16
Октября

Мажилисмены предлагают помогать населению продуктами - Панорама

 
Пленарное заседание мажилиса началось с минуты молчания, депутаты почтили память коллеги - Сакена Жылкайдарова. Его не стало в ночь с 13 на 14 октября, он был депутатом V созыва с января 2012 года.
- Все в руках Всевышнего. Безусловно, светлый образ Сакена Егинбаевича навечно останется в сердцах коллег. Выражаем соболезнования семье, близким и родным покойного. И скорбим о невосполнимой утрате. Почтим память Сакена Егинбаевича минутой молчания, - сказал спикер Кабибулла ДЖАКУПОВ.
После чего продолжился традиционный ход пленарного заседания. С депутатским запросом на имя главы правительства выступил народный коммунист Айкын Конуров.
- Уважаемый Карим Кажимканович, мы видим, что сегодня в Казахстане существует проблема снижения доходов и вследствие этого падение потребления. Отечественные товаропроизводители жалуются, что при дефиците качественных отечественных продуктов они не могут наращивать поставки внутри страны, поскольку потребители предпочитают импорт - пусть и сомнительного качества, зато более дешевый. Вводить квоты, защитные пошлины и взывать к патриотизму потребителей бессмысленно, люди все равно будут покупать более дешевое, - сказал он.
От имени всей фракции он попросил Кабмин принять государственную программу продовольственной помощи населению. Депутат пояснил, что страна инвестирует значительные средства по стимулированию производства и поддержку сельского хозяйства, но, как показывает опыт, подстегивающие производство меры не находят отклика, если не стимулировать внутренний спрос.
- К примеру, программы стимулирования спроса действуют с 90-х в США и ряде стран Европы. В США на поддержку ежегодно тратится до $70 млрд, каждый потраченный доллар генерирует рост экономической активности почти на $2 за счет роста спроса на продукты. В России рассматривается вопрос введения с 2016 года специальных дебетных карт с бонусами на отечественные продукты, - подытожил г-н КОНУРОВ.
В свою очередь “акжоловцы” предложили ликвидировать социально-предпринимательские корпорации. Напомним, функции СПК направлены на создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности, создание новых и модернизацию существующих производств, привлечение инвестиций, реализацию правительственных инициатив. Однако, по мнению депутатов фракции “Ак жол”, фактически в настоящее время СПК превратились в хозяйственные ведомства при акиматах, распоряжающиеся средствами стабилизационного фонда.
“Более того, они вместо поддержки бизнеса представляют из себя проблему для него, создают дополнительные административные барьеры и являются сдерживающим фактором для его развития. Например, при выдаче разрешения на добычу общераспространенных полезных ископаемых СПК получают 50%-ную долю участия в уставном капитале, не вкладывая ни тиына, в то время как раньше предприниматель мог получить такое разрешение без участия СПК”, - говорится в депутатском запросе.
Также члены фракции считают, что управление активами в СПК осуществляется неэффективно. “Нормативно-правовая база их деятельности в зачаточном состоянии. В вопросах развития отсутствуют единая стратегия и системность. Неэффективность СПК также объясняется периодической реорганизацией компаний, сменой акционеров. Смешение коммерческих и некоммерческих задач не позволяет определить приоритеты. Следствием стала убыточность большинства из них. Также отмечается низкий уровень корпоративного управления. Отсутствуют четкие критерии оценки результативности компании и эффективной системы мотивации персонала”, - привели данные депутаты, запросив у Кабинета министров отчет о деятельности СПК в регионах. “Рассмотрите вопрос о целесообразности их дальнейшей деятельности либо их приватизации с передачей в конкурентную среду”, - говорится в депутатском запросе.
Что касается рассмотренных законопроектов, то одним из наиболее обсуждаемых стал документ “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам миграции и занятости населения”. Во время его представления депутаты даже подняли вопрос о нарушении регламента.
- У вас было письменное заявление? В 40-й статье было четко сказано: если депутат внес во втором или третьем чтении свои письменные замечания, тогда полемика идет именно по этому вопросу. Сегодня таблица чистая. Соответственно, по нашему регламенту такого нет. Регламент так гласит. Чтобы этого не было. Я ставлю на голосование, чтобы больше не вносить, - заявил спикер палаты Кабибулла Джакупов, имея в виду то, что если депутат не внес письменных замечаний, значит, и устных в ходе обсуждения возникнуть не должно.
Однако у представителя фракции “Ак жол” возникли возражения.
- То, что мы ссылаемся на регламент, это правильно. Но он утверждался при однопартийном мажилисе. Я неоднократно, начиная с 2012 года, обращался с предложениями пересмотреть регламент, ведь сегодня в мажилисе работает несколько партий. Мы должны дать возможность представителям разных фракций озвучить свои предложения. Никто не может лишить депутата права ввести поправку с голоса в ходе обсуждения, - заметил Азат ПЕРУАШЕВ.
Если депутаты с чем-то не согласны, то, конечно, могут оспаривать, согласился г-н Джакупов.
- Я буду придерживаться регламента. Согласен с г-ном Перуашевым, регламент писался при однопартийном парламенте. Как в том анекдоте: в Афганистане Абдулла идет, а впереди жена. Ему говорят: с каких пор жена впереди идет? А он: когда Мухаммад писал Коран, противопехотных мин не было. Так и здесь. Если существенного ничего нет, ставлю на голосование, - сказал спикер.
В итоге законопроект был одобрен во втором чтении и направлен в сенат. В документе предусмотрено внедрение системных мер, направленных на удовлетворение потребностей экономики в кадрах через создание свободного рынка высококвалифицированных иностранных специалистов, либерализацию процедуры привлечения ИРС работодателями. Пересмотрена идеология выдачи разрешений работодателям. Теперь будут взыматься сборы в бюджет страны. Это поможет увеличить доходную часть, которую можно будет направить на социальное и экономическое развитие региона. Иностранные специалисты, прибывающие в Казахстан, получат возможность трудоустроиться самостоятельно на основании справок о соответствии квалификации в течение трех месяцев на любое место работы по профессии, входящей в перечень востребованных профессий в приоритетных отраслях экономики.
Иностранный специалист будет получать определенную оценку по балльной системе, включающую уровень его образования, стаж, практический опыт работы и иные параметры, позволяющие подтвердить его квалификацию. Изменение порядка привлечения иностранной рабочей силы, самостоятельного трудоустройства и внутрикорпоративного перевода предусматривается с 1 января 2017 года.
Кроме того, в целях стимулирования возвращения этнических казахов на историческую родину законопроектом предусматривается предоставление им статуса оралмана вне зависимости от региона расселения. Они смогут получить вид на жительство, обратившись в миграционную полицию, без подтверждения платежеспособности; предусмотрено получение этническими казахами социального пакета в случае расселения в регионах, определенных правительством с установлением квоты приема оралманов. При этом социальную поддержку может также получить оралман, если он переезжает из любого региона страны в регионы, определенные правительством для расселения. Однако в случае выбытия из таких регионов ранее чем через пять лет социальный пакет будет возвращаться. Упрощены процедуры получения гражданства до одного года после получения ими вида на жительство.
В сфере внутренней миграции основной проблемой является диспропорция расселения по территории республики, в особенности между югом и севером. Для ее решения предлагается оказывать поддержку лишь переселенцам из трудоизбыточных регионов в регионы, определенные правительством. Для них будет предусматриваться социальный пакет, покрывающий возмещение транспортных расходов, предоставление служебных жилищ либо комнаты в общежитии, предоставление микрокредитов.
В рамках развития образовательной инфраструктуры предлагается в вузах и колледжах в регионах, определенных правительством, обеспечить расширение учебных мест, модернизировать и расширять количество мест в общежитиях, внедрить специальные гранты для сельской молодежи для обучения в вузах и колледжах северных регионов.
В сфере занятости внесены нормы по определению дифференцированного размера квоты рабочих мест для инвалидов в размере от 2% до 4% в зависимости от общей численности работников. При этом будут созданы специально оборудованные рабочие места для трудоустройства инвалидов путем субсидирования затрат работодателей на эти цели за счет средств республиканского бюджета.
В ходе пленарного заседания мажилисмены также одобрили Соглашение с государствами Бенилюкс о реадмиссии. Оно было подписано в Брюсселе 2 марта текущего года. Его подписали министры иностранных дел Казахстана и представители дипмиссий Бенилюкса.
- Вступление в силу данного Соглашения является основным условием для установления безвизового режима между нашими странами. Данный документ предусматривает процедуру выявления и возвращения лиц, которые нарушили условия въезда или пребывания на территории государств, - сказал министр внутренних дел Калмуханбет КАСЫМОВ, представляя законопроект.
По его словам, ратификация Соглашения позволит противодействовать нелегальной миграции, облегчит прием и транзит лиц, находящихся незаконно на территории государств в соответствии с нормами международного права.
Кроме того, были одобрены поправки о льготах при поставке спецтехники для оснащения правоохранительных органов и специальных служб государств - членов ОДКБ. Протоколом предусматривается создание механизма льготных поставок средств, предназначенных для проведения аварийно-спасательных работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Источник - Панорама (Алматы), № 39 (1144), 16.10.2015