Как заставить предпринимателей платить налоги?
Министерство национальной экономики обещает вывести из тени недобросовестных предпринимателей. Выступая на пленарном заседании с докладом о законопроекте по вопросам налогообложения и таможенного администрирования в среду, 26 октября, министр национальной экономики Куандык БИШИМБАЕВ рассказал, что поправки предполагают поэтапное снижение порога по НДС с 2017 года, но платить его придется даже субъектам малого и среднего бизнеса.
Когда обсуждаются поправки в законодательство, касающиеся интересов бизнес-среды, оживают даже вечно дремлющие депутаты на последних рядах зала пленарного заседания.
Это тот редкий случай, когда депутаты могут выступать и задавать вопросы, не заглядывая в шпаргалки. Каждый знает, какие есть преференции для бизнеса в той или иной сфере и что мешает увеличению капиталов.
Он терпеливо отвечал на каждый вопрос и объяснял, что для того, чтобы вывести предпринимателей из тени, придется поэтапно снижать порог НДС, но ценой устранения налоговых послаблений для малого и среднего бизнеса.
Депутат от фракции «Ак жол» М. КАЗБЕКОВА никак не могла взять в толк, с какой стати предприниматели, скрывающие свои доходы сейчас, вдруг захотят выдавать клиентам чеки и платить НДС после вступления в силу обсуждаемых поправок?
- Вы рассказали, какие блага будет иметь малый бизнес после снижения порога НДС и посчитали, сколько получит бюджет — 260 млрд тенге — после увеличения налоговой нагрузка на добросовестных предпринимателей. Сегодня по вашему проекту любое предприятие, которое имеет оборот 2-3 млн, уже будет плательщиком НДС. Какая доля экономики сейчас в тени? - спрашивала Казбекова.
- Мы должны понимать, у нас самый низкий уровень НДС и один из самых низких порогов по постановке на НДС. То есть таких порогов ни в одной развитой стране вы не встретите. Если до корректировки курса это было 64 млн тенге, то сегодня - 200, - ответил Бишимбаев. - Эти предприятия и составляют теневую экономику.
- Нет! Не то, не то, - замахали руками депутаты вместе с самой Казбековой, готовой уже выпрыгнуть из своего кресла, чтобы добиться желаемого ответа от министра.
- 2-3 млн, я говорила, оборот в месяц. Ваши 64 миллиона — это 5-6 млн в месяц. Оборот такой имеет, извините меня, любое кафе. Вы этот порог делаете 2-3 млн. Сколько процентов у нас в теневой экономике? У нас 40% вообще не платят налог. Вы вот живете в Астане. Любой налоговик придет в любой торговый центр. Там больше половины бутиков не выбивает чеки. Как вы будете администрировать? Вот ваши дополнительные резервы, - нервничала депутат.
- Для того, чтобы они платили и выбивали чеки, надо сначала чтобы они регистрировались для цели постановки на НДС. Только после этого у них появится необходимость становиться на регистрацию, - стоял на своем министр.
- Неправильно, неправильно, — загудели парламентарии.
- Что касается 2-3 млн… У нас сейчас 64 млн в год - это 5-6 млн в месяц . Мы считаем, что треть нашей экономики находится в ненаблюдаемой зоне, - совсем растерялся Бишимбаев.
- Какие меры? Давай, конкретно переходи, — не вытерпел теперь уже спикер палаты Нурлан НИГМАТУЛИН.
- Мы снижаем порог по НДС, начиная с 2018 года. С текущего уровня 30 МРП до 25 МРП. Еще 8 510 субъектов станут плательщиками НДС в результате этого снижения после 2018 года. В 2019 году, когда порог снизится до 20 МРП, дополнительно 6 тысяч субъектов встанут на регистрационный учет. В 2020 году , когда порог снизится до 15 МРП, плательщиками НДС дополнительно станут 19 тысяч субъектов. Таким образом, мы захватываем из 69 тысяч субъектов плательщиков НДС, которые сегодня в Казахстане зарегистрированы. Мы еще 50 % за счет данных поэтапных мер включим в реестр налогоплательщиков, - в очередной раз объяснил министр.
О дополнительных мерах по улучшению налогового администрирования Куандык Бишимбаев так ничего и не сказал - то ли от того, что об этом речь пока не идет, то ли от того, что вопрос собираемости налогов больше относится к компетенции Министерства финансов.
И все-таки лидер акжоловцев Азат ПЕРУАШЕВ не упустил шанс раскритиковать инициативу Бишимбаева о снижении порога НДС.
- Настораживает уверенность господина министра в том, что снижение порога НДС - это панацея от всех бед, от теневой экономики, для поддержки малого и среднего бизнеса. На самом деле снижение порога НДС означает увеличение нагрузки на малый бизнес и абсолютно не сокращает оборот теневой экономики. Вы просто заставляете платить еще больше тех, кто и так платит, а для тех, кто не платил, вы методов так и не предложили, - заметил в своем выступлении Перуашев.
Интересы банков важнее проблем малого бизнеса
Вместе с тем, обсуждаемый в парламенте законопроект предполагает сохранение налоговых льгот и некоторые преференции для банков второго уровня.
- Налоговые льготы банковскому сектору вы сохраняете. Это было бы оправдано, если бы банковский сектор приносил большие доходы в бюджет. Но это не совсем так. Например, в прошлом году, несмотря на всевозможную господдержку из Нацфонда и Пенсионного фонда, банки уплатили налогов меньше, чем сельское хозяйство или обрабатывающая промышленность. В общих доходах республиканского бюджета в 2015 году доля налогов от банков составила всего 0,2 %. Изменилась ли эта тенденция сегодня? - спросила министра депутат Екатерина НИКИТИНСКАЯ.
- Доля банковского сектора не выросла. Но без этих норм очистка балансов банков для них же самих в случае прощения различного вида, штрафов, пени, списании или предоставления скидок при передаче проблемных кредитов она, на самом деле, будет для банков затратной. Так как при осуществлении операций они вынуждены будут дополнительно уплачивать в бюджет налог — налог на доход, которого по факту не существует, и это будет мешать им создавать стимулы, чтобы такую деятельность не осуществлять. Поэтому здесь мы заинтересованы, чтобы помочь банкам очиститься, убрать все барьеры которые мешают это сделать, чтобы банковская и финансовая система полноценно заработали, - ответил ей министр.
Заявкам на вопросы Куандыку Бишимбаеву не было конца. Депутаты один за другим стали спрашивать о бизнес-объектах в разных регионах страны; требовали объяснить, почему без льгот и преференций остаются те или иные предприятия. И тогда за министра вступился спикер палаты.
- У англичан есть пословица: «Из любви к ребенку главное - не задушить его в своих объятиях». Вот если мы говорим о конкурентоспособности, стремились в ВТО, сегодня в Евразийском союзе. (…) Надо помнить: мы в ВТО вошли. Наступит первое января 2018 года, поэтому к конкурентной среде всем надо готовиться, - сказал он коллегам.
Источник -
ratel.kz