Креативом традиционно порадовала КНПК, а небольшой скандальчик преподнесла лишь Общенациональная социал-демократическая партия в виде истории с возможным исключением Петра Владимировича СВОИКА из партийного списка данной политорганизации. Естественно, если сравнивать с аналогичными кампаниями на Западе, выборы в Казахстане прошли достаточно скучно. Но не всегда понятие «скучно» тождественно термину «плохо». Партии избрали конструктивный подход, делая акцент не на скандалах, политтехнологиях и обливании друг друга компроматными помоями, а на аппеляцию к разуму избирателя. Такая политическая линия ярко подчеркивает степень здравомыслия и политической ответственности партийных лидеров.
Предвыборная гонка за голосами избирателей
«Нур Отан». Лично мне сложно назвать то, что продемонстрировал «Нур Отан» избирательной кампанией. Отмечу лишь то, что те люди, кто формировал принципы агитационной работы- блестящие специалисты своего дела, знающие истинные настроения в обществе. Не было зубодробительной рекламы, назойливого внушения мнимых успехов, столь раздражающих реалистично мыслящих людей, сильным ходом можно признать появление в партийном списке Геннадия ГОЛОВКИНА и Ильи ИЛЬИНА (подобное приглашение звезд- «паровозов» практиковалось и раньше, но проходило малозамеченным). Традиционно на полную мощь была использована персоналия главы государства, и главное, наконец- то в подаче информации о президенте появились человеческие нотки, столь симпатичные людям. Предвыборная платформа партии вполне логично и последовательно излагала основные постулаты Программ «100 шагов», «Пяти институциональных реформ» и Стратегии «Казахстан-2050».
«Ак Жол». Предвыборная кампания «Ак Жола», как и всех остальных участников политического парламентского спринта, была выдержана в осторожных, малоактивных тонах. Наверное, это объясняется бережным отношением к покою партии власти. Избирательная кампания «Ак Жола» явилась точной копией выборного процесса 2012 года: солидно и неинтересно. Активность депутатской фракции «Ак Жола» и её региональных филиалов в межэлекторальный период сослужили хорошую службу в плане увеличения узнаваемости партии. По некоторым наблюдениям доверие некоторых предпринимателей к партии «Ак Жол» резко выросло на фоне экономического кризиса. Стоит ли говорить к какой партии доверие упало? «Ак Жолу» удалось не только позиционировать себя «партией бизнеса», но и в определенной степени реально стать ей, не подлежит сомнению.
КНПК. Предвыборная кампания КНПК запомнилась экспертам как самая нестандартная. Напомню, что и на прошлых парламентских выборах партия выделилась именно яркой запоминающейся агитацией. Похоже , что безбоязненное применение различных политтехнологий становится визитной карточкой партии коммунистов, опровергая уже ставший архаичным имидж партии пенсионеров. Поллитехнологи предвыборного штаба КНПК пошли на весьма рискованный шаг в акции уничтожения видеокассет трактором. Но самого главного они добились: упоминаемость партии резко возросла. Под занавес выборной кампании коммунисты “выстрелили” запоминающимися акциями: полёт воздушного шара и автопробег в Караганде, парапланеристы с партийным флагом в алматинском небе и одновременным запуском голубей в нескольких регионах. Предвыборная кампания КНПК в общем строилась на трех составляющих: 1) пиар-акции -флешмобы и т.д., 2) активность в социальных сетях и 3) применение традиционных для Казахстана методов агитационной работы: расклейка и раздача агитматериалов, поквартирные обходы и встречи с избирателями. Выборная стратегия партии уже была апробирована на президентских выборах 2015 года и заключалась в традиционных для коммунистической идеологии идеях интернационализма и социальной справедливости, которая получила в условиях экономического кризиса отклик среди широких слоев населения. Антизападная риторика также нашла понимание у части электората, как и поддержка интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза. Нетрудно заметить, что коммунисты прекрасно осознают социально-психологический портрет своего базового и потенциального избирателя, не забывая учитывать тесные внешнеполитические отношения, традиционно установившиеся между Казахстаном, Россией и коммунистическим Китаем. Вместе с тем мы видим целенаправленные действия КНПК на расширение своего влияния среди молодежи и предпринимательского класса. Эти направления носят характер среднесрочной перспективы. Особо следует подчеркнуть агитационную работу партии в социальных сетях. Именно КНПК стала первой в Казахстане партией, которая стала использовать интернет и социальные сети в качестве важного агитационного ресурса. Ну и естественно, что без активной работы депутатской фракции и региональных комитетов партии по решению актуальных проблем населения в межэлекторальный период, достичь желаемого результата было бы невозможно.
“Ауыл”. В преддверии активной фазы избирательной кампании партии “Ауыл” делались прогнозы о том, что она может составить достойную конкуренцию парламентским партиям и даже преодолеть семипроцентный барьер для прохождения в Мажилис. В пользу данного предположения говорили следующие факторы: 1) давно известный партийный бренд в силу своего названия привлекательный для сельских жителей; 2) наличие в партийном списке опытных хозяйственников и достаточно известных людей; 3) очень грамотно составленная предвыборная платформа, делающая акцент на проблемах фермеров. Однако сама агитационная кампания “Ауыла” прошла на удивление бледно: предвыборные штабы почему-то свою активность развили именно в городах, а не в сельской местности. Напрочь отсутствовали яркая подача агитационных материалов, привлечение внимания населения путем громких, запоминающихся заявлений и пиар-акций, выборных политтехнологий. Ощутимо чувствовалась острая нехватка партийного актива и опытных агитаторов, что говорит о низком уровне организационно- партийной работы. Вероятно, именно эти недостатки не позволили партии «Ауыл» привлечь к себе внимание и симпатии потенциального электората.
ОСДП. От политической организации, уже давно позиционирующей себя как единственную оппозиционную партию в Казахстане, конечно же, ожидали большего. В первую очередь сам сегмент протестно настроенного электората. В тоже время политические эксперты были изначально настроены крайне скептически по отношению к парламентским перспективам ОСДП. Во-первых, начиная с парламентских выборов 2012 года партия пребывала в своеобразном политическом анабиозе, изредка прерываемым одиночным заявлением по какой-либо теме лидера Жармахана ТУЯКБАЯ и, как правило, не получая общественного резонанса. Во-вторых, большой ошибкой партии был бойкот президентских выборов 2015 года. В-третьих, внутрипартийные разборки отрицательно сказались на имидже партии. В-четвертых, партия так и не сумела консолидировать вокруг себя весь оппозиционный лагерь, то есть, выиграв в определенном смысле статус «единственной оппозиционной партии», ОСДП не стала таковой фактически. В-пятых, совокупность всего вышесказанного привела к существенной дезорганизации в работе региональных филиалов социал- демократов и резкому падению численности партийного актива.
В преддверии и ходе самой предвыборной кампании партия допустила несколько достаточно весомых промахов: это заявление лидера ОСДП, в котором он подверг критике концепцию единой казахстанской нации, основанной на гражданстве, выдвинув вместо этого принцип этничности в качестве главного фундамента формирования политической нации. Тем самым собственноручно была отторгнута от партии большая часть русскоязычного протестно настроенного электората. Дополнительным фактором отторжения стало появление в партийном списке ОСДП националистически ориентированных лиц, своеобразно понимающих принципы социал-демократии, вернее, не имеющих об этом представления. Вообще партийный список ОСДП был построен по не совсем понятному принципу: в нём оказались люди достаточно полярных политических взглядов, что вновь привело к открытому конфликту, вызванному проевразийскими взглядами Петра Своика.
Попытка ОСДП активизироваться в социальных сетях носила сумбурный и противоречивый характер, принеся больше вреда, чем пользы. Малочисленность и некоторая пассивность партийных агитаторов, дефицит запоминающихся пиар-акций, раздвоенность политической линии привели к плачевному, но закономерному результату.
“Бирлик”. Сам факт того, что партия «Бирлик» включила в свой список только восемь кандидатов уже свидетельствовал о том, что политическая организация не строит пока амбициозных планов и выступает на данных парламентских выборах в скромном качестве статиста. Все предыдущие годы данное общественное объединение не подавало признаков разумной или хотя бы какой-то политической жизни, поэтому неудивительно, что в обществе партия не пользовалась ни известностью, ни популярностью. Предвыборная работа «Бирлика» ограничилась расклейкой агитационных материалов в специально отведенных местах и на этом успешно почила в объятиях Морфея. Та программа, с которой партия вышла к избирателю не внушала особых симпатий, так как имела достаточно отстраненный характер и не затрагивала наиболее актуальных проблем и вопросов, волнующих казахстанцев. Сейчас трудно судить, есть ли у этой партии потенциал, и какая судьба ждет её в дальнейшем. Будущее «Бирлика» зависит прежде всего от успешного ребрендинга партии.
Подытоживая, стоит сказать, что никакая самая яркая предвыборная кампания, харизматичные лидеры и популистская программа не могут заменить активной работы с населением в межэлекторальный период. Есть старая, проверенная временем истина: готовиться к выборам следует не за день до объявления их начала, а на следующий день после завершения предшествующей избирательной кампании. Именно фактор систематической взаимосвязи с населением, решения или даже простого будирования социально значимых вопросов и проблем стал определяющим для успешного преодоления 7 % барьера в Мажилис Парламента Казахстана для парламентских партий. Прохождение в высший законодательный орган страны «Нур Отана», «Ак жола» и КНПК – это закономерный итог парламентских выборов 2016 года.
Источник газета «Трибуна.Коммунист Казахстана»
№112 от 23 марта 2016 г.
Источник - vmeste.com