Новый законопроект по вопросам государственных закупок одобрен большинством депутатов в мажилисе. При этом ни одна из девяти правок, вносимых в этот проект фракцией «Ак Жол», не была поддержана парламентариями. Мажилисмены проигнорировали внесенные руководителем «Ак Жол» Азатом
Перуашевым следующие инициативы: - возвращение регулирования закупок в нацкомпаниях; - восстановление понятий «отечественного производителя» и «казахстанского содержания»; - закрепление преференций для МСБ в сфере госзакупок; - сохранение предварительного обсуждения конкурсной документации по госзакупкам, требующее проектно-сметную документацию. С 2013 года закупки в национальных компаниях и их дочерних организациях в Казахстане не регламентируются законом о госзакупках. Что, по мнению «акжоловцев», является ошибкой. «Распоряжение огромными госсредствами должно находиться под четким контролем государства независимо от того, кому доверено это распоряжение: госоргану или хозяйствующему субъекту с госучастием. Saulės elektrinės, Saulės parkai, Baterijos, Kaupikliai, 3kW, 10kW
https://estsolar.lt/ От того, что поменялся распорядитель, природа тех средств не меняется, они остаются государственными и должны подлежать прозрачности и подотчетности. (…) Иначе за нарушение этих закупок никто не несет никакой ответственности, но ведь это те же самые государственные деньги, причем немалые», - озвучил позицию Азат
Перуашев. Отмена в новом законе о государственных закупках требований по казсодержанию в связи со вступлением в ВТО и ЕАЭС, отметил он, ударит по отечественным производителям. «Безусловно, международные обязательства надо выполнять, но я хотел бы напомнить коллегам, что сегодня происходит с отечественными предприятиями. Кредитов в тенге нет, те, что есть начинаются от 16 - 20%, или берите в долларах, но какой курс будет завтра в долларах, а не то, что через год, никто не скажет! На наши требования к Нацбанку обеспечить тенговую ликвидность и внятную валютную политику не ответил ни прежний председатель, ни пока новый. Покупательская способность населения упала. В этих условиях госзакупки остаются единственным ресурсом и этот ресурс должен служить именно казахстанским предприятиям», - заявил депутат от фракции «Ак Жол». Не понимают в «Ак Жол» и причины отказа правительства предусмотреть в госзакупках преференции для малого и среднего бизнеса. При том, что условия Всемирной торговой организации позволяют поддерживать МСБ. «Правила ВТО не запрещают поддержку МСБ. На вчерашнем комитете это подтвердили и Минфин и Минэкономики. Более того поддержка МСБ - это косвенная поддержка того же отечественного бизнеса, потому что просто не приедут участвовать в наших госзакупках малые предприятия из Европы или Америки, и даже из России или Китая. Для малых и средних предприятий это слишком далеко и слишком дорого. Они, как правило, дальше своего города или района не работают. Только местный малый и средний бизнес может участвовать в госзакупках. Поэтому, отдавая приоритет МСБ, мы фактически бы поддержали бы своих предпринимателей, что нам мешает поддержать своих земляков, которые и налоги платят, и рабочие места здесь создают? Я не понимаю и не принимаю такой позиции», - заявил
Перуашев.
Исключение предварительного обсуждения конкурсной документации по госзакупкам, требующим проектно-сметную документацию, сделает сферу госзакупок коррупционной, полагает мажилисмен. «Эта норма не только против наших производителей, но и крайне коррупциогенна и от нее надо избавляться. Разработчики тоже понимают эти риски, но ссылаются на то, что тогда обсуждение такой документации с отечественными производителями займет слишком много времени и затянет реализацию проектов. Думаю, и фракция «Ак жол» разделяет это мнение. Но главная задача не в том, чтобы быстро потратить деньги, а в том, чтобы потратить их максимально эффективно и использовать их во всей экономике, а не только для организаторов тендера», - заключил руководитель фракции «Ак Жол».