Мы идем к тому, чтобы легализовать вымогательство - Перуашев
Механизм передачи функций госорганов бизнесу плохо продуман и может привести к легализации взяток. Таким мнением поделился с LS мажилисмен Азат Перуашев.
Законопроектом предусмотрена поэтапная передача части функций министерств в бизнес-среду. К примеру, экологический аудит и мониторинг качества медуслуг, в будущем этот перечень планируется расширять. Бизнесмены, желающие предоставлять эти услуги населению, будут обязаны вступить в саморегулирующуюся организацию (СРО), то есть в казахстанскую палату экологических аудиторов, а значит платить членские взносы. Курировать СРО будет профильное министерство, которое и передало эти функции в бизнес.
'Мне непонятно, почему мы вводим обязательно членство в СРО. Что за обязаловка? Когда создавали нацпалату 'Атамекен', мы говорили, что это исключительный случай, поскольку он связан с необходимостью для бизнеса консолидироваться. Теперь получается, мы вводим везде обязательное членство, по всем отраслям, при каждом министерстве создаем подведомственную организацию, которая якобы курирует бизнес. Но на самом деле даем ей право вплоть до запрета бизнеса. Фактически мы создаем в руках министерства дубинку. Если раньше СРО наказывали за воспрепятствование ведению бизнеса вплоть до уголовной ответственности, то теперь они не будут отвечать за это', - возмутился депутат.
Он отметил, что вопрос ответственности - очень принципиальный.
'Экологической палате в законопроекте дается право останавливать деятельность предприятий. А если это будет сделано в целях недобросовестной конкуренции, шантажа, рейдерства, кто за это будет отвечать? У нас сейчас предприятиям квазигоссектора за хищения госсредств грозит только выговор, не более того, даже адмответственности нет', - пояснил Перуашев.
Он считает, что последняя редакция законопроекта 'О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам передачи государственных функций в конкурентную среду' увеличат нагрузку на бизнес, не дав при этом ничего госбюджету.
'Если функции госорганов передают бизнесу, то значит нужно сокращать расходы госбюджета на это, правильно? Но сейчас получается, что для бизнеса членство в СРО обойдется в примерно 300 млн тенге в год. Соответственно, нужно сокращать на эту сумму бюджет профильного министерства, и людей сокращать, которые этим занимались. Сколько госчиновников теперь будут освобождены от должности? На эти вопросы нам никто не ответил', - подчеркнул депутат.
Он не видит смысла в передаче госфункций в бизнес, если это не дает эффекта в сокращении расходов бюджета, но увеличивает финансовую нагрузку на бизнес.
'Нужно изучать международный опыт. В России в рыбно-хозяйственной отрасли уровень взяток оценивался в миллиард рублей в год, а после введения обязательные платежи бизнеса составили 3,5 млрд рублей в год. Для бизнеса стало хуже, он стал платить больше. Получается, просто узаконили взятки. Мы идем к тому, что легализуем вымогательство. Или мы все же должны идти к тому, чтобы соблюдать интересы бизнеса?' - задался вопросом мажилисмен.
Перуашев подчеркнул, что предлагаемый правительством вариант законопроекта сырой и требует тщательной доработки.
В свою очередь в профильном министерсте отметили, что палата экологических аудиторов – независимая и саморегулируемая организация, она не создается и не финансируется государством.
'Это сами экологи собрались и организовали ее. Членство в ней обязательно, но я не вижу никаких проблем в этом. Я думаю, если они сами будут определять свое будущее, это намного эффективнее, чем государство начнет направлять их', - объяснил LS свою позицию вице-министр национальной экономики Айбатыр Жумагулов.