Уважаемые коллеги.
Основным положительным моментом рассматриваемого Проекта Закона «О внесении изменений дополнений в закон РК «О республиканском бюджете на 2017-2019 г» является прогнозируемое увеличение реального объема ВВП, на фоне темпа роста экономики в 2017 году. Внутренний валовый продукт в номинальном выражении составит 51, 855 млрд. тенге, что выше планового значения на 2114,7 млрд.тенге или на 3,4 %. Доходы бюджета 2017 года увеличатся на 195,3 млд.тенге.
Расходы бюджета 2017 г увеличатся на 15,1 млрд.тенге и составят 11 191, 4 млрд. тенге. Хотелось бы подчеркнуть, что объем увеличения расходов по отношению к доходам составил 7,7%, что в конечном итоге повлияло на сокращение дефицита бюджета. Таким образом ключевой показатель дефицит бюджета сокращается на 47, 9 млрд.тенге или 2,9 % к ВВП.
Основной рост ВВП в 2017 года связан с ростом производства в таких отраслях как горнодобывающая 8,2%, обрабатывающая промышленность 4,5%, торговля 2,8%, сельское хозяйство 2,5%.
На фоне роста экономики прогнозируется увеличение экспорта относительно плана на 2017 г на 1, 9 млрд. долларов США и сохранение импорта на одобренном плановом уровне 32,7 млрд. долларов США.
Хотелось бы обратить внимание на фактический рост импорта за один год. Так, по сравнению с 2016 года произошло увеличение на 4,8 млрд. долларов США. То есть Правительство ставило в прогнозе 2017 года увеличение импорта с 27,8 млрд. долларов США до 32,7 млрд. долларов США.
А где же результаты Программы импортозамещения? На сегодня во многих отраслях мы по- прежнему зависим от импорта. Это касается легкой промышленности, электроники, шин для автомобилей, моющих средств. Только на одном примере продукции нефтепереработки мы можем говорить об упущенных возможностях импортозамещения. На сегодня в рамках Евразийского союза у нас преимущество в добыче сырья, но по нефтепеработке на первом месте стоит Беларусь.
В результате объем импорта по нефтепродуктам колеблется от 30% по бензину и до 70% по авиакеросину. Немалую роль в импортозамещении сыграло бы соблюдение обязательного закупа товаров у субъектов МСБ при гос.закупках и закупках квазигоссектора.
По данным НПП «Атамекен», по закупкам государственного и квазигосударственного сектора в 10 отраслях выявлено 147 импортируемых товарных позиций. При этом, из них более 100 позиций товаров выпускают и казахстанские производители, но все равно они на 100% импортируются. Не случайно фракция «Ак жол» требовала у Правительства утвердить перечень номенклатуры продукции МСБ, обязательной к закупу в рамках госзакупок и закупках квазисектора. Однако Правительство ссылаясь на членство в ЕАЭС отказывает отечественному малому и среднему бизнесу в этой поддержке.
При обсуждении изменений в бюджет 2017 г с администраторами программ выявляются факты как несовершенства планирования, так и простое неисполнение. Несмотря на принимаемые Правительством меры по усилению ответственности администраторов бюджетных программ и расширению полномочий по перераспределению и корректировке бюджетных средств, факты неосвоения средств продолжают иметь место.
Так, например, по министерству Нацэкономики из 34,9 млрд.тенге неосвоения, 31,2 млрд.тенге или 90% объясняется отсутствием бюджетных заявок от администраторов бюджетных программ и ожидаемым рискам неосвоения. При этом эти средства в размере 13,3 млрд.тенге привлекались из Национального Фонда, 14,4 млрд.тенге за счет средств внешнего займа.
По информации министерства нацэкономики, не вся сумма, предусмотренная в бюджете, была построена на базе предложения администраторов бюджетных программ, а была посажена пулом, т.к. были подписаны рамочные соглашения. Однако у администраторов программ, не только не нашлись проекты для финансирования в рамках этих соглашений, но даже по тем проектам, которые были утверждены, администраторы от них отказались.
Как например, проект министерства труда и социального развития на развитие трудовых навыков и стимулирования рабочих мест по линии Всемирного банка – 3,5 млрд.тенге, 519 млн. тенге по проекту Минсельхоза на усовершенствование регуляционных и дренажных систем, 90 млн. тенге по министерству образования и науки – на стимулирование продуктивных инноваций, 19 млн. тенге - по проекту минэнергетики на уничтожение отходов, содержащих стойкие и органические загрязнители в Казахстане.
Таким образом, все эти министерства при формировании бюджета 2017 года сделали заявки, а теперь отказываются, так как нет понимания в их дальнейшей реализации. И самое главное - к этим администраторам программ нет ни юридического, ни административного воздействия. И мы надеемся, что внесенные изменения в бюджетный Кодекс об административной ответственности администраторов программ наконец-то дадут возможность привлечь их к ответственности.
По Национальному холдингу «Байтерек» возвращено в бюджет 18,4 млрд.тенге. Данные средства были предусмотрены на субсидирование кредитов застройщиков – 11 млрд.тенге, и 10 млрд.тенге на субсидирование ипотечников. Фактически по каждому из этих направлений планируется до конца 2017 г освоить по 1 млрд.тенге. Получается только к концу года «Байтерек» выявляет, что из-за отсутствия ресурсов, а именно - долгосрочного фондирования, банки второго уровня не могут предоставлять ипотечные займы населению и кредиты для застройщиков. Все эти факты говорят о некачественной разработке госпрограмм и как следствие - слепое планирование бюджета. И здесь вопрос даже не в возврате средств, вопрос в срыве программы «Нурлы жер». В целях устранения указанных недостатков необходимо усилить ответственность за нерациональное использование и системное неисполнение взятых обязательств.
Помимо сокращения некоторых статей бюджета в рассматриваемом законопроекте предусмотрено увеличение расходов, из которых 15 млрд. тенге направлены на увеличение инвестиционной активности в республике. Одновременно с увеличением расходов с целью более эффективного и рационального использования средств предусмотрено перераспределение по отдельным бюджетным программам.
Кроме того, предусматриваемые в республиканском бюджете затраты на повышение должностных окладов сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих, субсидирование стоимости услуг по подаче питьевой воды в соответствующих регионах будет способствовать увеличению доходов соответствующей категории населения.
До конца года остается всего 2 месяца и хотелось бы быть уверенными, что те администраторы программ, по которым прошло увеличение бюджета смогут обеспечить их своевременное освоение.
Фракция «Ак жол» считает возможным поддержать вышеназванный законопроект с учетом высказанных замечаний.