29
Октября

В Казахстане недовольны законопроектом о дольщиках - www.lsm.kz

Депутаты мажилиса раскритиковали законопроект о долевом участии в жилищном строительстве, который в Астане представил министр национальной экономики Ерболат Досаев. По мнению законотворцев, данный проект может привести к потере работы почти 60 тыс. казахстанцев, передает LS.
Депутат Екатерина Никитинская считает, что новые требования к застройщикам создают угрозу монополизации рынка жилищного строительства.
Во-первых, будет введено гарантирование долевых вкладов, во-вторых, проектное финансирование жилья будет осуществляться банками, в-третьих – застройщики должны за счет собственных средств возводить каркас жилого здания. Предполагается также создать фонд гарантирования строительства жилья.
«Предлагаемая разработчиками система квалификационных требований к застройщикам, создают угрозу монополизации рынка жилищного строительства. В рамках первого способа жилищного строительства, застройщик для допуска к реализации проекта должен построить не менее 18 тыс. кв метров за последние 3-5 лет. По нашим расчетам, практически все региональные компании не смогут соответствовать данному требованию», - отмечает Никитинская.
Что касается способа финансирования жилищного строительства банками, то, по ее словам, этим могут воспользоваться в основном крупные компании.
«На практике кредитование подобных проектов коммерческими банками осуществляется в размере не частичной, а стопроцентной стоимости объекта. Понятно, что стоимость залога, соответственно, должна превышать стоимость проекта не менее чем в два или более раз, то есть речь идет о миллиардных суммах», - подчеркнула она.
Никитинская также уточнила, что при третьем способе строительства жилья с использованием собственных средств и средств дольщиков в качестве основного требования к застройщику определено наличие построенных 60 тыс. кв метров жилья. По ее данным, это также под силу только крупным застройщикам.
Депутат подчеркнул, что в законопроекте четко не распределены функции между застройщиком, уполномоченной компанией, генеральным подрядчиком. В результате нет однозначно определенных источников и порядка финансирования каждого из участников жилищного строительства. Кроме этого, не определена ответственность крупных компаний, перезагруженных кредитными займами.
Никитинская также обратила внимание, что не закреплена ответственность фонда гарантирования жилищного строительства.
«Возникает ощущение, что законопроект написан исключительно в интересах ограниченного круга компаний городов Алматы и Астаны. И за его пределами остаются средние строительные фирмы и малый бизнес, работающий на подряде у таких региональных фирм. А это угроза потери работы, по меньшей мере, для 60 тыс. человек. При наличии на рынке только крупных игроков и отсутствия конкуренции высока вероятность повышения стоимости квадратного метра, что сделает жилье еще менее доступным. В итоге страна может недополучить около миллиона квадратных метров жилья или около 20 тыс. квартир для наших граждан», - отметила она.
Глава парламентской партии «Ак Жол» Азат Перуашев опасается, что законопроект приведет к негативным последствиям для всего рынка.
«Мы видим угрозу в том, что может быть вытеснен малый и средний бизнес из этой отрасли. Более того, создается монополизация этого рынка несколькими строй компаниями. Имеются по этому законопроекту возможности для работы по принципу финансовой пирамиды. Монополизация рынка имеет возможность злоупотребления им и необоснованного завышения цен на предлагаемые продукты, что также негативно скажется на этом рынке», - подчеркнул он.
Важный вопрос, по его мнению, заключается в формирования фонда гарантирования.
«Мы увлекаемся этими фондами. Создали фонд обязательного медицинского страхования, который фактически является налогом, фонд туристических услуг, теперь этот фонд. Коллеги, мы вообще-то лезем рыночные инструменты, это рынок страхования, который должен осуществляться на рыночных условиях. Для этого есть понятие страховых компаний, выплат и так далее. А мы везде все подменяет государственным администрированием», - считает депутат.
В то же время министр нацэкономики Ерболат Досаев уточнил, что новый фонд будет предоставлять гарантии дольщикам по завершению строительства жилого здания в случае неисполнения уполномоченной компанией обязательств по строительству жилого здания.
«Для участия в данном способе застройщик обязан иметь опыт возведения жилых зданий не менее трех лет, безубыточную деятельность за последние два года и заемные средства, не превышающие собственный капитал более семь раз. Фонд будет предъявлять квалификационные требования к участникам долевого строительства по финансовой устойчивости, наличию опыта и внедрять механизмы контроля за целевым использованием денег дольщиков через инжиниринговый компании», - добавил чиновник.
По его данным, для этого застройщик создает уполномоченную компанию в уставной капитал которой вносит свободные от обременения зеленый участок, проектно-сметную документацию с положительным заключением экспертизы, деньги или незавершенное строительство в размере 10%, если земельный участок на праве собственности, или 15%, если земельный участок на праве землепользования.
«Кроме того, фонд фиксирует факт наступления гарантийного случая. Гарантийными случаями являются нарушение срока ввода в эксплуатацию жилого здания, нецелевое использование денег, несостоятельность застройщика, установленное вступившим в законную силу решением суда.
При наступлении подобного случая у фонда возникает обязательство по завершению незавершенного строительства объекта и передачи квартир дольщикам», - пояснил Досаев.
Что касается организации долевого участия в жилищном строительстве посредством проектного финансирования банков второго уровня предполагается открытие застройщиком кредитной линии в сумме достаточной для завершения строительства жилого здания.
«Кроме решения банка о кредитовании, застройщику по данному строительству необходимо иметь опыт возведения жилых зданий не менее трех лет, земельный участок в собственности или на правах аренды и ПСД с положительным заключением экспертизы. После прохождения всех процедур застройщик обращается в местный исполнительный орган для получения разрешения на привлечение денег дольщиков. В свою очередь банк будет осуществлять отбор застройщиков, имеющих возможность выполнить принимаемые обязательства перед дольщиками», - разъяснил министр.
Он также прояснил момент в законопроекте, касающийся привлечения денег дольщиков. По его данным, это возможно после возведения каркаса жилого здания за счет собственных средств застройщика.
Несмотря на возникшие вопросы, мажилис одобрил в первом чтении законопроект «О долевом участии в жилищном строительстве».

Источник - www.lsm.kz  (Казахстан), 28.10.2015