09
Октября

Украденные миллиарды возвращаться пока не хотят /Тулеген Аскаров/ - Central Asia Monitor

 
Где деньги, Зин?
Судя по растущим масштабам бегства капитала из Казахстана, властям нашей страны необходимо в срочном порядке включиться вслед за развитыми государствами мира в глобальную охоту за незаконно нажитыми состояниями, выведенными за рубеж и 'отмытыми' там. Ведь в противном случае задача по вхождению Казахстана в 'топ-30' таких стран, поставленная официальной Астаной, заведомо становится невыполнимой.
За строкой баланса
На то, что 'бегство' капиталов из Казахстана приобрело в последнее время угрожающие масштабы, указывает и соответствующая статья платежного баланса, разработку и публикацию которого ведет Нацбанк. Называется она 'Пропуски и ошибки', согласно методологии составления баланса считается технической, поскольку не имеет четкой экономической интерпретации и включает недостающий до нулевого баланса объем операций. В тех странах, где статистический учет внешнеторговых операций налажен, допустимым считается уровень величины этой статьи до 5-7% от экспорта, но если она превышает такой порог, то это явно указывает на значительный объем нелегального оттока капитала. В целом же для развитых стран мира ориентиром служит 1%, а для развивающихся - 10% от экспорта товаров и услуг.
Причины усиливающегося 'бегства' капиталов известны давно: это неустойчивая экономическая и политическая ситуация в стране, высокие уровни коррупции, криминализации и долларизации экономики, налогового бремени и неплатежей. При этом величина по статье 'Ошибки и пропуски' берется обычно в качестве нижней границы при расчете объема 'бегства' капитала. А при более детальных расчетах учитываются также баланс текущих торговых расчетов, сальдо притока и оттока вложений в ценные бумаги (портфельные инвестиции и сальдо прямых инвестиций), изменения в величине официальных золотовалютных резервов и в объеме внешнего долга.
Давно известны и методы, с помощью которых государства отслеживают масштабы 'бегства' капиталов. Так как одним из основных источников незаконного вывода средств за рубеж является искажение реальной стоимости товаров во внешнеторговых сделках, то сравниваются данные национальной статистики внешней торговли со сведениями стран-партнеров. Мониторинг ведется и за изменением зарубежных активов коммерческих банков, и за другими показателями. Известны также и статистические оценки объемов аккумулированного за рубежом капитала, вывезенного по различным схемам его 'бегства'. У развивающихся стран отношение такого капитала к ВПП по методике Всемирного банка может колебаться в интервале от 15-20% почти до 300%. Если исходить хотя бы из нижнего уровня такой оценки, то объем 'сбежавшего' из Казахстана капитала может составить весьма приличную величину - не менее $50 млрд.
Как видно из статистических выкладок Нацбанка по платежному балансу, с 2011 года величина статьи 'Ошибки и пропуски' складывается неизменно отрицательной, что говорит о начавшемся тогда оттоке капиталов после значительного притока в 2009-2010 годах. Более того, этот 'минус' быстро рос в последние годы. В 2012-м к предшествующему году рост составил 2,7 раза, в 2013-м - 3,3 раза, а в 2014-м - 2,4 раза. При этом по итогам прошлого года отношение величины 'Ошибок и пропусков' к экспорту составило тревожные 10,7%, а за первое полугодие текущего - 8,3%.
Вроде бы тут и мышь не проскочит
Сказать, что в Казахстане власти спокойно относятся к тому, как страну покидают миллиарды долларов, конечно же, нельзя. Приняты законодательные акты по борьбе с этим злом - к примеру, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма, о трансфертном ценообразовании и другие; создана система финансового мониторинга, ратифицированы многие международные соглашения в этой сфере.
Валютное регулирование и контроль над валютными операциями осуществляются Нацбанком. Согласно его годовому отчету, в прошлом году было выдано около 1800 регистрационных свидетельств, в том числе по операциям: кредитование резидентами нерезидентов - 320; кредитование нерезидентами резидентов - 1 055; прямые инвестиции нерезидентов в Казахстан - 283; прямые инвестиции резидентов за границу - 84; другие операции движения капитала - 46. В рамках уведомления о валютных операциях, связанных с движением капитала, и открытии счетов в иностранных банках регулятором было выдано 384 свидетельства об уведомлении, в том числе: кредитование нерезидентами банков - 55; прямые и портфельные инвестиции нерезидентов в Казахстан - 22; прямые и портфельные инвестиции резидентов за границу - 36; операции с производными финансовыми инструментами - 8; другие операции движения капитала - 29; открытие резидентами счетов за границей - 234.
В системе экспортно-импортного валютного контроля Нацбанк вместе с другими государственными органами и уполномоченными банками отслеживает выполнение резидентами требования репатриации иностранной и национальной валюты по экспортным и импортным сделкам. Реализация механизма экспортно-импортного валютного контроля осуществляется через сопоставление информации о движении денег и товаров по контракту, предоставляемой банками и таможенными органами в рамках автоматизированной схемы. По контрактам, сумма которых превышает эквивалент $50 тысяч, осуществляется их учетная регистрация для экспортных и импортных сделок.
Тем не менее официальная информация на тему 'бегства' капиталов из Казахстана, особенно в части размера зарубежных состояний конкретных персон, крайне скупа, хотя аналитикам Нацбанка и Министерства национальной экономики вполне по силам наладить выпуск регулярных публикаций на эту тему. Относительный ориентир дают рейтинги богатейших людей Казахстана и выходцев из нашей страны, публикуемые зарубежными и отечественными деловыми СМИ. Нужно учесть также, что законодательство многих развитых стран, где, как правило, оседают выведенные из Казахстана капиталы, предусматривает суровое наказание за клевету наряду с защитой банковской тайны. Жесткие ограничения в части коммерческой, налоговой и банковской тайн, а также тайны личной жизни действуют и в казахстанском законодательстве.
Половина ВВП - в оффшоре, а власть все молчит
Видимо, поэтому столь резкую реакцию казахстанских властей и отдельных политиков вызывают публикации за рубежом, посвященные этой чувствительной теме. Так, несколько лет тому назад организация Tax Justice Network в своем исследовательском отчете отнесла Казахстан к числу 'топ-20' государств по объему выведенных в оффшоры средств - $138 млрд, что составляет примерно половину ВВП страны! По этому показателю в СНГ наша страна идет второй, уступая России ($798 млрд), тогда как гораздо большая по численности населения Украина оказалась третьей с $167 млрд, а у занявшего четвертое место Азербайджана этот показатель составил $48 млрд. Официальных комментариев из Астаны по поводу этой скандальной публикации не прозвучало.
Другая организация - International Consortium of Investigative Journalists (ICIJ, Международный консорциум журналистов-расследователей) - наделала у нас шума сведениями из ее базы данных оффшоров, в которой есть раздел, посвященный представителям Казахстана. Всего таковых там оказалось 64 с указанием принадлежащих им оффшорных компаний, связей с другими оффшорами и казахстанским адресом регистрации владельца. Показательно, что и на этот раз официальных комментариев по этому поводу или расследований компетентных органов не последовало. Аналогичным образом не последовало реакции и после публикации отчета ICIJ о владельцах секретных счетов в швейцарском отделении банка HSBC, при помощи которых они уклонялись от уплаты налогов и совершали другие финансовые нарушения. Граждан Казахстана здесь оказалось 82, ими контролировался 251 счет на общую сумму $435 млн.
Правда, поскольку такие средства могут быть конфискованы в пользу властей других государств, ведущих расследование, то это дало Акорде повод напомнить о преимуществах проводимой в Казахстане очередной легализации средств. В мае текущего года возникшую дилемму весьма образно описал глава нашего государства: 'Кто 'за бугром' прячет деньги, понятно же, что никакого секрета там нет, все списки публикуются, деньги, кто прячет, пропадет. Лучше принеси на родину, используй здесь, и мы тебе простим... А вот после этого мы везде найдем - в мире, в любом сусеке. И никто вас там жалеть и прятать не будет'.
Неожиданный интерес к теме зарубежных капиталов казахстанцев проявили даже обычно осторожные провластные политики. Так, лидер ДПК 'Ак жол' Азат Перуашев активно отреагировал на разоблачения ICIJ, заявив о своих обращениях в консорциум с просьбой раскрыть имена казахстанских владельцев секретных счетов и запросах в Генеральную прокуратуру для истребования этих сведений из уполномоченных органов Велико­британии и Швейцарии на предмет выявления там имен коррумпированных госслужащих. Группой депутатов этой же партии в 2013 году был создан фонд финансовой прозрачности Kazakhstan Financial Integrity Center. Правда, и сегодня поисковик Google не выдает координаты этого фонда или адрес его сайта. А в социальных сетях появились язвительные комментарии из-за рубежа, в которых столь необычную смелость главного 'акжоловца' объясняли обнародованием в Швейцарии фактов некой лоббист­ской сделки с участием местного отделения известной PR-компании Burson-Marsteller, клиентом которой стала ДПК 'Ак жол'. Ну, а находящийся за рубежом экс-премьер Акежан Кажегельдин предложил создать движение 'Невада - Акорда' по возвращению в Казахстан украденных олигархами $100 млрд, притом что он был заочно осужден на 10 лет тюрьмы по обвинению в коррупционных преступлениях с конфискацией имущества.
В любом случае перспектива реализации подобных проектов с раскрытием персональной информации пока представляется маловероятной в отечественных условиях, так как затрагивает интересы казахстанской элиты, в том числе ближайшего окружения президента страны. Если же обратиться к примеру соседней России, где до последнего времени с раскрытием таких сведений дело обстояло гораздо лучше, то и там, похоже, начинается регресс. Так, ФСБ РФ внесла на рассмотрение правительства законопроект, предлагающий засекретить данные о владельцах недвижимости, самолетов и яхт. Сегодня же сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним находятся в открытом доступе наряду с данными Государственного кадастра недвижимости, Единого государственного реестра прав на воздушные суда и других информационных баз.

Источник - Central Asia Monitor (Алматы), № 40 (564), 09.10.2015