02
Ноября

Кому и зачем выгодны столь гигантские, но бесполезные затраты из кармана налогоплательщиков? – депутаты «Ак жола» подняли проблему неоправданных рисков размещения МЦПС «Хоргос» в русле селеопасной реки

2 ноября 2016 года, пресс-служба ДПК «Ак жол»
Сегодня в ходе пленарного заседания депутаты «Ак жола» подняли проблему неоправданных рисков размещения МЦПС «Хоргос» в русле селеопасной реки – запрос фракции на имя Премьер-Министра Сагинтаева озвучил Ерлан Барлыбаев.



«7 октября т.г. Комитет по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса провел выездное заседание на базе МЦПС «Хоргос», реализуемом по инициативе Главы государства и на основании договорённостей с руководством КНР, говорится в запросе. - Как смогли убедиться наши коллеги, в районе проведена большая работа: построены железнодорожная станция «Алтынколь» и Сухой порт «Восточные ворота»; завершается строительство автодороги «Алматы – Хоргос», которая служит стартовым участком международного коридора «Западная Европа – Западный Китай» и важной частью Государственной программы «Нұрлы Жол».



Но возведение самого МЦПС «Хоргос» вызывает серьезные опасения, так как казахстанская часть Центра расположена в русле селеопасной реки Хоргос.
Ежегодно из-за селевых потоков на этой реке создается реальная угроза объектам МЦПС. Как сообщили представители Комитета по чрезвычайным ситуациям МВД, с начала реализации проекта селевые потоки уже как минимум дважды смывали строящиеся объекты, включая сами защитные дамбы.
В этой связи, КЧС МВД планирует возведение сети сооружений, включая усиленную плотину «Чукурбулак», которые на первый взгляд выглядят обоснованно.
«Однако последние годы глобальные изменения климата всё чаще демонстрируют неуправляемость природных стихий и возрастающие масштабы разрушений по всему миру, - отметил Барлыбаев. - Исходя из этого, никакое, даже самое мощное сооружение, возведённое человеческими руками, не сможет гарантировать 100%-ную защиту от природных катаклизмов. Понимать это и продолжать возводить МЦПС на участке, подверженном такому риску, не совсем оправданно. Тем более, когда этот риск очевиден.
Наверно, не случайно китайская часть МЦПС находится в более безопасном месте - вне русла реки Хоргос и на 3 метра выше её уровня».
Депутат напомнил, что эта проблема неоднократно поднималась и средствами массовой информации. Так, газета «Караван» в 2011-2012 годах, опираясь на оценки главного инженера института «КазГидропроект» Владимира Шикунова, заместителя директора института гидрогеологии Петра Плеханова, заведующего лабораторией гляциологии института географии Туребека Токмагамбетова и других экспертов, прямо указывала на существовавший запрет строительства в русле селеопасных рек, неоправданную дороговизну и тщетность селезащитных сооружений на реке Хоргос, а также на необходимость переноса МЦПС на более безопасный участок.
«В пользу пересмотра места расположения МЦПС говорят и финансовые расчёты: так, на возведение селезащитного комплекса требуется 56 млрд.тг. бюджетных средств. Тогда как сумма всех бюджетных затрат на строительство самого МЦПС составляет 46 млрд.тг., т.е. на 10 млрд меньше!  Считаем такие затраты экономически нерациональными, - считают в «Ак жоле». - И даже при них нет 100%-ной гарантии безопасности МЦПС и сохранности вложенных в него нынешних и будущих инвестиций».
Кому и зачем выгодны столь гигантские, но бесполезные затраты из кармана налогоплательщиков? – задаются вопросом депутаты
 
«Акжоловцы» уверены, что человеческие, финансовые и репутационные риски для Казахстана, даже при минимальной доле вероятности разрушительного селя на МЦПС, перевешивают все возможные выгоды от его строительства на нынешнем месте, и, возможно даже хорошо, что наша часть МЦПС всё ещё находится в зачаточном состоянии и ещё не прошла «точку невозврата».
 
В этой связи депутаты фракции просят Правительство:
1.     Изучить целесообразность переноса МЦПС на другой участок, где его строительство не будет связано с такими высокими рисками и затратами на селезащитное сооружения.
2.     До принятия решений прекратить возведение селезащитных сооружений на реке Хоргос, как неадекватно дорогих, даже по сравнению со всеми государственными затратами на строительство самого МЦПС.
Парламентская фракция ДПК «Ак жол» продолжает работу по реализации предвыборной программы.

www.nomad.su