Одобрен в первом чтении законопроект, защищающий права дольщиков /Джамиля Каримова/ - Панорама
В ходе пленарного заседания мажилиса депутат Меруерт Казбекова огласила запрос от фракции “Ак жол” на имя генерального прокурора и министра внутренних дел.
- Недавно общественность страны была шокирована актом самосожжения Ерлана Бектибаева в центре Тараза. При этом, как сообщили журналисты, погибший назвал причиной столь ужасного поступка давление со стороны конкретных сотрудников полиции. Мы знаем, что расследование взято на контроль. Однако, к сожалению, некоторые моменты позволяют предполагать возможность предвзятого отношения к этой трагедии. Так, в подаваемой информации делается упор на факте имевшейся судимости у молодого человека, тогда как обстоятельства его доведения до самоубийства остаются за кадром, - сказала она. Г-жа Казбекова подчеркнула, что именно несправедливость полицейских была названа в качестве причины столь драматичной развязки.
- Погибший стремился доказать незаконность оказываемого на него давления, из-за чего он и пошел на столь отчаянный шаг. Дело не в одном Ерлане Бектибаеве, а в беззащитности простого человека перед возможными злоупотреблениями со стороны недобросовестных сотрудников полиции. Мы знаем, что правоохранительные органы ведут большую и трудную работу по обеспечению правопорядка и защиты прав граждан, и признательны им за эту работу. Но гражданин страны, имеет он судимость или нет, вправе рассчитывать на защиту и внимание. Депутаты фракции “Ак жол” просят обеспечить объективность и прозрачность хода расследования и принять комплексные меры по недопущению подмены правовых решений подобными инцидентами, - добавила г-жа Казбекова.
Напомним, самоподжог произошел 24 октября 2015 года на центральной площади Тараза. Бектибаев скончался от полученных ожогов в городской больнице. Перед самоподжогом он заявил, что в сложившейся ситуации виноват сотрудник полиции. Согласно данным экспертизы, 20-летний Ерлан Бектибаев находился в состоянии наркотического опьянения.
Лидер “акжоловцев” Азат Перуашев предложил лишить монополии РГП “Гос-экспертиза” и приватизировать его. Он пояснил, что данное предприятие предъявляет малому и среднему бизнесу совершенно неадекватные расценки за свои услуги. Депутат обратил внимание на тот факт, что в стране работают десятки частных организаций по выдаче заключений, эксперты которых имеют официальные лицензии на оказание данных услуг. И в частных проектных организациях аналогичная услуга обходится в 3-5 раз дешевле.
- Однако частные экспертные организации не могут получить аккредитацию при местных управлениях ГАСКа, что лишает их заключения юридической силы. Тем самым, их лицензии теряют смысл в свете отмеченного выше монопольного положения РГП “Госэкспертиза”, - пояснил депутат.
По его словам, это очередной пример вмешательства госпредприятий в конкурентную среду и административного выдавливания частного бизнеса из конкретного сектора услуг. Он считает, что эта проблема сдерживает реализацию проектов не только в сфере жилищного строительства, но и существенно тормозит любой бизнес, связанный с возведением промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и торговых объектов. В связи с чем он предложил провести аккредитацию частных услуг по экспертизе проектов при ГАСК, на основании выданных лицензий; изучить вопрос о выходе Комитета по делам строительства, ЖКХ и управления земельными ресурсами Министерства национальной экономики из уставного капитала РГП “Госэкспертиза” с приватизацией последнего и передачей его в конкурентную среду. До решения вопроса о приватизации, считает депутат, нужно обязать предприятие устанавливать цены на свои услуги на уровне среднерыночных в данном секторе экономики. Под этим запросом подписались также члены фракции ДПК “Ак жол” Екатерина Никитинская, Азамат Абильдаев, Талгат Ергалиев, Нурлан Жазылбеков, Светлана Кадралиева, Меруерт Казбекова, Алмас Туртаев.
В ходе пленарного заседания мажилисмены одобрили в первом чтении законопроект, защищающий права дольщиков. В нем предусматривается организация долевого участия в жилищном строительстве следующими способами: получение гарантии фонда гарантирования жилищного строительства; участие в проекте банка второго уровня; привлечение денег дольщиков после возведения каркаса жилого здания.
- Для создания системы гарантирования долевых вкладов предлагается создать фонд гарантирования на базе существующего АО “Казахстанский фонд гарантирования ипотечных кредитов”, - сказал министр национальной экономики Ерболат Досаев, представляя законопроект.
По его словам, в соответствии с уставными задачами Фонд предоставляет гарантии дольщикам по завершению строительства жилого здания в случае неисполнения уполномоченной компанией обязательств по строительству. При этом министр отметил, что для участия в данном способе застройщик обязан иметь опыт возведения жилых зданий не менее 3 лет, безубыточную деятельность за последние 2 года и заемные средства, не превышающие собственный капитал более семи раз. Также фонд будет предъявлять квалификационные требования к участникам долевого строительства по финансовой устойчивости, наличию опыта и внедрять механизмы контроля за целевым использованием денег дольщиков через инжиниринговые компании, а также использовать лучшие практики риск-менеджмента.
- Для этого застройщик создает уполномоченную компанию, в уставной капитал которой вносит свободные от обременения земельный участок, проектно-сметную документацию с положительным заключением экспертизы, деньги или незавершенное строительство в размере 10% - если земельный участок на праве собственности или 15% - если земельный участок на праве землепользования,- проинформировал г-н Досаев.
Министр отметил, что также фонд осуществляет оценку представленных документов и принимает решение о предоставлении или не предоставлении гарантии. При положительном решении Фонд нанимает инжиниринговую компанию, которая осуществляет технический мониторинг, подтверждает объемы выполненных строительно-монтажных работ и их соответствие проектно-сметной документации.
Кроме того, Фонд фиксирует факт наступления гарантийного случая. При этом гарантийными случаями являются нарушение срока ввода в эксплуатацию здания, нецелевое использование денег, несостоятельность застройщика, установленное вступившим в законную силу решением суда. При наступлении гарантийного случая у фонда возникает обязательство по завершению незавершенного строительства и передачи квартир дольщикам.
- По второму способу, для организации долевого участия в жилищном строительстве посредством проектного финансирования банком второго уровня предполагается открытие застройщиком кредитной линии в сумме достаточной для завершения строительства жилого здания. Кроме решения банка о кредитовании, застройщику для ведения деятельности по данному способу необходимо иметь опыт возведения жилых зданий не менее 3 лет, земельный участок и ПСД с положительным заключением экспертизы, - добавил министр.
После прохождения всех процедур застройщик обращается в местный исполнительный орган для получения разрешения на привлечение денег дольщиков.
- По третьему способу привлечение денег дольщиков возможно после возведения каркаса жилого здания за счет собственных средств застройщика. Снижение риска не завершения строительства обеспечивается высокими требованиями для застройщика, а также значительным собственным участием, наличия у застройщика опыта возведения жилых зданий в течение последних 5 лет, - заключил г-н Досаев.
При обсуждении законопроекта лидер “народных коммунистов” Владислав Косарев заподозрил правительство и застройщиков жилья в сговоре.
- У меня закон от 7 июля 2006 года, изменения и дополнения внесены в него 29 декабря 2014 года. А ничего не изменилось. Мы дали стране ветхий, никому не нужный закон. Я хотел бы знать, мы хотим решить вопрос обеспечения населения жильем? Мы должны работать над законопроектом, чтобы обеспечить людей возможностью жить под крышей. У нас на данный момент законопроект о долевом строительстве, который мы реализуем, явно свидетельствует о том, что правительство и местные исполнительные органы состоят в доле у застройщиков жилья, потому что мошенничества и безобразия в этой отрасли столько, что “переварить” невозможно”, - подчеркнул г-н Косарев.
Еще одним интересным документом, одобренным в первом чтении, является законопроект “О драгоценных металлах и драгоценных камнях”. Он направлен на формирование единой законодательной основы регулирования общественных отношений, возникающих в сфере производства и оборота драгоценных металлов и камней, госрегулирование и контроль над операциями с драгоценными металлами и камнями, гармонизацию национального законодательства и создание условий для развития ювелирной промышленности. Документ предусматривает определение компетенций правительства, Нацбанка и уполномоченного органа в области оборота драгоценных металлов и камней, а также установления ответственности за нарушение законодательства в этой сфере. Кроме того, предусматривается приоритетное право государства на заключение сделок по приобретению аффинированного золота с субъектами производства драгоценных металлов и лицами, ставшими собственниками в результате переработки, для пополнения активов Национального банка.
В проекте закона предлагается введение понятийного аппарата, в том числе понятий “драгоценные камни”, “аффинированное золото”, “пороговое значение содержания вредных примесей и драгоценных металлов в сырьевых товарах, содержащих драгоценные металлы”. Вместе с тем предусматривается обязанность по опробованию и клеймению ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, произведенных и реализуемых на территории Казахстана.
Также депутаты одобрили в первом чтении сопутствующий законопроект “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам драгоценных металлов и драгоценных камней”. Он направлен на формирование единой законодательной базы, способствующей регулированию общественных отношений в сфере операций с драгоценными металлами и камнями.
Источник - Панорама (Алматы), № 41 (1146), 30.10.2015