19
Июнь

Выступление А.Перуашева в ходе обсуждения Отчета Правительства и Счетного комитета по бюджету 2016 года на совместном заседании Парламента

19 июня 2017 года 
Құрметті Нұрлан Зайроллаұлы!
Құрметті әріптестер!
Бүгін Үкіметтің және Есеп комитетінің есептері Мемлекетіміздің басшысы Нұрсұлтан Әбішұлы Назарбаев  Астана Экономикалық Форумында айтқан бастамалармен салыстырылып талқылануы жөн.
Онда Президент, «экономикалық өсу – жиналған қайшылықтарды көбейтуге емес, оларды шешуге ықпал еткені абзал,» деп атап өткен болатын. Үкіметтің де жиналған проблемалар мен қайталана беретін қателіктерден құтылатын кезі келді.
Мысалы, Үкіметтің есептері фактілерді атап өтумен ғана шектелмей, пайда болған үрдістердің себептерін де талдауы маңызды. Депутаттарда бұл мәселелердің қаншама объективті екенін, не болмаса, ол лауазымды тұлғалар жұмысының кемшіліктерінен туындағанын бағалау мүмкіндігі болуға тиіс.
Мұндай бағалаудың заңды нәтижесі - министрліктер мен ведомстволар басшыларының мемлекеттік бағдарламалардың негізгі көрсеткіштеріне қол жеткізбегені үшін дербес жауапкершілігі болуы керек.
 
Уважаемые коллеги.
Отчёты правительства необходимо строить не только на формальных показателях ВВП страны, ущербность которых справедливо заметил Нурсултан Абишевич Назарбаев на Астанинском экономическом форуме.  Сегодня нужно видеть реальную картину, с учётом долгосрочного характера экономической деятельности правительства, его влияния на окружающую и бизнес-среду. Важным показателем работы Правительства в дальнейшем должен стать эконометрический коэффициент Джинни, характеризующий степень социального расслоения общества на богатых и бедных. И усилия Правительства должны быть направлены на повышение качества жизни и сокращение социального разрыва между богатыми и бедными, важнейшим инструментом которого выступают модернизация экономики и развитие малого и среднего бизнеса. 
  К сожалению, в представленных отчётах такая аналитика отсутствует, что свидетельствует о низком уровне  соответствующей работы в министерствах и, в первую очередь в Министерстве Национальной экономики, как органе, ответственном за комплексное и сбалансированное развитие отраслей народного хозяйства.  
В последние годы основной движущей силой экономического роста всё чаще становятся отрасли, оказывающие услуги: так, рост ВВП в 2016г. на 1%, обеспечила главным образом программа инфраструктурного строительства «Нурлы жол», и примерно одну сотую процента дали сельское хозяйство и транспорт. Но и тут не всё гладко: из 4 целевых индикаторов по Программе развития агропромышленного комплекса, в 2016 году не был достигнут ни один показатель.
Вклад производственного сектора, напротив, сократился на 1,1%. Наиболее тревожно здесь выглядит машиностроение, где индекс физического объема упал сразу на 15%. Но удручают не только объёмы падения, а то, что это происходит в отрасли, определяющей технологический уровень всей экономики.
Недостаточное внимание к отрасли наглядно проявляется по объёмам инвестиций, которые при общем росте на 5%, - в машиностроении сократились на 3,3%.
Как известно, с 2013 г. фракция 'Ак жол' многократно выступала против исключения из законодательства преференций для казахстанских производителей. Тем не менее, по инициативе правительства из закона 'О госзакупках' были изъяты понятия 'казахстанского производителя' и 'казахстанского содержания'.
В результате в 2016 году доля местного содержания снизилась по всем направлениям, за исключением закупок услуг недропользователей. А по услугам системообразующих предприятий, как следует из данных Счётного комитета, падение казахстанского содержания составило целых 32%!
Фракция «Ак жол» постоянно предлагает ряд заместительных мер по поддержке отечественных производителей: взять, например, наше неоднократное предложение о введении пониженной ставки НДС для товаров народного потребления по примеру стран ОЭСР. Этот инструмент позволяет поддерживать именно малые и средние предприятия, снижает импортозависимость и смягчает социальное восприятие инфляции, потому что люди оценивают инфляцию не по цифрам статистики, а по ценам в магазинах.
Но Правительство и в предыдущие годы не поддерживало нашу инициативу, и в нынешнем отчёте об этом ничего не сказано, хотя недавно были презентованы подходы к новому налоговому кодексу, где эта мера, на наш взгляд, просто обязана присутствовать.
Видимо, чиновникам трудно понять, что продукция промышленного назначения и товары для населения не могут облагаться одинаковыми налогами, как до сих пор делается у нас. Это экономически неправильно.
Также необходимы изменения налоговой политики в свете поручений Главы государства по технологической модернизации и цифровизации экономики.
Инициатива Президента способна коренным образом повысить конкурентоспособность экономики изменить существующие подходы в алгоритме спроса и предложения, способствовать появлению новых форматов и видов продукции. Но это потребует реальных стимулирующих мер.
Пока же наглядным показателем конкурентоспособности нашей экономики служит дискуссия о том, какова доля закупок из одного источника в фонде 'Самрук-Казына' - 94% или 79%.
Но по сути какая разница, ведь если более половины закупок производятся без тендеров - это в любом случае говорит лишь о том, что у нас до сих пор нет конкуренции, а рынок монополизирован отдельными игроками.
Но монополизация ведёт и к коррупции, неоправданному завышению цен и к вымыванию средств нацкомпаний монопольными поставщиками. Не случайно число рентабельных субъектов квазигоссектора за прошлый год снизилось сразу на 19%.
В этом вина не только Самрука, но и министерств, отвечающих за поддержку предприятий и защиту конкуренции. 
В прошлом году из бюджета госхолдингам и нацкомпаниям было выделено 304 млрд тенге, а обратно 
в бюджет поступило 36 млрд - т.е. в 9 раз меньше! И при этом они держат на депозитах в банках миллиарды так называемых 'свободных средств', и используют получаемые проценты не в государственных целях, а по собственному усмотрению.
По идее, создание сектора квазигосударственных компаний подразумевало их работу на рыночных принципах, т.е. из собственной прибыли. Поэтому считаем, что вцелях повышения эффективности госинвестиций следует ввести в практику изъятие и возврат государству сумм, не используемых госпредприятиями по назначению, включая полученные проценты по депозитам.
Кроме того, фракция «Ак жол» в очередной раз предлагает включить в республиканский бюджет, подлежащий рассмотрению Парламентом, раздел по бюджетам национальных холдингов, с обязательным отчётом об их исполнении.
В противном случае, возможно, правительству будет дешевле закрыть эту бездонную дыру, куда проваливаются государственные миллиарды.
Чем поддерживать экономику такими методами - было бы правильнее, например, освободить малый и средний бизнес от Корпоративного подоходного налога. В любом случае, доля малых и средних предприятий, уплачивающих этот налог крайне незначительна и не повлечёт больших изменений бюджета, зато сразу выведет из теневой экономики целый пласт оборотов бизнеса. Пусть деньги остаются у тех, кто сам их заработал, чем отдавать чиновникам и нерентабельным нацкомпаниям. Такой шаг создал бы предпосылки и к отмене неэффективных субсидий, которыми чиновники тоже порой распоряжаются на грани закона. Вместо того, чтобы за чужой счёт поддерживать неэффективные компании - лучше дать возможность успешным малым и средним предприятиям развиваться и вырастать в крупный бизнес.
 
Құрметті әріптестер.
Бизнеске, шенеунектердің қалауынша әр жолы өзгеретін емес, түсінікті де тұрақты қағидалар қажет.
Мысалы, «Бизнестің жол картасы 2020» бағдарламасындағы шарттар 2010 жылдан бері 21 рет өзгерген, ал оның тұжырымдамасы үш рет түбегейлі қайта қаралған. Бұл бюджет үшін де, кәсіпкерлер үшін де қолдаудың орнына негізсіз ысыраптарға әкеп соққан зияндылық.
Нақты, ұзақ мерзімді және тұрақты стратегиясыз, бұл ретте рұқсат беру жүйесін, салық, инвестиция және кеден саясатын, техникалық реттеуді, бәсекелестікті қорғауды, монополистердің тарифін, квазимемлекеттік сектордың сатып алуын, халықтың төлеуге қабілетті сұранысын ынталандыруды және т.б. қоса алғанда, барлық қатынастар кешені бойынша осындай стратегия болмаса, Үкімет мәлімдеп отырған жоспарлардың іске асырылуын күту қиын.
Сондықтан «Ақ жол» фракциясы ағымдағы жылғы 31 мамырда Үкіметке Кәсіпкерлікті дамытудың 2050 жылға дейінгі кешенді тұжырымдамасын әзірлеп қабылдауды ұсынған болатын.
 
Құрметті әріптестер.
«Ақ жол» фракциясы мемлекеттің, Қазақстанның қоғамы мен бизнесінің мүддесі үшін Үкіметпен оң ынтымақтастық орнатуды көздейді.
Алайда, біз Үкіметтен Президенттің тапсырмаларын орындауға және қазақстандық қоғамның өзекті проблемаларын шешуге бағытталған бастамаларымыздың әділ қаралуын күтеміз.
Аталған ескертулерімен қоса алғанда, мен ұсынған Үкіметтің есебін қолдаймын және де әріптестерімізді оны қолдауға шағырамын.