«Чингисхан на них полмира покорил, а мы их едим, вместо того чтобы превратить в национальный бренд», — примерно так заявил депутат мажилиса от партии «Ак жол» Берик Дуйсембинов. Об этом пишет казахскоязычный портал Abai.kz.
«Ведь сам Елбасы в своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» четко написал:
«Мы должны найти новые пути для представления мировой общественности наших культурных ценностей и национальных традиций»
Дети Алаша владели необъятными просторами Великой степи от Алтая до Атырау, от Арка до Алатау, мечом и копьем отстаивали их от внешних врагов. И в этих сражениях нашим воинам-батырам верой и правдой служили их верные боевые кони – казахские лошади.
Наши предки всегда с огромной теплотой относились к лошади, считая ее одной из семи ценностей нации. Лошадь стала для казахов неразрывной частью национального самосознания, духовного облика, быта, обрядов, культуры и рукоделия. Ведь не зря в народе бытует мнение, что «…казахи имеют лошадиный норов».
Сегодня все цивилизованные государства бережно относятся к своему прошлому, превращают в национальный бренд мирового уровня свои духовные ценности, спортивные игры, раскрывающие потенциал и могущество нации.
К примеру, Арабские Эмираты, некогда кочевавшие на верблюдах, сегодня верблюжьи скачки превратили в национальный праздник, за которым наблюдают тысячи туристов.
А в Монголии «Дерби Монголии» — 10-дневные скачки под названием «По следам Шынгысхана» устраиваются на тысячи километров. В этом году в подобных состязаниях участвовали около 400 наездников из 15 стран мира.
Проводятся подобные соревнования и в других странах — в Австралии «Кубок Мельбурна», в Америке «Дерби Кентукки», в Великобритании «Королевский Аскот», в Арабских Эмиратах «Мировой кубок Дубай».
А что мы?
Большинство скакунов, отстаивающих сегодня честь страны на больших состязаниях — лошади английской и других пород. А где же скакуны нашей казахской породы, которые спокойно преодолевали дальние расстояния? Сказать честно, именно они должны стать нашим национальным брендом. Что мешает нам возвысить честь нашей лошади и сохранить эту породу? Или мы стали настолько апатичны, что
воспринимаем священную казахскую лошадь только в виде деликатесов – казы-карта и жал-жая?
Что нужно сделать, чтобы поднять нашу казахскую породу на уровень мировых брендов? Нам нужно организовать нечто подобное турниру-проекту «Қазақ барысы», который вывел казах куреси на мировой уровень, продемонстрировать миру преимущества лошадей казахской породы – резвость и выносливость. Это должны быть скачки на 100-150 километров, которые выдерживают только эти скакуны. Эти соревнования можно назвать «Аламан Казахстана», «Аламан Алаша» или «Кубок Кулагера».
Так, место гибели знаменитого Кулагера — Ерейментау как раз расположено в 150 километрах от Астаны. Было бы здорово, если бы в целях возрождения имени Кулагера, ставшего символом казахских скакунов, мы организовали скачки от Ерейментау да Астаны.
А если введем традицию проводить подобные скачки ежегодно, то на такой «Аламан Великой степи» съезжались бы наездники и скакуны со всех концов планеты. При соответствующей информационной поддержке ведущих СМИ страны эти состязания стали бы вровень с такими мировыми скачками, как «Дерби Монголии», «Мировой кубок Дубай». Более того, это будет отличной возможностью для наших лошадников и наездников, которые не могут вывести своих скакунов казахской породы на скачки, оставаясь в тени породистых английских скакунов.
Такие грандиозные скачки стали бы большим проектом, способным поднять боевой настрой и дух нынешнего поколения кочевников Великой степи, соответствующий духовной модернизации общественного сознания.
Мы уверены, что при соответствующем внимании министерства спорта и культуры скакуны казахской породы, пережившие лихие времена, еще послужат задаче поднятия чести страны и возвеличивания ее имени», — резюмирует народный избранник.
Источник: 365info.kz