Веселый молочник
Оксана АКУЛОВА, «Время», 13 февраля
Станет ли благом для казахстанской системы образования назначение министром бывшего главы компании «ФудМастер»?
Самой яркой политической новостью этой недели стала отставка Аслана САРИНЖИПОВА, чуть больше двух лет рулившего Министерством образования и науки, и назначение на его место Ерлана САГАДИЕВА, последняя государственная должность которого – заместитель министра индустрии и новых технологий.
Это стало для всех – и судя по всему даже для самого экс-министра – полной неожиданностью. В четверг Саринжипов должен был встречаться с журналистами в Алматы. Меня пригласили на мероприятие во вторник, пообещав, что это будет встреча без галстуков. Даже в среду – в день отставки Аслана Бакеновича – продолжалась работа по подготовке к этой встрече, организаторы обещали вот-вот сообщить ее точное время. Пока в Алматы ждали приезда министра, он в Астане сидел на расширенном заседании правительства с участием президента. И вроде ничего не предвещало перемен. Но около восьми часов вечера мне сообщили: запланированная встреча не состоится.
При всей своей «внезапности» именно его отставка была ожидаемой. И вряд ли кто-то удивился бы, случись она раньше. Сказать, что Саринжипова критиковали часто – значит, не сказать ничего. Осенью я брала у него интервью. Мы сидели в его служебном кабинете, пили чай. Министр был, как всегда, сдержан: не показывал эмоций, отвечая даже на неудобные вопросы. Под конец я спросила: «Вы не боитесь лишиться министерского кресла?». Слегка улыбнувшись, он ответил трюизмом в чиновничьем стиле: «Нет, не боюсь. Это решение главы государства: как он скажет, так и будет». И вот бывший министр стал президентом Назарбаев Фонда и членом попечительского совета Nazarbayev University (к созданию которого он, кстати, имеет самое прямое отношение). А его кресло занял 49-летний Ерлан Сагадиев.
Так что же означает смена главного учителя страны? И вообще, ху из мистер Сагадиев? По первому вопросу в товарищах по горячей дискуссии, развернувшейся сейчас в обществе, согласья нет. Одни горячо приветствуют приход «креативного, продвинутого, в прошлом успешного бизнесмена», который наконец-таки может раскачать наше заскорузлое образование. Другие, напротив, грустят: мол, опять на образование «бросают» человека, далекого от этой сферы.
Так почему же Саринжипова уволили именно сейчас, и означает ли приход Сагадиева, что образование ждет очередная волна реформ?
– Я думаю, идея понятна, – говорит президент ассоциации вузов РК Рахман АЛШАНОВ. – Глава государства хочет, чтобы система образования отвечала самым современным требованиям, чтобы этой сферой руководил человек, знающий новые тенденции, знакомый с западной системой образования. Ерлана Сагадиева я знаю еще со студенческих лет – он уже тогда проявлял себя как активный и креативный человек, умеющий принимать нестандартные решения. Надеюсь, что его не «проглотит» существующая бюрократическая система, он окажется выше нее и сможет работать эффективно и реализовать те большие задачи, которые стоят перед министерством.
– Это значит, что многострадальную систему образования снова ждут новые реформы?
– Сейчас мир меняется так быстро, что реформы образования, несмотря на то что в обществе идет гигантское сопротивление, необходимы нашей стране. Их все равно нужно внедрять в жизнь. Многие из реформ уже обсуждены и даже апробированы, но в силу разных причин до сих пор не внедрены. Надеюсь, что сейчас министерство от их обсуждения будет двигаться к реализации.
А вот мнение человека, не позвонить которому за комментарием я просто не могла: ведь именно Азат ПЕРУАШЕВ – бывший мажилисмен – после конфликта с экс-министром в парламенте подал в суд на Саринжипова, обвинившего его в лоббировании интересов отдельных частных компаний.
К чести Азата Турлыбековича, по поводу увольнения своего оппонента он высказался весьма сдержанно:
– Для меня господин Саринжипов был интересен как глава министерства. После его ухода с этого поста у меня не осталось к нему никаких вопросов, желаю ему успеха и здоровья. Что касается господина Сагадиева, то я знаю его давно как продвинутого человека и менеджера. Сейчас в обществе присутствует определенный скепсис: дескать, он не прошел путь «от учителя до директора школы». Но это, на мой взгляд, вещь надуманная. Ведь министерство – это не только школьное, но высшее и среднетехническое образование, и коммерциализация инноваций. Многие упрекают Сагадиева в том, что он возглавлял «ФудМастер», но я и в этом не вижу ничего плохого. Этот человек пришел из бизнеса и он знает, какого рода квалифицированные специалисты сейчас востребованы, ведь образование – это не только культурное воспитание детей, но и подготовка трудовых ресурсов для экономики. И эта функция не менее важна. Если подходить с этой точки зрения, то я думаю, что смена министра – это очень своевременное решение. У меня по отношению к нему есть определенные ожидания. Но сейчас рано давать оценки – время покажет, насколько Сагадиев сможет реализовать свои таланты в этой должности.
А вот мнение человека, далекого от власти, зато имеющего самое непосредственное отношение к сфере образования – так сказать, глас педагогической общественности. Кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент Казахской академии образования им. Ы. Алтынсарина Александр СЕМЧЕНКО настроен довольно скептически.
– Я убежден в том, что это кресло должен занимать специалист, знающий систему изнутри, – говорит он. – Новый министр, по моему мнению, не слишком отличается от своего предшественника. Вы видели его биографию? Где опыт работы в этой сфере? Да, руководил университетом, но это опять же административная работа. Не сомневаюсь, что на этом посту Сагадиев будет владеть цифрами и фактами, очевидно, займется какими-то экономическими преобразованиями в отрасли – будет строить школы и детские сады. Но что будет с содержанием образования? В той кризисной ситуации, которую мы имеем сейчас, сложно надеяться на какие-то кардинальные изменения. Удержать бы на плаву то, что есть...
------
Штрихи к портрету
Фрагменты публичной лекции Ерлана САГАДИЕВА на TEDхAlmaty, 2013 год:
«У меня пятеро детей – все разного возраста. То есть я учусь достаточно давно».
«Мы путаем культуру и образование. В современном мире образование и культурное воспитание – это не одно и то же».
«На сегодняшний день 95 процентов знаний, которыми должен обладать современный высокообразованный человек, к Казахстану и к казахам отношения не имеет... Эти знания не создаются на казахском языке – они создаются на массе других языков».
«Нам нужен один тип школы: все технические дисциплины преподаются на английском, история и культура Казахстана – на казахском, история и культура стран СНГ – на русском языке. Наши дети это легко потянут».
«Каждая нация – носитель уникальной культуры. Но ни одна нация не уникальна, когда она идет по дороге социальной модернизации. В этом плане, на мой взгляд, надо смотреть на скандинавские страны: они первыми придумали «зеленых», они первыми придумали «голубых».
Источник - www.nomad.su