10
Апрель

«Секретное» уголовное дело по 8 банкам Казахстана

Но предположительно, речь идет о выводе капитала за рубеж. Нацбанк не сообщает подробностей, но есть и другие источники.

В январе 2017 года председатель партии «Ак жол», депутат мажилиса Азат Перуашев сделал запрос в Национальный банк по поводу ситуации с активами ЕНПФ и отзывом лицензии у «Казинвестбанка». Тогда Азат Перуашев, выступая на пленарном заседании в мажилисе, заявил, что в конце 2016 года, в период между отзывом лицензии и приостановлением операций по депозитам, из банка было выведено порядка 180 млрд тенге. В телефонном интервью с корреспондентом медиапортала 365info мажилисмен объявил, что ответ Нацбанка на депутатский запрос получен. Но его содержание вызвало больше вопросов, чем ответов.

— Мы сейчас готовим очередной депутатский запрос в Нацбанк по распределению средств, выделенных на поддержку банковского сектора. Каким конкретно банкам, по каким критериям и все прочее, — пояснил Азат Перуашев.

Анонимка частично подтвердилась

 

Примерно в это же время в редакцию нашего медиапортала прислали анонимку любопытного содержания. Автор, явно сведущий в делах финансового сектора,  указывает в ней на состояние дел на подотчетной Нацбанку вотчине с указанием списка из 8 проблемных банков:

·  якобы осенью 2016 года в Акорду поступила докладная записка Данияра Акишева о том, что акционеры средних казахстанских банков, в числе которых был и упомянутый выше «Казинвестбанк», выводят деньги за рубеж. А также выдают бюджетные средства аффилированным компаниям на льготных условиях. Начата проверка;

·  именно она вызвала отток клиентской базы из «Казинвестбанка», что привело в итоге к дефолту и прекращению работы банка;

·  что общая сумма оттоков из 8 фигурирующих в списке банков составила около 400 млрд тенге именно после начала проверки.

Недолго думая и памятуя о том, как размыто Нацбанк отвечает на конкретные журналистские вопросы, медиапортал 365info направляет письмо в партию «Ак жол» с просьбой инициировать депутатский запрос по фактам, указанным в анонимке.

«Проверка деятельности 8 банков на предмет соблюдения норм законодательства Республики Казахстан при осуществлении банковской деятельности проведена специалистами Национального Банка  на основании постановления руководителя следственно-оперативной группы – и. о. заместителя руководителя Управления Следственного департамента Национального бюро по противодействию коррупции Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции (далее – Нацбюро) по уголовному делу, — говорится в ответе регулятора на факты, изложенные в анонимке». —

«Проверка на местах (непосредственно в банках второго уровня) проведена в период с 18 октября по 19 декабря 2016 года

По итогам проверки сотрудниками Национального Банка составлены заключения специалистов. Указанные заключения после доработки и согласования с органом следствия были направлены в Нацбюро 28 декабря 2016 года и 5 января 2017 года по мере их готовности».

Дефолт «Казинвестбанка»

Это значит, что уже минимум полгода в отношении 8 банков расследуется уголовное дело, но широкой общественности о его сути ничего неизвестно. В том числе и крупным вкладчикам «Казинвестбанка», которые, поняв безнадегу с выводом своих денег, прямиком побежали к депутатам. Те задались вопросом: как регулятор мог «прощелкать» рост проблемных кредитов в банке до 80% и только тогда начать процесс приостановления его деятельности?

Нацбанк в ответе на данные из анонимки утверждает, что отток депозитов из «Казинвестбанка» начался задолго до проверки в связи с уголовным делом и принятия решения о приостановлении действия лицензии. Решение об этом было принято 28 октября 2016 года, а вступило в силу 1 ноября.

«Снижение депозитов клиентов банка с ноября по 26 декабря 2016 года составило порядка 32,7 млрд тенге», — говорится в письме регулятора. —

«При этом снижение депозитов клиентов в октябре 2016 года, то есть до приостановления действия лицензии банка, составило более 120 млрд тенге.

К моменту принятия решения об отзыве лицензии размер высоколиквидных активов банка составлял порядка 1 млрд тенге против 170 млрд тенге обязательств, в основном перед квазигосударственным сектором и ЕНПФ. Именно неплатежеспособность банка стала основанием для отзыва лицензии».

Это уже не первый случай, когда регулятору приходится догонять далеко ушедший поезд. Точно таким же образом Нацбанк «проморгал» странную сделку ЕНПФ с ТОО «Бузгул Аурум» на 5 млрд тенге, по поводу которых сейчас расследуется уголовное дело.

     Источник - 365info.kz