Уважаемый Нурлан Зайруллаевич, уважаемые коллеги.
В последние годы основной движущей силой экономического роста всё чаще становятся отрасли, оказывающие услуги: так, рост ВВП в 2016г. на 1%, обеспечила главным образом программа инфраструктурного строительства «Нурлы жол», и примерно одну сотую процента дали сельское хозяйство и транспорт. Но и тут не всё гладко: из 4 целевых индикаторов по Программе развития агропромышленного комплекса, в 2016 году не был достигнут ни один показатель.
Причиной неисполнение индикаторов, связанных с субсидированием субъектов АПК, указано значительное недофинансирование из бюджета, тогда как, например, на финансирование Казахско-Венгерского фонда инвестиций холдингу «КазАгро» в прошлом году было выделено 1 млрд 850 млн тг, а в текущем году выделяется еще около 1,5 млрд., но ни один проект этим фондом до сих пор не профинансирован.
А на вопрос депутатов фракции «Ак жол» о размере инфляционной составляющей в номинальном приросте сельского хозяйства, нам прислали данные о сельхозпродукции в действующих ценах, а также индексы цен на мебель, посуду, столовые приборы и т.п.
Это свидетельствует о формальном отношении к работе с парламентом и низком уровне аналитики в министерствах сельского хозяйства и национальной экономики, в части оценки реальной ситуации в отраслях.
Отчёты должны не ограничиваться констатацией фактов, а содержать анализ причин сложившихся тенденций. У депутатов должны быть возможности оценить, в какой степени ситуация является объективной, а в какой она вызвана недостатками работы должностных лиц министерств и ведомств.
Кроме того, пора уже не на словах, а на деле вводить персональную ответственность руководителей госорганов за недостижение ключевых показателей госпрограмм. Эти предложения наша фракция вносит при каждом обсуждении бюджета и отчётах министров, но воз и ныне там.
Сократился вклад производственного сектора в рост экономики (на 1,1%).
Наиболее тревожно выглядит машиностроение, где индекс физического объема упал сразу на 15%. Но удручают не только объёмы падения, а то, что это происходит в отрасли, определяющей технологический и инновационный уровень всей экономики.
Да, в конце прошлого года Мажилисом, Правительством и министерством инвестиций и развития были предприняты важные усилия в поддержку автомобилестроения. Тем не менее, очевидно, что эта работа проводится с большим опозданием от реалий ВТО и ЕАЭС.
Недостаточное внимание к отрасли наглядно проявляется по объёмам инвестиций, которые при общем росте на 5%, - в машиностроении сократились на 3,3%, включая и снижение банковского кредитования сектора.
Считаем, что помимо мер поддержки банковского сектора, пора стимулировать и его инвестиционную активность, например, через внедрение повышенного налогообложения доходов банков от спекулятивных операций и снижение налогов и провизий на кредитование производственной деятельности бизнеса.
Кроме того, начиная с 6 ноября 2013 г. фракция 'Ак жол' многократно выступала против исключения из законодательства преференций для казахстанских производителей. Тем не менее, по инициативе правительства из закона 'О госзакупках' были изъяты как понятие 'казахстанского производителя', так и само 'казахстанское содержание'.
Результаты не заставили себя ждать: по данным Министерства инвестиций и развития, в 2016 году доля местного содержания снизилась по всем направлениям, за исключением закупок услуг недропользователей. А по услугам системообразующих предприятий падение казахстанского содержания составило целых 32%!
6 ноября 2016 года фракция «Ак жол» предложила ряд альтернативных мер по поддержке отечественных производителей и местного содержания, в том числе из практики ВТО. Напомним, что 3 сентября 2012 г. Президент сказал следующее, цитирую: «Все страны мира поддерживают своего производителя. Этот опыт важен для нас. Поручаю Правительству… проанализировать мировую практику и выработать собственную модель поддержки казахстанских товаропроизводителей» - цитата окончена.
Наши предложения не были поддержаны Правительством, но и других эффективных мер, как видим, выработано не было.
Фракция «Ак жол» постоянно настаивает и на внедрении заместительных мер поддержки отечественного бизнеса в рамках ВТО, по опыту стран ОЭСР.
Так, в странах Евросоюза и ОЭСР действуют пониженные налоговые ставки для товаров народного потребления на внутреннем рынке. Этот инструмент позволяет поддерживать малый и средний бизнес, работающий в пищевой, лёгкой, фармацевтической промышленности, производстве детских товаров, бытовой техники и бытовой химии и т.д. Кроме того, он снижает импортозависимость внутренних рынков и смягчает для населения влияние инфляции, потому что люди оценивают инфляцию не по цифрам статистики, а по ценам в магазинах.
В этой связи фракция 'Ак жол' с ноября 2012 г. по 2 ноября 2016 г направила около десятка депутатских запросов Правительству с предложением по рпимеру стран ОЭСР и Евросоюза ввести пониженные ставки НДС на потребительские товары.
Это непросто понять чиновникам, но экономически правильно: не могут облагаться одинаковыми налогами продукция промышленного назначения и товары для населения, как до сих пор делается у нас. Не случайно Президент призывает общество к открытости сознания: учиться лучшей практике и смело отказываться от косных норм, мешающих развитию.
Но и в предыдущие годы правительство отвечало отказами, и в нынешнем отчёте об этом ничего не сказано, хотя недавно были презентованы подходы к новому налоговому кодексу.
В соответствии с Посланием Президента РК «Третья модернизация Казахстана» особое значение отводится оценке эффективности квазигосударственного сектора. По данным Счетного комитета количество рентабельны субъектов квазигосударственного сектора в 2016 г. по сравнению с 2015 г. снизилось сразу на 19,1%.
Коэффициент рентабельности активов (ROA) АО «ФНБ Самрук-Казына» снизился до 2,6% в 2016 г. Показатели АО «НУХ КазАгро» и АО «НУХ Байтерек» ещё хуже.
Эта неэффективность очевидна при сопоставлении бюджетных вливаний в квазигоссектор и ответного поступления дивидендов в бюджет. В прошлом году из бюджета госхолдингам и нацкомпаниям было выделено 304 млрд тг, а в обратно в бюджет поступило 36 млрд - т.е. в 9 раз меньше! Это не взаимовыгодное сотрудничество, а банкет за государственный счёт.
И при этом по итогам 2016 г. на счетах субъектов квазигосударственного сектора остаются неиспользованными огромные суммы, которыми они распоряжаются в обход правительства и парламента. Так, по данным Счётного комитета, только у холдинга «Байтерек» числится 1,5 трлн.тг так называемых «временно свободных средств», которые размещены на счетах и в ценных бумагах банков, при том, что холдингом не выполняются условия по инвестированию новых проектов за счёт средств, освобождённых от выплаты дивидендов на госпакет акций.
Например, для гарантирования долевых вкладов за счет целевого трансферта из Национального фонда холдингу в 2016 году были выделены 10 млрд. тенге, из которых гарантии были оформлены только на 2,5 млрд.тенге.
Фактически все эти деньги остаются в распоряжении «Байтерека», так как гарантии – это обязательства, которые только могут возникнуть в будущем, а могут и не возникнуть вообще.
В текущем году предусмотрено дополнительно ещё 10 млрд. тг на те же цели.
Таким образом, запросив и получив из бюджета 20 млрд.тенге на поддержку жилищного строительства, «Байтерек» может использовать их по собственному усмотрению. Кстати, и у других госхолдингов ситуация отличается не сильно.
Помимо того, субъекты квазигосударственного сектора получают из ЕНПФ и Нацфонда средства путем размещения средне- и долгосрочных ценных бумаг по выгодным процентным ставкам. Продолжается и их льготное кредитование различными государственными программами.
Всё это не может не вызывать вопросов о границах столь вольного распоряжения госсредствами в нынешний непростой период.
Такая расточительность особенно вопиюща на фоне удручающих тенденций в предпринимательстве: так, несмотря на усилия палаты предпринимателей, по данным налоговых органов в 2016 году число прибыльных предприятий сократилось на 9,1%, а число убыточных - возросло почти на 75%. Общая сумма налогооблагаемого дохода уменьшилось на 20,9% (1855,9 млрд.тг.), сумма убытков бизнеса возросла в 6 раз и составила – подумайте только! – 7 трлн 220 млрд.тг. Это сумма сопоставимая с республиканским бюджетом.
Исходя из этих цифр, просто создав условия для рентабельной работы бизнеса, правительство могло бы больше ни о чём не беспокоиться, не просить средств из Национального фонда, и не рисковать накоплениями казахстанцев, распыляя деньги ЕНПФ по сомнительным банкам.
Вот над чем нам все нужно работать, а не бесконечно кормить госпредприятия
По идее, создание сектора квазигосударственных компаний подразумевало их работу на рыночных принципах, т.е. из собственной прибыли.
Поэтому считаем, что вцелях повышения эффективности госинвестиций следует ввести в практику возврат государству сумм, не используемых госпредприятиями по назначению, включая полученные проценты по депозитам, и начисление пени за подобные манипуляции.
Кроме того, как и 7 инюня 2016 года, фракция «Ак жол» в очередной раз предлагает включить в республиканский бюджет, подлежащий рассмотрению и утверждению Парламентом, раздел по бюджетам национальных холдингов и компаний, с обязательным отчётом об их исполнении.
В целом, Счётным комитетом по итогам 2016 г. выявлено неэффективное использование 268 млрд.тг. Но если для госслужащих установлена ответственность за нарушения с бюджетными деньгами вплоть до уголовной, то в отношении должностных лиц квазигоссектора не предусмотрена даже административная ответственность. Максимум что грозит при миллиардных «погрешностях» - это дисциплинарное наказание, например, выговор.
Это еще раз подтверждает необходимость разработки закона, устанавливающего меры административной и даже уголовной ответственности за злоупотребления в распоряжении огромными средствами, доверенными государством. Фракция «Ак жол» неоднократно вносила такие предложения, например, при обсуждении Отчёта правительства 7 июня прошлого года.
Сегодня такой законопроект готовится Минфином, мы участвуем в его разработке, но и там видим столкновение ведомственных интересов, которое отодвигает на задний план задачу наведения порядка в государственном секторе экономики.
И ещё один момент: при утверждении аналогичного отчёта правительства 17 июня 2016, фракция 'Ак жол' отмечала, что последние пять лет в структуре доходов республиканского бюджета прослеживается устойчивая тенденция замещения налоговых поступлений - трансфертами из Национального фонда и нижестоящих бюджетов. Мы призывали правительство бережно относиться к Национальному фонду и не проедать то, что не заработано, а принадлежит будущим поколениям казахстанцев.
К сожалению, наши призыв не залазить в Нацфонд по каждому поводу - так и не были услышаны. Более того, произошло значительно увеличение сумм трансфертов из Нацфонда на 399 млрд.тг, или сразу на 16%. На сколько лет хватит средств Нацфонда при таких тенденциях?
В наиболее успешном Нефтяном фонде Норвегии допускается расходование средств только из суммы чистого инвестиционного дохода, не затрагивая сам капитал Фонда.
Полагаем, что аналогичное требование - направлять на расходы бюджета только часть от чистой прибыли Нацфонда, - необходимо вводить и в нашем случае, причём как в отношение средств Нацфонда, так и в отношение средств ЕНПФ.
Если при этом учесть, что по итогам 2016 г. инвестиционный доход от управления Национальным фондом сложился отрицательным, т.е. привёл к убыткам на 155 млрд.тг., то совершенно ясно, что правительство закрыло бюджет 2016 года деньгами из основных средств фонда. В партии «Ак жол» считают необходимым законодательно ограничить такие возможности.
Национальный Фонд был создан президентом Н.Назарбаевым чтобы аккумулировать накопления, а не проедать их на текущие нужды.
Уважаемые коллеги.
Откровенно говоря, при обсуждении позиции фракции «Ак жол» по данному Отчёту Правительства, у нас состоялся бурный разговор на заседании фракции. Были разные предложения: не поддерживать Отчёт, поддержать с определёнными условиями и т.д.
Однако учитывая, что данный состав Правительства впервые заслушивается по итогам года – мы сочли возможным принять рассматриваемый документ.
В то же время, как отмечено выше, мы наблюдаем достаточно формальное отношение Правительства к депутатским запросам и конкретным предложениям фракции «Ак жол», большинство из которых не находит поддержки госорганов.
Это не может не настораживать.
Хочу заверить, что наша фракция настроена на позитивное сотрудничество с Правительством в интересах государства, общества и бизнеса Казахстана.
Думаю, мы вправе ожидать и адекватного ответного отношения к своим инициативам, тем более направленным на выполнение поручений Президента и решение актуальных проблем казахстанского общества.
Спасибо за внимание.