23
Ноября

Потому что потому ВТО и ЕАЭС - www.dn.kz

Партия бизнеса не поддержала закон «О госзакупках»
Владимир ИВАНОВ
ДРАМАТИЧЕСКИЕ баталии развернулись в Астане в мажилисе парламента Казахстана на прошлой неделе во время обсуждения поправок к законодательству о государственных закупках. В то время как отдельные депутаты пытались защитить предложения по преференциям для казахстанских предприятий в части закупок нацкомпаний и их «дочек», Министерство финансов выступило против. И хотя это идет в противоречие с данными ранее правительством парламентариям обещаниями, а также поручениям главы государства по активной поддержке казахстанских предпринимателей, чиновники говорят о том, что обязаны следовать условиям вступления нашей страны в ВТО и ЕАЭС. Проект закона «О государственных закупках» был одобрен во втором чтении 11 ноября. А на этой неделе глава государства вновь говорил, на этот раз относительно ЭКСПО, что необходимо освоить основные деньги внутри страны и главными поставщиками всемирной выставки тоже должны быть местные предприниматели. Почему же декларации настолько расходятся с реальностью?
На заседании мажилиса по этому вопросу, в защиту отечественного бизнеса «отрабатывал» в одиночестве лидер фракции и партии «Ак жол» Азат Перуашев. Он отметил 4 принципиальных момента, «которые, на наш взгляд, не нашли должного решения в указанном законопроекте»: 1) регулирование закупок в национальных компаниях; 2) восстановление понятий отечественного производителя и казахстанского содержания; 3) преференции для малого и среднего бизнеса в системе госзакупок; 4) сохранение предварительного обсуждения конкурсной документации по госзакупкам, требующим проектно-сметную документацию.
Речь, в частности, идет о том, что закупки, производимые национальными компаниями и их дочерними организациями, были выведены из-под действия настоящего закона о госзакупках в 2013 г. «Тогда фракция «Ак жол» категорически возражала против такого решения, так как мы считаем, что распоряжение огромными государственными средствами должно находиться под четким контролем государства, независимо от того, кому доверено это распоряжение - госоргану или хозяйствующему субъекту с государственным участием, - подчеркнул председатель партии. - От того, что поменялся распорядитель, природа этих средств не меняется, они остаются государственными и должны подлежать прозрачности и подотчетности. 4 декабря 2013 г. Министерство финансов на наши возражения прислало официальное письмо, в котором дословно говорится, что - цитирую: «ведется работа по разработке Единого закона о закупках, который будет регулировать закупки государственных предприятий». Однако, в итоге, «прошел 2013, 2014 годы, заканчивается 2015 год, а обещанный закон так и не появился», вместо него на запросы депутатов из правительства пришел ответ: «Необходимость разработки отдельного закона «О закупках» отсутствует».
«Получается, разработчик законопроекта в 2013 году обманывал депутатов? – задается вопросом мажилисмен. - Как говорится, госорган - хозяин своего слова: захотел - слово дал, не захотел - забрал обратно? Но в таком случае давайте возвращать в данный закон те нормы, которые мы исключили два года назад - а именно, о регулировании закупок хозяйствующих субъектов с государственным участием. Иначе за нарушения в этих закупках никто не несет никакой ответственности. Но это ведь те же самые государственные деньги, причем немалые».
Также депутат справедливо посетовал, что из закона были исключены понятия «отечественного производителя» и «казахстанского содержания», что было сделано «со ссылкой на договоры о вступлении Казахстана в ВТО и Евразийский экономический союз». «То есть, мы теперь отказываемся в государственных закупках поддерживать казахстанский бизнес, - подчеркнул Азат Перуашев. - Безусловно, обязательства надо выполнять. Но я хотел бы напомнить коллегам, что сегодня происходит с отечественными предприятиями. Кредитов в тенге нет, а те, что есть - начинаются от 16-20%. Или берите в долларах, но какой курс его будет завтра, а не то, что через год, - никто не знает. На наши требования Нацбанку обеспечить тенговую ликвидность и внятную валютную политику - не ответил ни прежний председатель, ни пока новый. Покупательская способность населения упала. В этих условиях госзакупки остаются, наверное, единственным ресурсом, и этот ресурс должен служить именно казахстанским предприятиям».
При этом о защите национальных интересов в бизнесе говорили не только мажилисмены, но и глава государства, чьи слова на открытии второй сессии нашего созыва парламента цитировал Перуашев: «Сейчас важно пересмотреть всю систему поддержки казахстанского содержания, особенно в обрабатывающей промышленности, аграрном комплексе, малоконкурентных отраслях. Все страны мира поддерживают своего производителя. Этот опыт важен для нас… Поручаю правительству совместно с Фондом «Самрук-Қазына» проанализировать мировую практику и выработать собственную модель поддержки казахстанских товаропроизводителей», - сказал тогда Нурсултан Абишевич. «И как же мы выполняем это поручение? Тем, что вообще выбрасываем из законодательства понятие казахстанского содержания, которое глава государства прямо поручил поддержать?! – ставит вопросы лидер «Ак жола».
«Мы считаем, что этого делать нельзя. Мы считаем, что вместо выполнения поручения президента, госорганы просто уходят от него, - указывает мажилисмен. - Как говорят - нет человека, нет проблемы. Так и здесь - нет казахстанского содержания в законе, нет отечественного производителя - и проблем нету. Я думаю, наша задача, чтобы и производители, и их продукция были не только в законе, но и в реальной жизни».
Как следствие, в правительственной версии законопроекта отсутствуют преференции для казахстанского малого и среднего бизнеса. «Почему это предложение не поддержали ни правительство, ни рабочая группа - мне непонятно. Тем более что правилами ВТО не запрещается поддержка малого и среднего бизнеса, и на вчерашнем комитете это подтвердили и Минфин, и Минэкономики», - отметил Перуашев.
Однако министр финансов Бахыт Султанов заявил обратное тому, что говорил Перуашев. «В части распространения законодательства о госзакупках на закупки нацкомпании - это прямое противоречие нашим договоренностям в рамках ВТО. И в целом, надо сказать, что мы проводим работу с квазигосударственным сектором в части внедрения систем корпоративного управления», - пояснил министр, добавив, что вопросы в части местного содержания также прямо противоречат договору об ЕАЭС. «В частности, поддержки субъектов малого и среднего бизнеса мы тоже предложили не забивать такую декларативную норму, поскольку сегодня статистика показывает, что на веб-портале системы госзакупок 98,7% - это субъекты МСБ. Сами объемы закупок - 93%, это объекты закупок у МСБ. Поэтому все нормы, которые мы сегодня, все новеллы, которые предусмотрены в законопроекте, они как раз и настроены на то, чтобы максимально обеспечивать прозрачность и доступ МСБ к системе госзакупок, поэтому отдельно выделять такую норму нет необходимости», - отметил чиновник. На что Перуашев продемонстировал письмо того же Минфина: «Вы письменно обещаете одно, а когда доходит до дела, делаете прямо противоположное. Если вы уже от собственных официальных обещаний отказываетесь, то как верить вашим словам?»
Зато почему-то необходимость в поддержке отечественных предпринимателей есть у главы государства, на этой неделе инспектировавшего ЭКСПО, гиганта квазигосударственного сектора. «Вчера мы рассматривали ЕХРО-2017. Основные деньги должны быть освоены здесь, в Казахстане. Все изделия, цемент, металл, которые там используются, дерево, мебель – все должно быть из Казахстана. Мы выбрали эти компании, которые привыкли уже наживаться, у них у каждого есть там мебельная фабрика, у каждого свой цементный завод, с которым у них есть сговор», - сказал Назарбаев на расширенном заседании правительства в среду. Почему же его слова так расходятся с идеологией принятия решений кабмином, непонятно. Это серьезно подрывает доверие к позиции госорганов. И серьезно вредит бизнес-климату. Не говоря уже в целом об экономике, которую и так лихорадит курс тенге и фактически растущие налоги и сборы.
 
Источник -