02
Октября

Защита реальных производств - www.nomad.su

 
Партия ДПК 'Ак жол' всегда последовательно и профессионально отстаивала интересы малого и среднего бизнеса, а также перерабатывающей промышленности
Азамат Ибраев
Партия ДПК 'Ак жол' всегда последовательно и профессионально отстаивала интересы малого и среднего бизнеса, а также перерабатывающей промышленности. На счету партийцев многочисленные прецеденты защиты прав конкретных предпринимателей, а также кропотливая, основанная на четком понимании нужд бизнеса работа в стенах Парламента. В условиях масштабного экономического кризиса значение законодательных инициатив 'Ак жола', направленных на поддержку производств и МСБ трудно переоценить.
Работа по совершенствованию законов Казахстана в интересах действительно работающих предприятий, подчеркнем, ведется партией многие годы. В частности, осенью 2014 года лидер 'Ак жола' Азат Перуашев обозначил основной принцип данной стратегии. 'Для ухода от сырьевой ориентации и успешного развития нужна масса современных перерабатывающих компаний не только крупного бизнеса, но и МСБ', – заявил Азат Перуашев на пленарном заседании Мажилиса Парламента РК, посвященном обсуждению поправок в Закон 'О совершенствовании инвестиционного климата'.
Закон был подписан летом, указывалось в обращении партии, но уже нуждался в исправлениях. Напомним, что данный документ предусматривает беспрецедентные меры поддержки иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность, включая возврат 30% капиталовложений, освобождение от КПН и т.д. Однако, отметили в 'Ак жоле', применение данных преференций ограничено размерами инвестиций в объеме не менее 2 млн МРП (то есть 20 млн долларов США), т.е. они предназначены исключительно для крупных компаний. 'Считаем, что данный подход не учитывает особенности нашей экономики и тот факт, что крупные проекты в основном сосредоточены в добывающем секторе экономики. Предприятия обрабатывающего сектора, за редким исключением, относятся к среднему бизнесу. Большинство таких объектов как пекарни, кондитерские, швейные цеха, производство стройматериалов и т.п., как правило, имеют стоимость не более 3–7 млн долларов США (в этом их преимущество, позволяющее снижать предпринимательские риски и гибче реагировать на вызовы). Однако, из-за требований принятого Закона, все они оказываются за рамками предусмотренных преференций. Получается, что новыми преференциями смогут воспользоваться лишь отдельные предприятия, в основном выпускающие продукцию производственного назначения, тогда как выпуск готовых потребительских товаров не сможет рассчитывать на подобную поддержку. Между тем, мы абсолютно уверены, что отдельные предприятия не смогут изменить структуру отечественной экономики. Для ухода от сырьевой ориентации и успешного развития, нужна масса современных перерабатывающих компаний, как среди крупного, так и среди среднего бизнеса. Иначе все многочисленные заверения о приоритетной поддержке МСБ оказываются под вопросом', – заявил Азат Перуашев.
В связи с этим фракция ДПК 'Ак жол' предложила правительству устранить выявленный перекос. Также лидер партии обратил внимание чиновников на то, что и в разрешительной системе потенциальные инвесторы в секторе МСБ также встречают ряд преград. Здесь речь шла о том, что иностранные инвесторы, заинтересованные во вложениях в казахстанский бизнес, месяцами не могут получить визу в РК, тогда как наши рынки заполнены торговцами-нелегалами, отбирающими заработок у отечественных бизнесменов. Для устранения перекосов депутатская фракция ДПК 'Ак жол' предложила действенные меры. В частности, понизить порог отнесения инвестиционных проектов, на которые распространяются новые преференции – с 2 млн МРП до 500 тыс МРП (то есть с 20 млн долларов США до 5 млн долл. США).
Также необходимо, указали в партии, распространить государственные меры поддержки инвестиций и на субъекты МСБ, упростить условия для выдачи виз для занятия бизнесом и обязать иностранных коммерсантов, работающих в Казахстане, регистрировать свою деятельность в виде ИП. Отметим, что в 2014 году партия привнесла в стены Парламента множество других инициатив, направленных на поддержку производств и МСБ. Так в апреле 'Ак жол' выступил в защиту отечественных производителей автобусов – соответствующий депутатский запрос фракции на имя премьер-министра Карима Масимова партийцы озвучили в Мажилисе. Подчеркнув быстрое развитие автопрома РК, 'ак жоловцы' вместе с тем призвали исполнительную власть с большим вниманием относиться к понятию 'казахстанское содержание'. 'Отечественный производитель нуждается в поддержке, о чем неоднократно заявлял Глава государства. В 2012 году Президент страны неоднократно выражал недовольство тем, что для министерств и ведомств закупаются автомобили зарубежного производства. Выступая на заседании Совета национальных инвесторов, Нурсултан Абишевич повторно акцентировал внимание на необходимости поддержки экономики страны путем закупок автотранспорта, произведенного в Республике Казахстан. Особо было отмечено, что отечественные автомобили по качеству не уступают продукции зарубежного автопрома. В качестве примера Глава государства привел ситуацию с автопарком городов Алматы и Астаны, где при цене отечественных автобусов 40-50 тысяч долларов США, названные автопарки покупают автобусы за рубежом по 400 тысяч долларов. В связи с этим просим вас сообщить о мерах принимаемые правительством относительно реализации поручения Главы государства по поддержке отечественного производителя путем закупок автотранспорта казахстанского производства', – говорилось в запросе фракции.
Крайне масштабным было выступление партии, касающееся налогового законодательства.
'Ак жол' настаивает на налоговом стимулировании обрабатывающей промышленности, заявил Азат Перуашев в конце 2014 года в ходе обсуждения законопроекта по налогообложению. Лидер партии отметил прогрессивный характер обсуждаемого законопроекта и поддержку фракцией таких инициатив разработчиков, как передача органам самоуправления ряда налоговых поступлений, что делает местные власти материально заинтересованными в развитии малого бизнеса; проведение налоговой амнистии; упрощение порядка ликвидации и снятия с налогового учета ИП; освобождение от ИПН доходов личных подсобных хозяйств, освобождение от налога на транспорт и имущества фермерских хозяйств и т.д. 'В то же время, некоторые инициативы разработчика явно неоднозначны и вызывают определенные вопросы. Например, мы считаем неоправданным предлагаемое повышение базовых налоговых ставок на земли сельскохозяйственного назначения в 5 раз и ставок единого земельного налога в 1,5 раза', – уточнил А.Перуашев, призвав исправить эти упущения.
В 2015 году плодотворная работа по улучшению законодательства в целях поддержки предпринимателей и производственников продолжилась с не менее конструктивными результатами. Например, весной Азат Перуашев заявил, что поручениям Президента по поддержке отечественного производства необходимо придать силу закона. В частности, речь шла о трех поручениях, касающихся защиты интересов отечественных производителей:
– в рамках реализации программы 'Нурлы жол' обязать всех подрядчиков закупать отечественные товары и услуги;
– возобновить форумы по казахстанскому содержанию;
– запустить акцию 'Сделано в Казахстане'.
'Могу сказать, что это крайне актуальные поручения. Не случайно в тот же день, через два часа после этих поручений Президента, партия 'Ак жол' направила депутатский запрос правительству, с предложением придать этим поручениям Президента силу закона, через разработку законопроекта 'О закупках', – подчеркнул А.Перуашев. Проблема, по словам лидера партии, состоит в том, что в 2013 году были приняты поправки в закон 'О государственных закупках', которые ликвидировали существовавшие ранее преференции для отечественных производителей и уравняли наши товары с российскими и белорусскими. При рассмотрении в Мажилисе данные положения подверглись критике депутатов фракции 'Ак жол', напомнил партиец. Однако в ответ на сигналы об ущемлении интересов национального бизнеса, министерство финансов уведомило депутатов 'Ак жола', что защита интересов казахстанских производителей будет решена через закон 'О закупках', регулирующий деятельность предприятий квазигосударственного сектора и крупных недропользователей. Тем не менее, спустя много месяцев ситуация так и не была разрешена, что и побудило партию возобновить обсуждения.
Кроме того, летом и осенью 2015 года партия в который раз активно выступила в защиту законодательных мер поддержки преференций для обрабатывающей промышленности и МСБ в налоговом секторе. В частности, в ходе общественных слушаний по вопросам предложенных правительством изменений в налоговое законодательство лидер фракции Азат Перуашев обратился к правительству с целым рядом достаточно жестких заявлений. Так, по мнению 'Ак жола', поспешные действия фискальных органов по увеличению налогов, осуществляемые без должного анализа и экономических расчетов, неминуемо вызовут ряд серьезных проблем в экономике страны. И в первую очередь, это вызовет дополнительную нагрузку на производителей. 'Предлагаемая схема по замене НДС на налог с продажи проблему не отнюдь решает, а только усугубляет, потому как взимание налогов с продаж 'каскадным' методом при каждом очередном перетоке товаров фактически означает удешевление налогообложения для импортируемых товаров, а для производителей – удорожание на 20-25%. Тем самым мы убьем отечественное производство, и наша импортозависимость, долларовая зависимость будет стопроцентной, что влечет для национальной экономики негативные последствия', – подчеркнул Азат Перуашев. Отметил лидер партии и слабый контроль за расходной частью бюджета, и прямую связь инфляционных процессов со слабым развитием перерабатывающей и производственной отраслей. Затем прозвучал ряд конкретных предложений о необходимости расширять налогооблагаемую базу, стимулировать создание новых предприятий и новых налогоплательщиков.
Был выдвинут также целый спектр инициатив, отстаивающих интересы добросовестных казахстанских бизнесменов перед несовершенством законов и экспансией иностранных конкурентов. Например, осенью 2015 года фракция 'Ак жол' сообщила о том, что не поддерживает законопроект 'Об обязательном медицинском страховании'. В своем выступлении Азат Перуашев четко указал, что именно работа депутатов позволила в достаточной мере смягчить действие закона для бизнеса, но, тем не менее, работы еще предстоит много. 'Необходимо признать, что рассматриваемый законопроект существенно в лучшую сторону отличается от той концепции, которая была презентована летом текущего года в Нацпалате. Тогда нашу критику вызвала сама идея введения 5%-ных обязательных отчислений по ФОТ с работодателей и 2% с самих работников, что наряду с аналогичными обязательными пенсионными отчислениями способствовало бы уходу реальной зарплаты в тень. Предлагаемое сегодня поэтапное и растянутое по времени внедрение взносов в фонд медицинского страхования по 1-2% в год в значительной степени снимает такие риски. В то же время, у нас остался ряд сомнений, которые не снялись в ходе первого чтения. Во-первых, та система, которую планируется создать по данному закону – в действительности страхованием не является. В ней отсутствует право страхователя на выбор страховщика, отсутствует конкуренция между участниками рынка, отсутствует оценка индивидуальных рисков и индивидуальной ответственности, на основе которых определялась бы сумма страхования и размер страховой премии. Уже по этим признакам можно сказать, что речь не о страховании, как рыночной и конкурентной услуге. Речь идет о введении дополнительного налога на фонд заработной платы, имеющего целевое назначение. Но в таком смысле эта система противоречит и принципам современной налоговой политики, где мы давно отказались от целевых налогов, таких как уже забытые всеми дорожный налог, налог на бездетность и т.д.', – в своей принципиальной манере заявил А.Перуашев. Далее он отметил, что 'госорганам было бы честнее назвать эту старую/новую реформу отрасли тем, чем она и является. По всей видимости, ее главной причиной служит нехватка средств для обеспечения действующей системы здравоохранения. Это вынужденная мера, чтобы 'заткнуть дыру' в отрасли и не оставить без медицинского обслуживания малообеспеченное население', – сказал партиец. Кроме прочего, в течение 2015 года партия 'Ак жол' вносила законодательные инициативы, касающиеся улучшения инвестиционного климата для МСБ и производственного сектора, усовершенствования норм моратория на проверки субъектов бизнеса, активизации поддержки социально значимых производств, таких как пищевая, швейная, текстильная промышленность, а также вносила требования, призванные оградить наш бизнес от негативных последствий законодательных недочетов в рамках ЕАЭС. Важно отметить, что именно поддержка реально работающего бизнеса и есть ведущее направление деятельности партии, и совершенно неслучайно при своем вступлении в должность председателя партии Азат Перуашев обозначил намерения кратко и предельно ясно.
'Наши национальные богатства, наша экономика, мощь, должны служить интересам населения Казахстана, прежде всего. И те иностранные инвестиции, те компании, которые пришли в нашу страну, должны уважать интересы казахстанского населения и считаться с нашими собственными экономическими интересами. Поэтому для нас один из приоритетов – привнести в работу 'Ак Жола' заботу о развитии малого и среднего бизнеса, развитии производств, как инструмента по диверсификации экономики', – заявил на своей первой пресс-конференции после вступления в должность Азат Перуашев, и данной программы партия неукоснительно придерживается.
 
Источник - www.nomad.su  (Казахстан), 01.10.2015