Как распорядился Президент финансовыми идеями чиновников /Мадия Торебаева/ - Мегаполис
Кризис диктует свои правила. Казахстану придётся отказаться от новомодных реформ. Чьи идеи сегодня выбраковываются?
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев обратился с ежегодным Посланием народу Казахстана, уделив особое внимание стабилизации финансового сектора. В частности, Глава государства выделил несколько важных моментов. Правительство и Нацбанк уже не раз пытались решить эти задачи, предлагая те или иные варианты. Тем не менее, сегодня вопрос лишь в том, от чьих идей нам придётся отказаться, как от неэффективных, а реализацию каких можно отложить на более поздний срок.
Отпустите тенге!
По мнению Главы государства, 'альтернативы введению свободного курса тенге и переходу к инфляционному таргетированию не было. Нам оставалось либо ничего не предпринимать и сидеть и ждать, держать курс и ждать улучшения ситуации. Однако ценой такой политики было бы сокращение собственного производства в стране, потеря рабочих мест, и 'жечь' валюту, то есть наши резервы, Национальный фонд. Вот это было первой возможностью. Уменьшение золотовалютного резерва, и государство двигалось бы к краху', – обрисовал перспективу Глава государства на встрече с бизнесменами в августе этого года. Сегодня, по его словам, 'надо обеспечить эффективное функционирование финансового сектора в условиях плавающего курса тенге. Принципиальный момент заключается в том, что возврата к практике бесконечного поддержания курса национальной валюты за счёт средств Национального фонда не будет'.
Ещё в начале марта текущего года, совершить переход к плавающему курсу тенге предложил председатель попечительского совета Общественного фонда 'Ассоциация экономистов Казахстана' Ораз Жандосов, выступая на финансовом саммите CFO Idea Exchange&Networking Event. 'На мой взгляд, переход к свободному плаванию курса – это вопрос политической воли. В каком-то смысле эта работа была проделана в 2006-2007 годах. Тот кризис, который начался, прервал эту работу. Затем максимально благоприятная возможность для этого была в 2010-2013 годах, но этот переход не был сделан, и мы подошли к очередному финансовому стрессу', – заявил Ораз Жандосов. Эксперт пояснил, что если бы страна перешла к свободно плавающему курсу или 'к процессам инфляционного таргетирования', то это внесло бы ясность в происходящие процессы для всех субъектов рынка, а не только для Национального банка.
В мае глава Нацбанка Кайрат Келимбетов предупреждал, что в период 'от 12 до 36 месяцев должны перейти к новому режиму обменного курса'. Переход произошёл раньше – 20 августа, Нацбанком было принято решение отменить валютный коридор и установить свободно плавающий обменный курс. В этот же день премьер-министр Казахстана Карим Масимов пояснил, что обменный курс тенге будет формироваться на основе рыночного спроса и предложения с учётом фундаментальных внутренних и внешних макроэкономических факторов.
Противники этой идеи
Иной точки зрения придерживался ряд отечественных экспертов. К примеру, с точки зрения финансиста Мурата Темирханова, 'свободное плавание тенге – это просто дымовая завеса для прикрытия новой одномоментной девальвации. С момента введения так называемого инфляционного таргетирования было понятно, что со свободным плаванием тенге ничего не получится. У нас в стране нет условий для такого плавания. То, что Нацбанк всё равно пошёл по этому пути, говорит о двух вещах. Либо его специалисты не квалифицированы. Либо это была попытка провести одномоментную девальвацию под соусом свободно плавающего курса.
Прежде всего, необходимо отметить, что курс тенге находился под жёстким контролем Нацбанка при Григории Марченко, и до объявления о новой кредитно-денежной политике тем же самым занимался и Келимбетов. До этого девальвационная игра регулятора в валютный коридор тоже была фикцией. Коридор не имел никакого смысла, поскольку внутри него курс двигался несвободно, а только по желанию самого Нацбанка', – отмечал Темирханов.
Бизнесмены также осудили деятельность Нацбанка. Так, 18 ноября на заседании Мажилиса лидер фракции ДПК 'Ак жол' Азат Перуашев в своём депутатском запросе предложил защитить казахстанских участников рынка госзакупок в условиях девальвации тенге. По его словам, переход к свободному курсу тенге поставил под угрозу срыва многие ранее заключённые договоры по госзакупкам и закупкам квазигосударственного сектора.
Казахстану нужны крепкие банки
'Национальному банку необходимо провести стресс-тестирование всех субъектов банковского сектора на предмет неработающих кредитов. По его результатам надо принять меры по их признанию и списанию. Банки, не сумевшие решить проблему капитализации, должны 'уходить' из финансовой системы. Казахстанские банки должны соответствовать всем международным стандартам, в том числе, Базельского комитета и Международного валютного фонда', – сказал Президент.
В августе прошлого года Правительство Карима Масимова утвердило Концепцию развития финансового сектора РК до 2030 года, где было отмечено, что в новых условиях финансовая система не должна создавать новые риски или увеличивать масштаб существующих рисков в экономике страны. В частности, в этом документе предлагалось 'формирование системы эффективного поглощения шоков посредством внедрения международных стандартов Базель II и III'.
Вмешаться в политику банков предлагали и депутаты Парламента. Так, в ноябре, когда на расширенном заседании комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Сената обсуждался проект Закона 'О ратификации Соглашения о займе между РК и Международным банком реконструкции и развития', пересмотреть вопрос о кредитной политике банков предложил секретарь комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Сената Сарсенбай Енсегенов.
'Как сообщил представитель Национального банка, в будущем могут быть определены 4 или 6 банков, которые получат эти 200 миллионов долларов (на следующем этапе реализации проекта. – Авт.). Это казахстанские банки, как я слышал. Вот сейчас государство берет такие суммы в долг и сегодня дает банкам второго уровня, чтобы они были устойчивее, деньги из Национального фонда, из налогов, которые платит народ. Думаю, что необходимо пересмотреть политику этих банков', – сказал сенатор.
В свою очередь, Кайрат Келимбетов принял решение перейти на новую систему финансирования проблемных банков, принятую в некоторых развитых странах. Таким образом, для того чтобы получать доступ к государственному финансированию, банки должны активно заниматься кредитованием бизнеса.
В то же время, как отмечал ещё в середине прошлого года Келимбетов, 'на финансовую поддержку банков РК через Фонд проблемных кредитов будет выделено 250 млрд тенге'. 'По 'правилам игры', которые мы приняли, с 1 января 2016 года уровень 10% проблемных кредитов станет пруденциальным нормативом. То есть если этот норматив не соблюдается, будем отзывать лицензию у банка', – пояснил тогда глава Нацбанка.
Борьба с дедолларизацией
'Важно добиться укрепления доверия к национальной валюте через расширение инструментов 'дедолларизации', – отметил в Послании Нурсултан Назарбаев.
О тех кто 'за'
За усиление роли национальной валюты активно боролся Келимбетов. После того как 20 августа тенге был отпущен в свободное плавание, председатель Национального банка РК говорил в СМИ, что в России переходу на инфляционное таргетирование предшествовала дедолларизация экономики. Этот процесс длился в течение 5-7 лет, уровень валютных депозитов в банковской системе России сейчас не превышает 20-25%. В Казахстане всё получилось с точностью до наоборот: сначала был введён плавающий курс тенге, после этого будет проводиться политика дедолларизации. Была создана рабочая группа под руководством первого вице-премьера Бакытжана Сагинтаева, которая должна была подготовить пакет мер по дедолларизации экономики. В декабре прошлого года Правительство РК и Нацбанк выпустили совместное заявление об основных направлениях экономической политики на 2015 год, где было отмечено, что 'инфляционное таргетирование позволит повысить реальную доходность сбережений и снизить инфляционные ожидания' и что 'валютная политика будет направлена на обеспечение баланса между внутренней и внешней конкурентоспособностью казахстанской экономики'.
… и тех, кто был против
Усилий по дедолларизации экономики было принято немало. Однако есть и те, кто считает, что Казахстану пока рано говорить о дедолларизации. Очевидно, что на фоне валютных колебаний казахстанцы перестали доверять тенге. Так, к примеру, директор издательского дома 'Эксклюзив' Карлыгаш Еженова на одной из панельных дискуссий саммита CFO 'Idea Exchange&Networking Event', посвящённой вопросам дедолларизации, констатировала, что тотальное недоверие субъектов рынка и населения к действиям и обещаниям регулятора уничтожает на корню попытки снизить роль доллара в Казахстане.
Даже глава Народного банка признавалась, что после девальвации в феврале прошлого года хранит все свои сбережения в валюте. 'Я потеряла очень большую сумму в феврале – на своих тенговых депозитах. Сегодня я храню в валюте. ...Действительно происходит дальнейшее переворачивание, как мы говорим, депозитов из тенге в доллары. При этом ставки по долларам (долларовым депозитам), как вы знаете, очень низкие', – рассказала представителям СМИ Умут Шаяхметова.
Вообще отменить лозунг по дедолларизации предложил председатель правления АО 'Финансовая корпорация 'Сеймар Альянс' Сакен Сейфуллин. По мнению бизнесмена, в условиях сырьевой направленности отечественной экономики это просто невозможно.
Но есть и другая проблема, о которой говорил эксперт КИСИ Вячеслав Додонов. 'Казахстан является страной с явно выраженной экспортной ориентацией. Мы зависим не только от доллара, но мы зависим от ценовой конъюнктуры экспортируемых нами товаров, это непосредственно связано с долларом', – пояснял эксперт.
Соавтор плана дедолларизации, экс-советник председателя Нацбанка РК Олжас Худайбергенов предложил крупным депозитариям начать переворачивать депозиты в пользу тенге, ограничить покупку валюты национальным компаниям.
Непопулярная мера – концентрация пенсионных активов в одних руках
'Надо устранить имеющиеся у Национального банка институциональные дефекты. Из-под его контроля надо вывести Единый пенсионный фонд, Фонд проблемных кредитов и другие финансовые институты. В 2016 году пенсионные активы должны быть переданы под управление частных казахстанских или иностранных компаний. В целях повышения доходности пенсионных накоплений надо пересмотреть подходы к инвестированию пенсионных средств', – подчеркнул Президент.
В числе заслуг Кайрата Келимбетова не только 'опережающая девальвация'. Он провёл ещё одну из непопулярных реформ – пенсионную. Пенсионные активы были консолидированы в ЕНПФ. Ещё в октябре 2010 года, будучи на тот момент главой ФНБ 'Самрук-Казына', он высказывал мысль о спасении пенсионных активов путём их 'консолидации в одних руках государства'. 'Что касается надёжности сбережений, не меняется идеология. Люди накапливают деньги, но ими могли бы более эффективно управлять госорганизации. Пример Нацбанка, где один департамент управляет не 13 млрд долларов, которые во всех пенсионных фондах, а 55 млрд долларов, которые в Нацфонде, плюс золотовалютные резервы', – развивал свою мысль Келимбетов.
Идею консолидации пенсионных активов поддерживал в тот момент и министр труда и социальной защиты населения Серик Абденов. 'ЕНПФ является правопреемником по всем договорам о пенсионном обеспечении, заключённым до введения в действие закона, а это значит, что при переходе из накопительных пенсионных фондов в ЕНПФ вкладчикам не придётся заключать дополнительные договоры', – пояснял министр.
Хотя когда идея об объединении пенсионных фондов только назревала, бывший тогда глава 'Ассоциации пенсионных фондов Казахстана' Айдар Алибаев говорил, что путей для того, чтобы ЕНПФ стал управлять активами более эффективно, всё равно нет. Ибо механизм инвестирования пенсионных фондов устроен таким образом, что 'все они покупают бумаги на KASE, и нет разницы – один фонд это будет покупать или десять'.
Да и Григорий Марченко явно был против радикальных мер по слиянию пенсионных фондов. Марченко не раз выражал свое негативное отношение, как к самой идее объединения, так и к предложениям отдать его под управление иностранной компании.
'Мы его отвергаем с негодованием! Вкладывать все накопленные деньги за границей – тоже неправильно', – заявил Марченко еще в 2012 году в программе 'Профессиональный разговор' с Жаннат Ертлесовой. Тогда главной причиной возникновения подобных предложений он назвал тот факт, что в пенсионной системе Казахстана накопилось 18 млрд долларов, 'которые всех волнуют, и многие хотят поучаствовать в их инвестировании'.
В заключение отметим, что в Послании Президента очень много важных на сегодняшний день задач по экономическому сектору в целом, которые необходимо было реализовать, как говориться, ещё вчера. Видимо, поэтому накануне своего выступления Глава государства подверг жёсткой критике деятельность ряда чиновников. 'Главный принцип и правильная модель бюджетной политики, особенно в условиях глобального кризиса', – подчеркнул Нурсултан Назарбаев, – жить по средствам. 'Холдинги 'Самрук-Казына' и 'КазАгро' неэффективно контролируют огромные активы промышленности и сельского хозяйства. Активы фонда 'Самрук-Казына' составляют более 40% ВВП, включают более пятиста 'внучек' и 'правнучек'. Холдинги 'КазАгро' и 'Байтерек' превратились в неэффективных посредников между бюджетом и банками. Всё это сопровождается раздутыми штатами и потреблением огромных бюджетных ресурсов и в то же время приводит к вытеснению частных инвестиций и инициативы', – сказал Президент.
Эту же мысль ранее высказывал и Умирзак Шукеев, признавая, что в подведомственном ему фонде действительно раздуты штаты. Хотя ему уже приходилось обещать, что при сокращении штатов будет ориентироваться на профессиональные качества сотрудников и ни на что другое.
Что касается вопроса разгосударствления, то, судя по всему, последние два месяца, с тех пор как на сентябрьском заседании правительства Бакытжан Сагинтаев пообещал, что три госхолдинга – ФНБ 'Самрук-Казына', НУХ 'Байтерек' и АО 'КазАгро' отпустят в конкурентную среду сразу 46 дочек, тоже мало что произошло. Правда на днях Умирзак Шукеев перевёл стрелки на кабмин, сообщив, что приватизационный список фонда до сих пор не утверждён Правительством, тогда как сам 'Самрук' готов выставить активы к приватизации уже к 15 декабря, но ждёт инициатив сверху.
Многое показала критика Президента и в адрес министра Бахыта Султанова. В ходе последнего расширенного заседания в Акорде Нурсултан Назарбаев отдал явное предпочтение его предшественнику Болату Жамишеву. 'Все вы добрые за государственный счёт. Зачем такой казначей? Наверное, лучше надо Жамишева поставить… Он прямой, как оглобля, это точно. В интересах государства бережёт', – отметил Глава государства.
Да и в своём Послании народу Казахстана Нурсултан Назарбаев дал всем недвусмысленно понять, что 'с начала нового 2016 года заработают новые законы', и на всех 'лежит огромная ответственность за будущее страны'.
Источник - Мегаполис (Алматы), № 46 (751), 08.12.2015