Дольщикам предложили систему гарантирования вкладов - www.banker.kz
В среду, 28 октября, мажилис одобрил в первом чтении законопроект «О долевом участии в жилищном строительстве».
В нём предложено создать Фонд гарантирования жилищного строительства - с его помощью планируют завершить возведение дома в случае неисполнения обязательств застройщиком. Однако некоторые депутаты полагают, что законопроект может привести к монополизации строительного рынка несколькими крупными компаниями.
Законопроект предлагает три способа организации долевого строительства - гарантирование долевых вкладов, проектное финансирование банком второго уровня и возведение каркаса здания за счет средств застройщика.
- Для создания системы гарантирования долевых вкладов предлагается создать Фонд гарантирования на базе существующего АО «Казахстанский фонд гарантирования ипотечных кредитов». В соответствии с уставными задачами фонд предоставляет гарантии дольщикам по завершению строительства жилого здания в случае неисполнения уполномоченной компанией обязательств по строительству, - рассказал министр национальной экономики Ерболат Досаев, представляя законопроект депутатам.
При этом застройщик обязан иметь опыт возведения жилых зданий не менее 3 лет, безубыточную деятельность за последние 2 года и заёмные средства, не превышающие собственный капитал более чем в 7 раз. Фонд также будет внедрять механизмы контроля за целевым использованием денег дольщиков через инжиниринговые компании.
- По второму способу для организации долевого участия в жилищном строительстве посредством проектного финансирования банков второго уровня предполагается открытие застройщиком кредитной линии в сумме, достаточной для завершения строительства жилого здания. Кроме решения банка о кредитовании застройщику для ведения деятельности по данному способу необходимо иметь опыт возведения жилых зданий не менее 3 лет, земельный участок в собственности или на правах аренды и проектно-сметную документацию с положительным заключением экспертизы, - уточнил Ерболат Досаев.
Согласно третьему способу, привлечение денег дольщиков возможно после возведения каркаса жилого здания за счёт собственных средств застройщика. При этом он должен обладать опытом возведения жилых зданий в течение последних 5 лет, иметь земельный участок и проектно- сметную документацию с положительным заключением экспертизы.
Мажилисмен Рауан Шаекин задал вопрос о финансировании Фонда гарантирования жилищного строительства. По его данным, на пополнение уставного капитала фонда предполагается выделить 60 млрд. тенге.
- По вопросам капитала компании мы предполагаем, что он, возможно, будет доведён до большой суммы, о которой вы говорили. Но на начальном этапе мы этого не предполагаем. В следующем году соответствующими средствами из Нацфонда - есть решение совета по управлению: предусмотрена дополнительная капитализация средств. Далее, после запуска самого Фонда гарантирования, правительство примет необходимое решение в рамках формирования республиканского бюджета на очередной финансовый год - сколько необходимо будет дополнительно средств для этого фонда, - пояснил Ерболат Досаев.
В свою очередь, депутат мажилиса Екатерина Никитинская высказала опасение, что система квалификационных требований к застройщикам создаст угрозу монополизации рынка жилищного строительства.
- В рамках первого способа жилищного строительства застройщик для допуска к реализации проекта должен построить не менее 18 тыс. кв. м за последние 3-5 лет. По нашим расчётам, практически все региональные компании не будут соответствовать данному требованию. При втором способе финансирования жилищного строительства банками второго уровня - его использование также возможно преимущественно крупными компаниями. На практике кредитование таких проектов коммерческими банками осуществляется в размере не частичной, а 100-процентной стоимости объекта. Понятно, что стоимость залога должна превышать стоимость проекта не менее чем в два или более раза - то есть речь идет о миллиардных суммах, - обозначила проблемы Екатерина Никитинская.
По её словам, при третьем способе строительства с использованием собственных средств и средств дольщиков в качестве квалификационного требования к застройщику определено наличие построенных 60 тыс. кв. м, что под силу только крупным застройщикам.
- Возникает ощущение, что законопроект написан исключительно в интересах ограниченного круга крупных компаний городов Алматы и Астаны, и за его пределами остаются средние строительные фирмы и малый бизнес, работающий на подряде у таких региональных фирм. А это угроза потери работы по меньшей мере для 60 тыс. человек. При сужении рынка, наличии только крупных игроков и отсутствии конкуренции высока вероятность повышения стоимости квадратного метра, что сделает жилье еще менее доступным, - резюмировала Екатерина Никитинская.
Её точку зрения поддержал депутат Азат Перуашев, который считает, что в законопроекте должны быть защищены не только интересы дольщиков, но и строительных компаний.
- Мы видим угрозу того, что в результате предложенного формата может быть вытеснен малый и средний бизнес из этой отрасли. Более того, создаётся монополизация этого рынка несколькими строительными компаниями. С другой стороны, в этом законопроекте имеются возможности для работы по принципу финансовой пирамиды - этот риск нам необходимо снять. Монополизация рынка имеет последствия - возможность злоупотребления и необоснованного завышения цен на предлагаемые услуги, что также негативно скажется на этом рынке, - отметил Азат Перуашев.
В итоге было предложено доработать документ с учётом всех замечаний ко второму чтению. После чего мажилисмены единогласно проголосовали за одобрение законопроекта «О долевом участии в жилищном строительстве» в первом чтении.
Источник - www.banker.kz (Казахстан), 28.10.2015