17
Июнь

Предпринимательский кодекс



Вступивший в текущем году в действие Предпринимательский кодекс (ПК) вобрал в себя лучшие передовые практики стран ОЭСР, включая США, Германии, Франции и стран-членов ЕАЭС, в частности – России. Но уже сейчас поступают предложения о внесении изменений. Любые попытки отступить от прогрессивных норм конкурентности будут жестко пресечены парламентариями, заверяет депутат Мажилиса Парламента Азат Перуашев. Приветствуется только их внедрение в правоприменительную практику.
Ирина Лис

Предпринимательский кодекс выделяет в отдельную категорию соглашения между конкурентами, которые подпадают под абсолютные запреты – per se. Эти картельные соглашения – наиболее серьезный и опасный вид соглашений между конкурентами, негативные последствия которых на рынок презюмируются и требуют отдельного доказывания.
– К картелям относятся и такие априори антиконкурентные соглашения, как ценовые сговоры, договоренности о разделе рынка между конкурентами, об ограничении выпуска продукции, коллективный бойкот или некачественное предложение цены на торгах, – поясняет Азат Перуашев. – Все эти основные виды картелей, отмеченные в практиках ОЭСР, внесены в Предпринимательский кодекс РК. В целом можно отметить баланс полномочий и ответственности между госорганами и участниками рынка, сформированный в рамках ПК.
Несмотря на короткое время, прошедшее с момента вступления ПК в силу, антимонопольный орган уже сегодня предпринимает попытки ревизировать выработанные положения для неоправданного усиления своих полномочий.
– На рассмотрение в Парламент поступил новый законопроект о внесении изменений в законодательство по вопросам конкуренции, в котором целый ряд норм направлен на пересмотр достигнутого в ПК баланса интересов, – констатирует Азат Перуашев. – Предлагается установить новый вид картеля, в виде «ограничения доступа на товарный рынок или устранения с него других субъектов рынка в качестве продавцов (поставщиков) определенных товаров или их покупателей».
Бизнес категорически не согласен с таким подходом, поскольку его применение может привести к признанию антиконкурентными не только негативных, но и положительных практик по совместному созданию конкурентами уникальных инновационных продуктов.
– Такие действия не могут и не должны ограничиваться по умолчанию, более того, подобного определения картелей нет ни в странах ОЭСР, ни в странах ЕАЭС, – акцентирует внимание Азат Перуашев. – Считаем, что такое предложение антимонопольного органа может привести к серьезному барьеру развития рынков и предпринимательства в Казахстане.
В ПК зафиксирована необходимость установления четырех признаков согласованных действий: общий экономический интерес всех участников согласованных действий, отсутствие факторов, указывающих на самостоятельность принятия решений, то есть обстоятельств, в равной мере влияющих на участников рынка, взаимообусловленность действий нарушителей.
Все эти признаки требуют экономического анализа, а во многих случаях даже построения экономических моделей возможного поведения участников рынка.
– Однако в проекте изменений в ПК, поступившем в Парламент, антимонопольный орган предлагает дополнить текст Кодекса пятым признаком согласованных действий, который, по нашему мнению, не проясняет и не способствует выявлению согласованных действий, – подчеркивает Азат Перуашев. – Между тем в практике стран ОЭСР одним из главных признаков согласованности действий принято считать информационный обмен участников рынка. Поэтому внесение в качестве дополнительного признака согласованных действий «информационного обмена между конкурентами» имело бы более обоснованное значение.
Действующие положения ПК говорят о состоявшемся смещении фокуса от формального подхода при признании согласованных действий в сторону доказывания.
– Мы ожидаем, что нормы ПК, вступившие в силу с начала 2016 года, приведут к переменам и в правоприменительной деятельности в части углубления экономического анализа по делам о согласованных действиях, – обращает внимание Азат Перуашев. – И попытка ревизировать их уже в начале применения может свидетельствовать либо о нежелании проведения кропотливой работы и стремлении подменить ее административными и бюрократическими рычагами, либо о неспособности уполномоченного органа к качественному экономическому анализу ситуации.
Новое предложение антимонопольного органа о применении качественных характеристик и при рыночной доле субъекта более 50 процентов для целей определения доминирования, по мнению парламентариев, избыточно.
– Мы будем настаивать на сохранении достигнутого прогресса в отношении применения основных качественных характеристик при определении доминирования, – высказывает твердую позицию Азат Перуашев. – И вносимые сейчас госорганами предложения изменить этот подход мы рассматриваем, как крайне негативные попытки вернуться к консервативным формальным методам, создающим условия для произвольного толкования ситуации контролирующими органами со всеми вытекающими последствиями.
Для дальнейшего следования современному тренду необходимо существенное совершенствование методов экономического анализа. Для этого целесообразно повышать уровень экономической экспертизы самого регулятора, привлекать независимых экспертов для обеспечения объективности в оценке товарных рынков, отраслей, конкретных бизнес-моделей…
– Подытоживая сказанное, следует отметить, что положения Предпринимательского кодекса носят прогрессивный характер и сближают законодательство Казахстана с лучшими мировыми практиками, – подводит итог Азат Перуашев. – В то же время хочется надеяться, что тренд на более прогрессивное и современное антимонопольное регулирование будет продолжен и самое главное – найдет свое отражение и в правоприменительной практике.

Источник - dknews.kz