влияние для автосборочных предприятий, около десятка предприятий сельхозмашиностроения. Более многочисленны потенциальные бенефициары в сельском хозяйстве, пищевой промышленности и торговле в приграничных с Россией областях.
Но глобального значения для всей национальной экономики возвращение курса тенге к рублю иметь не будет. Не нужно забывать и о грядущем в конце года полноценном вступлении Казахстана в ВТО. На фоне обострения конкуренции по этой линии российская конкуренция может вообще отойти на второй план', – считает лидер партии 'Ак жол'. Кроме того, по словам А.Перуашева, 'коррупция сыграла существенную роль в формировании условий для девальвации'.
Что же в остатке? Крупнейшие экспортеры и банки сорвали огромный куш, причем дважды – и от самой девальвации, повышающей их доходы, и от игры на бирже, обваливающей дальнейший курс тенге. Остальные пострадали и весьма жестоко. В проигрыше небольшие предприятия, составляющие более 90% казахстанского бизнеса, поскольку обнищавшее население отреагирует немедленным падением спроса на все категории товаров. О том, что цены уже рванули вверх, говорить попросту излишне. Также девальвация не стала лекарством от постоянных многомиллиардных трат Национального банка на поддержание курса, о чем нам часто твердили. Сбивая пыл спекулянтов, НБ был вынужден провести интервенции в размере порядка 400 млн долларов, и это только за два дня. Попутно, кстати, НБ опубликовал список особо продвинутых игроков на бирже, возглавляет который Народный банк, следом за ним идут 'Ситибанк', ДБ АО 'Алтын банк', 'Qazaq Banki', Казком и т.д. и т.п.
Здесь нужно привести прогноз все того же Олжаса Худайбергенова, к сожалению, оказавшегося правым в своих пессимистических предсказаниях. 'Сейчас уже ясно, что большая часть мифов разбита. Девальвация не приводит к обнулению девальвационных ожиданий – после того, как курс стабилизировался около 240, он быстро поскакал к 300. Сегодня он вернулся к 270, но вряд ли у кого есть сомнения, что, как только Нацбанк прекратит интервенции, этот барьер будет пробит. Иначе говоря, резкая девальвация лишь усиливает ожидания ее повторения, особенно в долгосрочном плане', – писал аналитик у себя в блоге. Нет необходимости уточнять, что подобная обстановка – с идущей в разнос валютой, тормозит и исполнение бюджета, и госпрограммы, и инвестиционные проекты, и кредитный рынок и без того пребывающий в застое.
На чью мельницу выльет воду возможная в будущем новая дестабилизация валюты? Пожалуй, лучше, чем экономист Худайбергенов не скажешь. 'Я называю их девальваторами. Наиболее публичные среди них те, кто пишет заказные статьи, выступают мегатроллями, зарабатывая на том, что агитируют за девальвацию, или на 'наездах' на сторонников плавной девальвации. Есть фигуры среднего масштаба, которые стоят за мегатроллями – они часто 'разводят' публику текстами, внутреннему содержанию которых в принципе не следуют в реальности. На словах они 'днями и ночами переживают' за МСБ в лучших меритократических традициях, но реально плевали на них – как на МСБ, так и на эти традиции (сейчас интересы МСБ – это последнее прибежище негодяя). Есть фигуры и более крупные, которые никогда не признаются, что доходы в долларах, а расходы и обязательства в тенге, но прикрывают личную выгоду якобы общественно-важной необходимостью. Снобизм и мизантропия, которая регулярно демонстрируется в отношении простых людей, едва ли прикрывается стремлением либерализму, хотя по внутреннему содержанию они лишь противоречат ему'. Остается добавить, что единственный на сегодня более-менее трезвый прогноз, поддерживаемый честными экспертами: возврат к плавной девальвации. Конечно, с обязательным обузданием 'девальваторов', иначе покушение на экономику Казахстана, на наши с вами непосредственные интересы остановить будет невозможно.
Источник - www.contur.kz (Казахстан), 28.09.2015