Среднему' – по высшему разряду - www.nomad.su
Проблемы предпринимательства и их решение занимают одно из центральных мест в программе ДПК 'Ак жол'. Фактически, по признанию партийцев, свою деятельность они посвятили созданию в Казахстане мощного общества независимых профессионалов
Азамат Ибраев
Проблемы предпринимательства и их решение занимают одно из центральных мест в программе ДПК 'Ак жол'. Фактически, по признанию партийцев, свою деятельность они посвятили созданию в Казахстане мощного общества независимых профессионалов. Между тем, если трудности, испытываемые малым бизнесом, постоянно у всех на слуху, ими активней занимается государство, то средний бизнес часто выносится 'за скобки'. Целью партии 'Ак жол', в том числе, является задача привлечь внимание к нуждам 'средних' компаний, оказать им помощь на уровне Парламента и ведущих государственных структур.
Так, в прошлом году партия 'Ак Жол' презентовала в стенах Мажилиса законопроект 'О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства'. Как отметил в своей вступительной речь лидер партии Азат Перуашев, предлагаемый документ призван восполнить пробел в правовом регулировании, связанный с государственной поддержкой среднего бизнеса. 'Малый бизнес в Казахстане сосредоточен, в основном, в сфере торговли и услуг, тогда как производственный сектор по объективным причинам, связанным со стоимостью оборудования, необходимых зданий и сооружений, а также производственной инфраструктуры, не вписывается в рамки малых предприятий и начинается с уровня средний компаний',– пояснил А. Перуашев. По данным партии, вырисовывается любопытная картина, заставляющая концептуально пересмотреть отношение к среднему бизнесу. В настоящее время количество представителей среднего бизнеса в нашей стране составляет порядка 9 тысяч субъектов, что равняется 1,1% от общего числа предпринимателей. При этом, заявили в партии, численность занятых в среднем бизнесе составляет 27,6%, а доля выпускаемой продукции – 64,4%. Таким образом, этот сегмент бизнеса несет существенную нагрузку, как в социальной и налоговой, так и в производственных сферах.
Тем не менее, считают в 'Ак жоле', действующие меры господдержки нацелены на категорию малого бизнеса, оставляя в стороне предпринимателей среднего звена. В связи с этим законопроектом предусматривается выравнивание обеих категорий бизнеса, путем расширения и предоставления им соответствующих возможностей. В частности, законопроектом предусмотрено освобождение от проведения плановых проверок субъектов МСБ в течение первых трех лет с момента начала их функционирования, введение института 'презумпции невиновности субъектов МСБ', а также безвозмездной передачи в собственность объектов, переданных государством в аренду/доверительное управление для организации производства (в том числе землю). Кроме того, в законопроекте закреплена норма о резервировании для субъектов МСБ определенного процента от общего объема госзакупок и закупок квазигосударственного сектора. Пока предполагается, что эта доля составит 15%.
Также предлагается упростить создание и ликвидацию субъектов МСБ, поскольку, как отметили партийцы, на сегодня 70% малых предприятий являются бездействующими. Более того, в партии намерены добиться дифференциации налоговых ставок в зависимости от региона и отраслей экономики. Кроме того, 'Ак жол' выдвинул идею пересмотреть схемы финансирования государственных индустриальных программ, где бы предусматривалось выделение средств через микрокредитные организации. Связана идея с тем фактом, что у ряда бизнесменов есть замечания по работе банков в рамках этой госпрограммы. Документ также включает внесение ряда поправок в Земельный, Водный и Трудовой кодексы. В совокупности эти меры призваны обеспечить рост занятости и платежей в бюджет, улучшить социальные показатели и буквально дать дорогу среднему бизнесу, ни в коем случае не в ущерб малым и индивидуальным предприятиям.
Помимо прочего, в партии подчеркивают, что анализ законодательств стран-участниц Таможенного союза – России и Белоруссии показывает действие там специальных законов, посвященные господдержке среднего предпринимательства. Наличие законов по поддержке именно среднего бизнеса характерно как для стран СНГ (Армения, Украина), так и для большинства экономически развитых государствах (Япония, Германия, Италия, Франция, США, Китай и др.). Выдвинутый партией проект закона РК 'О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства' должен ликвидировать соответствующие бреши в правовом регулировании по данному вопросу в законодательстве Казахстана. Основные положительные правовые и социально-экономические последствия принятия данного документа состоят в следующем. В первую очередь, закон упорядочит систему поддержки не только субъектов малого, но и субъектов среднего предпринимательства. Также он увеличит долю производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) в объеме валового внутреннего продукта. Основной момент: проект направлен на определение правовых и организационных основ поддержки среднего предпринимательства, создание благоприятных условий для его развития.
Кроме того, поясняют в партии, под поддержкой малого и среднего предпринимательства в законопроекте понимается реализация госорганами и иными организациями правовых, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер по созданию благоприятных условий для развития субъектов бизнеса и субъектов инфраструктуры поддержки данной экономической категории.
В проекте дополнительно закреплены гарантии защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства, виды поддержки и условия ее оказания. Расшифровывая указанные меры, в партии 'Ак жол' объяснили, что, согласно проекту, безвозмездная передача в собственность объектов, переданных в аренду или доверительное управление для организации производственной деятельности и развития сферы услуг населению, предусматривается по истечении года с момента заключения договора в случае выполнения условий в порядке, установленном правительством РК. Кроме того, в законопроекте урегулированы вопросы содействия внешнеторговой деятельности субъектов предпринимательства и их поддержки в сфере подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров. Что касается предусмотренного законопроектом введения института 'презумпции невиновности субъектов малого и среднего предпринимательства', то здесь партийцы выработали строгую концепцию, позволяющую коренным образом изменить бизнес-климат в стране. Согласно предлагаемой норме, субъект бизнеса считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа (должностного лица), рассмотревшего в пределах своих полномочий дело. 'Это означает, что бизнесмены не обязаны доказывать свою невиновность. Любые сомнения в виновности толкуются в пользу субъекта малого и среднего предпринимательства. В его же пользу должны разрешаться и сомнения, возникающие при применении законодательства РК', – отметил лидер партии Азат Перуашев.
Помимо законопроекта, на сегодня признанного экспертами полностью удовлетворяющим потребности современного казахстанского предпринимательства, 'Ак жол' разработал ряд эффективных мер в поддержку среднего бизнеса. Важно пояснить, что работа по совершенствованию законов Казахстана в интересах реальных производств ведется партией с момента ее возвращения на политическую арену в новом качестве. В частности, не так давно лидер 'Ак жола' Азат Перуашев обозначил основной принцип данной стратегии. 'Для ухода от сырьевой ориентации и успешного развития нужна масса современных перерабатывающих компаний не только крупного бизнеса, но и МСБ', – заявил лидер партии на пленарном заседании Мажилиса Парламента РК, посвященном обсуждению поправок в Закон 'О совершенствовании инвестиционного климата'.
Закон был подписан этим летом: напомним, что данный документ предусматривает беспрецедентные меры поддержки иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность, включая возврат 30% капиталовложений, освобождение от КПН и т.д. Однако, отметили в 'Ак жоле', применение данных преференций ограничено размерами инвестиций в объеме не менее 2 млн МРП (то есть 20 млн долларов США), т.е. они предназначены исключительно для крупных компаний. 'Считаем, что данный подход не учитывает особенности нашей экономики и тот факт, что крупные проекты в основном сосредоточены в добывающем секторе экономики. Предприятия обрабатывающего сектора за редким исключением, относятся к среднему бизнесу. Большинство таких объектов как пекарни, кондитерские, швейные цеха, производство стройматериалов и т.п., как правило, имеют стоимость не более 3 – 7 млн долларов США (в этом их преимущество, позволяющее снижать предпринимательские риски и гибче реагировать на вызовы). Однако, из-за требований принятого закона, все они оказываются за рамками предусмотренных преференций. Получается, что новыми преференциями смогут воспользоваться лишь отдельные предприятия, в основном выпускающие продукцию производственного назначения, тогда как выпуск готовых потребительских товаров не сможет рассчитывать на подобную поддержку. Между тем, мы абсолютно уверены, что отдельные предприятия не смогут изменить структуру отечественной экономики. Для ухода от сырьевой ориентации и успешного развития, нужна масса современных перерабатывающих компаний, как среди крупного, так и среди среднего бизнеса. Иначе все многочисленные заверения о приоритетной поддержке МСБ оказываются под вопросом', – заявил Азат Перуашев. В связи с допущенными погрешностями фракция ДПК 'Ак жол' предложила правительству эффективную корректировку. Так, одной из мер стало предложение понизить порог отнесения инвестиционных проектов, на которые распространяются новые преференции – с 2 млн МРП до 500 тыс МРП (то есть с 20 млн долларов до 5 млн долларов США).
'Речь о том, что если президент постоянно требует принятия конкретных мер для поддержки малого и – подчеркиваю! – среднего бизнеса, то на практике поддержка как правило ограничивается только малыми предприятиями. В законодательство вносятся преференции исключительно для малого бизнеса: это касается и налогового кодекса, и закона о госзакупках, и любых других актов, предусматривающих какие-либо меры поддержки. Приведу пример с депутатским запросом фракции 'Ак жол' от 19 декабря 2013 г., где мы ставили вопрос об освобождении от проверок МСБ в первые годы деятельности. На него предыдущее правительство ответило, что 'целесообразно придерживаться позиции об освобождении от проверок… только субъектов малого предпринимательства'. Тем самым мы снижаем мотивацию для малого бизнеса расти дальше, переходить в средний и крупный бизнес. Предпринимателю выгоднее раздробить единую деятельность на несколько ИП, чтобы меньше платить налогов. Это отказ от расширения бизнеса, без чего невозможно инновационное и технологическое развитие экономики; отказ от инвестиций, привлечение которых президент обозначил как одну из важнейших задач в нынешнем Послании', – пояснил в одном из своих выступлений Азат Перуашев. В настоящее время, заверяют в партии, парламентская фракция и аналитики 'Ак жола' прилагают все усилия для того, чтобы стратегия поддержки предметно среднего бизнеса воплотилась в жизнь.
Источник - www.nomad.su (Казахстан), 02.11.2015