15
Января

Комментарии Азата Перуашева по Посланию Президента народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции»

Для демократической партии «Ак жол», как представителя национального бизнеса, приоритетными являются поручения Президента, направленные на развитие рыночных реформ, поддержку честной конкуренции и отечественных предпринимателей.

В этом плане можно отметить преобладание экономических решений дальнейшей модернизации Казахстана, предложенных в настоящем Послании. В принципе, Нурсултан Абишевич всегда оставался сторонником решения практических вопросов без их излишней политизации. «Сначала экономика, потом политика» - это его выражение давно стало своеобразным кредо управления, нацеленного на результат.

 

Сквозной темой нынешнего обращения Главы государства к нации стало активное продвижение и внедрение в повседневную жизнь инноваций и цифровых технологий, формирование их «опорных узлов» в разных секторах.

Уже само заявление о том, что флагманом внедрения новых технологий должна стать индустриальная сфера – т.е., прежде всего промышленное производство, - говорит о прикладном характере Послания. Иными словами, «креативить» нужно не только в сфере услуг, информатике или развлекательной индустрии. Без внедрения новых технологий в реальный сектор, все остальные инновации второстепенны, так как не подкрепляются структурными изменениями в экономике.

Глава государства акцентировал внимание на том, что Казахстану инновации нужны не как фетиш, а для практического использования в производстве: «Основными факторами успеха инновационной экосистемы являются стимулирование спроса на новые технологии со стороны реального сектора и функционирование частного рынка венчурного финансирования».

 

Говоря о разработке новых инструментов, направленных на модернизацию предприятий, ориентированных на экспорт продукции, Президент обозначил достаточно болезненную для бизнеса тему. Любая модернизация производственного процесса, а тем более – технико-технологическое перевооружение предприятия сегодня производится за счёт самого бизнеса.  Это означает не только затраты на приобретение новых технологических решений, но и порой остановку производства, его переоборудование и реконструкцию.

Во многих европейских странах, в частности, Германии, предприятия в таком случае вправе рассчитывать на прямую помощь государства, а если речь идёт о дополнительных инвестициях – то и на возврат до 50% вложенных средств.

В то же время, наши чиновники в рамках инвестиционных преференций вплоть до последнего времени отказывались поддерживать компании, прошедшие реконструкцию и обновление производства. Такие ответы на предложения об инвестиционных субсидиях для модернизированных предприятий мы получали и от министерств, и от самого правительства, вопреки действующим нормам Предпринимательского кодекса, которые Правительство вознамерилось отменить.

 Парламентская фракция ДПК «Ак жол» поднимала эту проблему и вносила свои возражения на подобные намерения в депутатском запросе 20 сентября 2017 г. Надеемся, что нынешнее прямое поручение Президента наконец подтолкнёт госорганы реально смотреть на вещи и поддерживать как новые проекты, так и модернизацию существующих предприятий. Тем более, что Нурсултан Абишевич в Послании также предложил реализовать пилотный проект по оцифровке нескольких действующих предприятий, и затем широко распространить этот опыт.

 

Инициатива Главы государства о стимулировании спроса на новые технологии со стороны бизнеса важна ещё и потому, что разрыв между научными разработками и их практическим внедрением в нашей стране до сих пор только нарастал. Между тем, в Казахстане даже сегодня имеется немало действительно актуальных научных, технических, информационных решений и проектов (как отечественных, так и зарубежных), не находящих должного применения. И создание для бизнеса условий, стимулирующих внедрение инноваций может действительно помочь сократить разрыв между прикладной наукой и её применением.

Что касается венчурного финансирования – то ровно год назад, 25 января 2017 г., фракция «Ак жол» в специальном депутатском запросе поднимала проблему неэффективного использования этого инструмента государственными фондами, которые не соответствуют потребностям рынка. Мы полагаем более эффективным поддерживать частные венчурные фонды.

Поэтому поручения Нурсултана Назарбаева могут действительно подтолкнуть бизнес к активному переходу на новые технологии. И наша фракция готова поддержать такие изменения в законодательстве.

 

Нужно обратить внимание, что в нынешнем Послании Президент призвал стимулировать бизнес, инвестирующий «зелёные» технологии. Это очень интересный посыл. Во-первых, потому что речь идёт об ответственности общества и бизнеса не только за использование продукции, но и за утилизацию её отходов. Сегодня вокруг каждого города ветер разносит по степи море полиэтиленовых пакетов. Дно рек и озёр усеяно оборвавшимися капроновыми сетями, которые не разлагаются и продолжают бесполезно убивать рыбу. Обочины местных дорог усеяны выброшенными автошинами и т.д. Законодательное урегулирование этих вопросов, вхождение бизнеса в систему ограничений и  утилизации отходов – крайне актуальная тема. В частности, министр энергетики Канат Бозумбаев озвучил недавно планы по поэтапному введению запрета на продажу полиэтиленовых пакетов. Думаю, что такие идеи как минимум заслуживают внимания, а при наличии альтернативного решения тары для розничной торговли – и прямой поддержки.

Во-вторых, у «зелёной экономики» есть и другая сторона, которую также отметил Елбасы: это производство экологически чистой продукции. По своему личному опыту могу сказать, что бывая в соседних странах – России, Китае, Узбекистане – неоднократно слышал мнение людей о казахстанских товарах, прежде всего муке, мясных изделиях, растительных маслах – как об очень качественных именно в контексте экологической чистоты. И многие из нас также считают, что отечественная продукция априори является экологически чистой.

Однако недавние дискуссии по земельному вопросу выявили, что в действительности, в нынешних условиях никто не может гарантировать ни должного контроля качества земли, ни чистых агротехнологий. Напротив, поступали сигналы о применении «грязных» химических удобрений, ГМО и т.д. И сообщения комитета защиты прав потребителей Минздрава о том, что значительная доля (12%) отечественной пищевой  продукции не соответствует требованиям безопасности и качества - доказывает, что сохранение казахстанского бренда чистых продуктов требует большой постоянной работы. В этой связи могу добавить, что депутатами партии «Ак жол» вопросы соответствия как отечественных, так и импортных товаров требованиям безопасности и качества регулярно ставятся перед госорганами. В ноябре 2014 года комитет по экономике и региональному развитию Мажилиса даже принял специальные рекомендации правительству в этом направлении. Сейчас в Мажилисе находится законопроект «О стандартизации», где депутаты наконец убедили разработчиков навести порядок в этой сфере. Недавно по итогам совещания у первого вице-премьера Аскара Мамина с участием мажилисменов и НПП было принято решение по системному продвижению вопросов безопасности и качества. И это касается не только продовольственных товаров, а вообще всей продукции, для которой государством установлены технические регламенты и национальные стандарты – те же игрушки, автомобили, здания, лекарства и т.д. Надеюсь, что все эти усилия принесут конкретные результаты в обозначенном Президентом Назарбаевым ключе.

 

Следующая деталь, на наш взгляд, очень важная для оценки нынешнего Послания. Говоря о перезагрузке и оздоровлении финансового сектора, Глава государства поручил, цитирую – «Нужно ускорить принятие закона о банкротстве физических лиц».

Мы считаем эту норму актуальной по той простой причине, что невозможно очистить кредитные портфели банков, не расчистив их неблагополучных заёмщиков. Это аксиома. Не случайно, несмотря на целый ряд мер поддержки банков (налоговые послабления, вливания средств из Нацфонда и т.д.), ситуация в секторе БВУ остаётся, мягко говоря, непростой.

Сегодня в деятельности банков наблюдается постепенный перенос акцентов с кредитования бизнеса (юрлиц) на розничное потребительское кредитование. Но если предприятия имеют возможность путём банкротства «развязать руки» банкам для санации безнадёжных кредитов, то для физлиц такие процедуры до сих пор отсутствовали.

Не случайно ещё в 2013 г фракция «Ак жол» предлагала госорганам ввести банкротство физических лиц, разработать соответствующий законопроект, а в 2015 г даже подготовила свой проект такого закона.

Но на все эти инициативы от правительства и нацбанка было два варианта ответа – либо «считаем нецелесообразным», либо «может быть, когда-нибудь потом, через 3-5 лет». Напомню, что в тот период тысячи наших граждан, бравших ипотечные кредиты, в результате кризиса просто изгонялись из единственного жилья. И признание таких лиц банкротами могло бы их реально защитить от полного обнищания, гарантировать сохранение минимальных социальных прав и крыши над головой.

Поэтому партия «Ак жол» поддерживает это поручение Президента, которое ставит точку в нашем 5-летнем споре с чиновниками. Нурсултан Абишевич оставил задачу предельно ясно: не «потом», не «через», и не «проработать вопрос»; а – «Нужно ускорить принятие» такого закона. И мы готовы приложить все усилия для срочного выполнения этой задачи.

 Кроме того, в Послании дано поручение о решении вопроса по валютным ипотечным займам населения, которые были предоставлены до 1 января 2016 года. Напомним, что фракция «Ак жол» 5 раз направляла запросы в Нацбанк и правительство с предложениями по защите интересов добросовестных заемщиков валютных ипотечных кредитов в рамках Программы рефинансирования, но госорганы каждый раз не находили решения. Надеемся, что после нынешнего поручения проблема будет снята.

С точки зрения макроэкономики, ещё более глобальное значение имеет инициатива Президента о создании Международного финансового центра «Астана», причём опирающегося в своей деятельности на британское право.

Фактически, у национальной экономики появляется возможность уйти от тотальной привязки к банкам и кредитной зависимости, через доступ к фондовым инструментам финансирования. Для массы казахстанских предприятий это означает не только более дешёвые деньги, но и меньшую бюрократию и спасение от вымогательств, с которыми им приходится сталкиваться в банках. Да, в ответ им придётся максимально раскрывать информацию о своих бенефициарах и финансовом положении, но это неизбежные составляющие финансовой культуры. И лучшего пропагандиста для продвижения такой культуры, чем доступное финансирование – просто не придумать. Наша фракция уже подготовила соответствующие предложения правительству и нацбанку.

Уверен, что создание МФЦА – это одна из тех судьбоносных инициатив Лидера нации, которые и сформировали облик сегодняшнего Казахстана и его постоянное стремление к развитию.

 

Не могу обойти стороной и такое, вроде бы не самое броское поручение Нурсултана Абишевича, как передача корпоративного подоходного налога с МСБ в бюджеты регионов. Это, как говорится, небольшой шаг для одного человека, который способен стать прыжком для огромного сектора экономики всей страны. Дело в том, что малый и средний бизнес ориентирован прежде всего на местный рынок и зависим от ситуации на местах. При казахстанских расстояниях, логистические затраты естественным образом снижают конкурентоспособность МСБ на любом другом рынке, кроме местного.

Кроме того, средние предприятия – это основа обрабатывающей промышленности. Крупный бизнес сосредоточен в основном в добывающей отрасли и машиностроении, тогда как все остальные обрабатывающие сектора на 99% представлены средними компаниями.

Поэтому напрямую заинтересовав региональные власти в успехе и доходности МСБ, Президент делает их естественными союзниками бизнеса. Такое решение заставит акимов и чиновников на местах изыскивать новые, нестандартные формы поддержки предпринимателей; стимулировать создание новых средних предприятий, диверсифицировать их по отраслях, активнее помогать им с выходом на новые рынки сбыта, совместно работать над снижением себестоимости и увеличением прибылей. С другой стороны, показатели МСБ становятся реальным критерием эффективности местных руководителей и их служб.

 

Конечно, эти и многие другие меры Послания, прежде всего, выражают политическую волю Елбасы. А то, насколько они окажутся реализованы, какой дадут практический результат для нашей экономики и людей – зависит от эффективности всей системы государственного управления, её взаимодействия с частным бизнесом и обществом. И демократическая партия «Ак жол» готова внести свой вклад в эту большую работу.