13
Ноября

Вместо исполнения поручений Президента о поддержке отечественных производителей и казахстанского содержания, госорганы вообще исключили эти понятия из закона - www.nomad.su

А.Перуашев: Депутаты ДПК 'Ак жол' предлагают восстановить в законе понятия отечественного производителя и казахстанского содержания. Но правительство и рабочая группа, напротив, исключили эти понятия со ссылкой на договоры о вступлении Казахстана в ВТО и Евразийский экономический союз
11 ноября 2015 года, пресс-служба ДПК 'Ак жол'
Вместо исполнения поручений Президента о поддержке отечественных производителей и казахстанского содержания, госорганы вообще исключили эти понятия из закона – об этом заявил Азат Перуашев сегодня в ходе обсуждения законопроекта 'О государственных закупках' во втором чтении.
'В сравнительной таблице содержится 9 непринятых наших поправок, они сводятся к нескольким моментам, не нашедшим решения в законопроекте.
Так, депутаты ДПК 'Ак жол' предлагают восстановить в законе понятия отечественного производителя и казахстанского содержания. Но правительство и рабочая группа, напротив, исключили эти понятия со ссылкой на договоры о вступлении Казахстана в ВТО и Евразийский экономический союз.
То есть, мы теперь отказываемся в государственных закупках поддерживать казахстанский бизнес и стимулировать формирование добавленной стоимости в своей стране. Безусловно, международные обязательства надо выполнять.
Но я хотел бы напомнить коллегам, что происходит сегодня с отечественными предприятиями. Кредитов в тенге нет, а те, что есть – начинаются от 16-20%. Или берите в долларах, но какой курс его будет завтра, а не то, что через год – никто не знает.
На наши требования Нацбанку обеспечить тенговую ликвидность и внятную валютную политику – не ответил ни прежний председатель, ни пока новый.
Покупательская способность населения упала.
В этих условиях госзакупки остаются, наверное, единственным ресурсом, и этот ресурс должен служить именно казахстанским предприятиям. Это принципиальная позиция партии 'Ак жол'. Но не только наша.
Хочу напомнить коллегам поручение, которое Лидер нации, Президент Н.А.Назарбаев дал всем нам 3 сентября 2012 г., при открытии второй сессии нашего созыва Парламента, цитирую слова Президента: 'Сейчас важно пересмотреть всю систему поддержки казахстанского содержания, особенно в обрабатывающей промышленности, аграрном комплексе, малоконкурентных отраслях. Все страны мира поддерживают своего производителя. Этот опыт важен для нас. Поручаю Правительству совместно с Фондом 'Самрук-Қазына' проанализировать мировую практику и выработать собственную модель поддержки казахстанских товаропроизводителей', – сказал тогда Нурсултан Абишевич.
И как же мы выполняем это поручение? Тем, что вообще выбрасываем из законодательства понятия казахстанского содержания и казахстанских производителей, которые Глава государства прямо поручил поддержать?'
Кроме того, Азат Перуашев предложил закрепить в законе о госзакупках преференции для малого и среднего бизнеса, тем более что правилами ВТО такая поддержка не запрещается. Более того, поддержка МСБ – это косвенная поддержка того же отечественного бизнеса. Потому что в наших госзакупках не приедут участвовать малые предприятия из Европы или Америки, или даже из Китая или России. Для них это слишком далеко и накладно. МСБ, как правило, не работает дальше своего города или района. 'Поэтому отдавая приоритет малому и среднему бизнесу, мы фактически поддерживаем своих предпринимателей, неужели это непонятно? Если правила ВТО допускают такие решения, то что мешает нам самим поддержать своих земляков, которые и рабочие места здесь же создают, и налоги в наш бюджет платят? Я не понимаю и не принимаю такой позиции', – подчеркнул Перуашев.
Еще один блок предложений касался открытого обсуждения конкурсной документации по госзакупкам, имеющим проектно-сметную документацию. Законопроект исключает такое обсуждение, ссылаясь что ПСД и без того проходят экспертизу.
'По практике моей работы председателем Совета по противодействию коррупции при НПП могу сказать, что именно через ПСД происходит 'отсекание' казахстанских производителей от тендеров, – отметил А.Перуашев. – Организаторы заранее закладывают туда именно ту продукцию, которую хотят провести. Как правило, это иностранная продукция. А экспертиза, которую они же заказывают, эти требования спокойно подтверждает. И когда надо заказчику – госэкспертиза послушно заверяет замену одного оборудования другим, как показывает идущий сейчас суд в Караганде.
А отечественные производители бегают по кабинетам, и не могут понять, почему их такое же оборудование, но в 2-3 раза дешевле, даже не допускают к тендеру.
Эта норма не только против наших производителей, но и крайне коррупциогенная, и от нее надо избавляться. Минфин понимает эти риски, но ссылается, что тогда процедуры согласования требований с отечественными производителями займет слишком много времени.
Но фракция 'Ак жол' считает, что сегодня главная задача не в том, чтобы быстро потратить деньги, а в том, чтобы потратить их максимально эффективно и с пользой для всей экономики, а не только для организаторов тендера'.
По итогам голосования, из внесенных А.Перуашевым поправок более 20 были приняты, а указанные 9 отклонены большинством голосов. При этом, непринятые поправки 'Ак жола' поддержали до 14 человек, т.е. ряд депутатов других фракций.
 
Источник - www.nomad.su  (Казахстан), 12.11.2015