Партия «Ак жол»: приходится констатировать нарастающий кризис управления в системе образования
Выступление по закону «Об образовании» на пленарном заседании Мажилиса
7 октября 2015 г.
Уважаемый Кабиболла Кабенович, я всё-таки настаиваю не закрывать обсуждение, а дать мне слово для выступления. Тем более, что я озвучу позицию всей фракции. У нас многопартийный парламент, и каждая фракция имеет право быть услышанной.
Не нужно мне указывать, что можно говорить, а чего нельзя. Вы такой же депутат как и я, и позвольте мне наконец изложить свою позицию. Спасибо.
Уважаемые коллеги. Рассматриваемые нами сегодня законопроекты разработаны во исполнение пяти институциональных реформ Главы государства. Но среди этих реформ есть и подотчётность госорганов перед обществом. Прежде всего, это означает отчётность перед парламентом, так как парламент не только законодательный, но и высший представительный орган, представляющий интересы избирателей.
Поэтому прозвучавшая критика и поставленные нашими коллегами вопросы по этому законопроекту вполне правомерны.
Например, спор о переходе с аттестации на аккредитацию: в рассматриваемом законопроекте предлагается идти на поводу у министерства образования – узаконить срыв государственной программы развития образования на 2011-2020 годы. Эта программа предусматривала переход с аттестации на международную систему аккредитации в нынешнем, 2015 году. А теперь предлагается этот переход отложить на 2018-2020 годы.
Подождите, но ведь речь идёт о демонстративном срыве госпрограммы – а никто даже не хочет спросить об ответственных за это?
Мы понимаем, почему чиновники всеми силами стремятся отсрочить этот переход. Как сообщали СМИ летом текущего года, по данным агентства по борьбе с коррупцией, только по одной области (ЮКО) при аттестации школ собирается около 300 млн.тенге. Чтобы представить объёмы таких поборов в масштабе страны, - просто умножьте 300 млн.тенге на 16 – это «цена» коррупции только по средним школам республики.
В системе образования один финансовый скандал следует за другим: так, недавно выяснилось, что при распределении научных грантов, более 51 млрд.тенге члены комиссии «разделили» между своими организациями. А деньги успешно списаны.
И в то же время отменяются бесплатные школьные обеды по всей стране, потому что в министерстве якобы не хватает денег. Да просто умерьте аппетиты своих чиновников – и деньги найдутся!
Нарастают провалы с качеством и содержанием учебников. Например, в хрестоматии казахской литературы Камбар-батыр теперь «прячет» по сундукам водку, а между битвами курит сигареты. И любой из нас приведёт массу других примеров несуразностей и ошибок в учебниках.
И такому невежеству обучают наших детей.
Да, наверно виноваты авторы этих книг. Но ведь утверждает их как учебники - само министерство.
На августовском совещании педагогов вице-премьер Б.Сапарбаев раскритиковал министерство образования и за просчёты в планировании и распределении грантов, когда каждый четвёртый выпускник, обучавшийся за счёт государства - остался без работы, а потраченные на них 4 млрд. вылетели в трубу. Напомню, что фракция «Ак жол» направляла запрос об этом ещё в июне.
В ходе нашего с министром публичного спора о переходе к аккредитации, министр заявлял, что он должен «навести порядок» в частных вузах. Но порядка как не было, так и нет, хотя в руках у министерства и лицензирование, и пост-лицензионный контроль, и промежуточная оценка знаний, и квалификационные требования к частным вузам.
Более того, есть официальные данные о том, как за одни и те же недостатки министерство в одних случаях наказывает вузы очень жёстко, а в других – смотрит сквозь пальцы. Такая предвзятость порождает понятные сомнения в заявлениях насчёт «наведения порядка».
Можно ещё многое сказать. В целом же мы вынуждены констатировать нарастающий кризис управления в системе образования.
В этом же ключе надо рассматривать и перенос сроков внедрения системы аккредитации в данном законопроекте. Напомню, что такое внедрение является обязательным условием Болонской конвенции, благодаря которой казахстанская молодёжь имеет доступ к лучшим зарубежным вузам и колледжам.
А сроки, которые мы сейчас переносим – были установлены государственной программой.
Поэтому думаю, никто не удивится, если наша фракция проголосует против данного законопроекта.
Но исходя из роли парламента в системе государства и статуса парламентской фракции, мы можем позволить себе такую роскошь, как не опускаться до уровня нерадивых чиновников.
Гораздо важнее труд наших коллег в Мажилисе. Я выражаю признательность руководству рабочей группы и комитета по социально-культурному развитию, которые вопреки сопротивлению министерства провели большую работу и решили ряд накопившихся вопросов.
Халқымыз айтқандай, «Кен болсан – кем қалмайсын».
Мы решили поддержать законопроект «Об образовании», но при этом предлагаем руководству Мажилиса включить в план работы палаты – парламентские слушания о состоянии дел в системе образования и причинах срыва конкретных показателей государственной пограммы развития отрасли.
Спасибо.
Справка: 10 февраля 2016 года министр Саринжипов был освобожден от занимаемой должности.