27
Сентября

Инвестиции, саботаж чиновников и английское право – ответы Азата Перуашева на вопросы пресс-службы ДПК «Ак жол»


                                                     Автор фото В.Бахуревич
    Очередное требование призвать к порядку чиновников высказал с парламентской трибуны депутат Азат Перуашев.
 Мажилисмен считает, что некоторые госслужащие сознательно саботируют поручения президента, и публично потребовал их отставки.
  Чем провинились чиновники и почему инвесторы им больше не доверяют - об этом и о многом другом в интервью с главой партии 'Ак жол'.

- Азат Турлыбекович, кто эти саботажники, могли бы вы огласить их имена?

- Во-первых, хотел бы поблагодарить ваше издание за интерес к этому запросу. Парадокс, но приведённые в нём факты не стали освещать официальные СМИ. Возможно, потому что они слишком наглядно демонстрируют нашу действительность, когда говорится одно, а делается – прямо противоположное.

Президент Н.А.Назарбаев в статье «План нации…» в 2016 г. дал поручения создать такие условия, при которых было бы выгодно вкладывать деньги в нашу экономику. Более того, Нурсултан Абишевич предложил привлекать не просто инвесторов, а ведущие транснациональные компании. Тогда выпускаемая продукция автоматически включается в сеть реализации по всему миру, чего так не хватает отечественным предприятиям.

Выполняя эти поручения, госорганы оперативно инициировали целый ряд инвестпреференций. Но обложили такими условиями, при которых их крайне трудно применить на практике. Подобные ответы, например, получил завод ЭФКО-Алматы от и.о. директора департамента методологии налогообложения КГД Минфина Л.Ережеповой, зам.председателя комитета по инвестициям Мининвестиций и развития Л.Джумагалиевой и т.д. Конечно, это не самые большие начальники, но и они должны понимать, что подписывают, даже если вдруг  выполняют указания своего руководства.

Однако вопрос, в конце концов, не в персоналиях, а в системе защиты прав инвесторов, которая постоянно даёт сбои.

 

- Значит, ЭФКО-Алматы – не единичный случай, когда проваливается инвестиционная политика, у вас есть и другие примеры?

- Пожалуйста: ТОО «Азия Тафо», реализующее крупный проект по строительству трансформаторного завода в Шымкенте, - лишается права применять преференции, так как прорабатывает возможность дополнительного кредитования со стороны БРК. Оказывается, вы не можете рассчитывать на господдержку, если одним из источников финансирования уже выступали бюджетные средства.

Но это экономически некорректно: даже если предприятие привлекает кредит у банка с госучастием - эти деньги ему не «дарятся». Предприниматель в любом случае обязан их вернуть из собственного кармана в указанный срок, да ещё и с процентами. Разве не для того и были созданы БРК, «Даму» и им подобные структуры, чтобы поддерживать реальное производство в том же машиностроении и электротехнике? Или их задача только в финансировании торговых центров? Поэтому мы попросили правительство внести нужные поправки в правила.

Но пример с той же «ЭФКО» ещё более показателен: месяц назад Президент Н.А.Назарбаев подверг разгромной критике работу нацкомпании «Kazakh Invest», отметив, что вопреки поручению привлечь 10 крупных международных инвесторов (ТНК), за прошедший год реально был запущен только один проект компании ЭФКО.

Однако мало кто знает, что когда этот самый инвестор обратился за положенными по закону преференциями, ему ответили, что «…согласно позициям министерств национальной экономики РК и финансов РК … в целях уменьшения нагрузки на бюджет и недопущения неконкурентоспособных преимуществ для инвесторов … предлагается принять меры по пересмотру механизма предоставления инвестиционных субсидий». И что преференции даются только новым объектам, тогда как ЭФКО купила с аукциона базу другого, ранее обанкротившегося предприятия.

Между тем, Президент, зная реальное состояние экономики не в пример лучше, отмечал, что в привлечении инвестиций речь идёт не только о новых производствах, но и о модернизации и реинвестировании прежних. Это поручение прямо содержится в указанной статье, на основе которой  был разработан План нации «100 шагов», приняты законы, а тысячи госслужащих и предпринимателей работают над его реализацией.

Тем не менее, чиновники открытым текстом говорят единственному реальному инвестору прямо обратное: вам ничего не светит. Даже то, что положено по закону - перепишем задним числом. Как в том анекдоте про хозяина своего слова: захотел – дал слово, захотел – забрал.

Есть и другие примеры – возьмите хотя бы то, как «СК-Фармация» годами «кидала» крупных инвесторов из международных фармацевтических компаний. В итоге казахстанцы получили коррупцию в сфере медикаментов и медоборудования, ценовые сговоры на лекарства, падение их качества, зарубежные разбирательства и подпорченный имидж. Хотя на три запроса фракции «Ак жол» по этой теме госорганы неизменно отвечали, что «всё замечательно». Пока дело не дошло до Президента и не полетели начальники из тёплых кресел.

 

 - Помнится, в 2012 году сразу три инвестора заявили о своем уходе с Каспия: французская Total уведомила, что отказывается от участка «Женис». В сентябре того же года итальянский концерн Eni сообщил об отказе от участка «Шагала». Так же в 2016 году компании Exxon Mobil и Royal Dutch Shell, которые являются акционерами консорциума North Caspian Operating Compani (NCOC), предупредили, что могут выйти из проекта, если Казахстан не продлит сроки по Соглашению о разделе продукции (СРП) еще на 20 лет. Обеспокоенность недропользователей была вызвана непредсказуемостью регуляторной среды, свободной интерпретацией чиновниками законодательства и недостаточно сильной и независимой судебной властью. Неужели ничего не изменилось с тех пор?

- Относительно СРП судить трудно, поскольку эти вопросы достаточно специфические и их условия обсуждаются в индивидуальном порядке. Однако те же скачки валютного курса тенге наглядно показывают сохраняющуюся зависимость нашей экономики от экспорта нефти. Это плохо, но, тем не менее, факт. Поэтому я принципиально выступаю за усиление позиций нашего правительства в таких соглашениях. Для нас на первом месте должны всё-таки стоять национальные экономические интересы Казахстана. Например, летом ко мне на приём приходил один из топовых руководителей NCOC г-н Ариан ван Дайк, который рассказал, что из-за необоснованных метрологических требований компания несёт издержки на сумму около 450 млн.долларов в год! Обсудив эту проблему с отраслевой ассоциацией «KazEnergy» и КТРМ, и убедившись в её актуальности, мы сейчас срочно вносим поправки в законодательство, чтобы защитить законные интересы инвесторов, тем более, что это отвечает и нашим государственным интересам.

Но СРП – всё-таки исключительные соглашения, носящие единичный характер. Мы же говорим о наведении порядка в широком инвестиционном поле, где различные «вольные толкования» закона негативно влияют на весь наш инвестиционный климат и деловую репутацию.

 

- Недавно г-н Келимбетов заявил, что стабильные льготы для инвесторов на 50 лет будут предоставлены в рамках МФЦА. Особое внимание будет уделено защите инвестиций и институтам разрешения инвестиционных споров. Приживется ли перенятый опыт из Дубая и Абу-Даби у нас в Казахстане?

- А у нас просто нет другого выбора. Мы либо цивилизованная страна, где уважают инвестиции и право частной собственности, либо «Гондурас». Если мы заявляем себя успешной и амбициозной страной – не нужно бояться быть дружелюбными к инвестициям и инвесторам, причём как внешним, так и отечественным.

Что касается разрешения инвестиционных споров на базе МФЦА, опирающегося на английское право - то я уверен, что с учётом отмеченного вами отношения инвесторов к нашим судам, такое решение было бы наиболее правильным. Причём, речь не только о спорах в рамках деятельности самого МФЦА, а о передаче в его юрисдикцию всех споров в Казахстане по налогам, преференциям, экономическим отношениям в рамках инвестконтрактов.

Англосаксонское право, вместе с приглашением независимых судей  позволит МФЦА вернуть доверие инвесторов к Казахстану, и более того – постепенно распространить опыт справедливой юриспруденции и на остальные сферы. Это самый очевидный и бесспорный плюс МФЦА, который нужно запускать немедленно.

Все международные компании созданы в рамках этого права, чувствуют в нём себя уверенно и не будут бояться наших привычных неожиданностей. Более того - отечественные суды и судьи также получат практический опыт позитивного разрешения экономических споров. Это может оказаться важным и в развитии конституционной реформы, в части обеспечения независимости и объективности всей судебной ветви. Введя такой формат, Президент создал для нас очередную возможность строить цивилизованные рыночные отношения. А вот насколько у нас получится  оправдать такие ожидания, предложить инвесторам и привлекательные объекты, и защиту от бюрократии – зависит от нас самих.

Например, мы сегодня видим, как пробуксовывает вторая программа приватизации. Дошло до того, что объекты в центре Алматы готовы приватизировать не за живые деньги, а как говорится, «под будущий урожай». Это же просто передел госсобственности без всякой  отдачи для государства. Мы предлагаем не торопиться переписывать госпредприятия и доли в нацкомпаниях на их директоров, а выставлять на запускающуюся биржу МФЦА. Это будут и привлекательные объекты для инвесторов, и реальные деньги для государства.

 

- Кстати, о переделе собственности. Несколько лет назад вы выступили с инициативой по поиску «грязных» денег казахстанских олигархов, спрятанных ими на Западе, и по возвращению их в страну. Есть ли какие-либо результаты?

- Эта тема всегда остаётся в зоне внимания депутатов нашей фракции. По вопросам де-оффшоризации за последние пять лет нами направлено около двадцати обращений как нашему правительству и правоохранительным органам, так и коллегам-парламентариям в Европе и Азии. Буквально два дня назад мы сделали очередной запрос относительно результатов работы по возврату таких средств и предотвращению новых попыток бегства коррупционного капитала. У госорганов есть положенное время на подготовку ответа, которым мы обязательно поделимся с вашими читателями.