Депутаты фракции 'Ак жол' утверждают, что к ним обращаются казахстанские предприниматели с жалобами на игнорирование их прав недропользователями.
Фракция 'Ак жол' обратилась с запросом к премьер-министру РК Бакытжану Сагинтаеву и Генеральному прокурору Кайрату Кожамжарову с просьбой провести ревизию контрактов на недропользование, передает корреспондент BNews.kz.
Основанием для обращения послужил ответ за предыдущий запрос с требованием раскрыть информацию о выполнении требований казахстанского содержания иностранными недропользователями.
Из Министерства по инвестициям и развитию был получен ответ, в котором отмечается, что в отношении недропользователей, которые не в полной мере исполняют обязательства, в 2015-2016 годах штрафные санкции не применялись. Они были заменены альтернативными мерами по согласованию с другими госорганами и ассоциацией самих горнодобывающих компаний, заявил депутат от фракции 'Ак жол' Кенес Абсатиров в ходе пленарного заседания Мажилиса.
'Нас, конечно, радует такая забота о сырьевых гигантах, но почему это делается за счёт ущемления интересов отечественных малых и средних предприятий, которые, в основном, и выступают подрядчиками и поставщиками недропользователей? Почему госорганы позволяют оставлять без работы казахстанские сервисные и подрядные компании, где трудятся тысячи наших граждан, а не заботятся о них так же, как о сырьевиках?' - недоумевают депутаты 'Ак жола'.
В запросе указывается, что в соответствии с пунктом 2 статьи 61 закона 'О недрах и недропользовании' условия контракта должны содержать размеры неустойки (штрафов, пени) за неисполнение, ненадлежащее исполнение недропользователем принятых им обязательств по контракту, в том числе по местному содержанию.
'Нарушение установленных законом требований является основанием для признания контракта недействительным. Но как следует из ответа министерства, вместо этого к нарушителям применялись альтернативные меры в виде уведомлений и т.п. Возникает резонный вопрос: а разве у министерств есть полномочия действовать в обход требований закона, подменять их ссылками на согласования с кем бы то ни было? Насколько нам известно, для приостановления действия требований закона должен вводиться хотя бы мораторий, однако и о таковом ничего неизвестно. Причём порой закон был обойдён в интересах недропользователей с иностранным участием, нарушавших законные права казахстанских предприятий из числа их потенциальных подрядчиков и поставщиков', - отмечается в запросе.
Так, только за 2017 год МИР РК рассмотрено 71 обращение поставщиков на действия недропользователей при проведении закупок товаров, работ и услуг, и направлено 596 уведомлений о нарушении контрактных обязательств. Среди постоянных нарушителей – крупнейшие корпорации, такие как 'Казахмыс', 'КазМинералс', ССГПО, 'Алюминий Казахстана', 'Казцинк', Актюбинская медная компания и т.д.
МИР РК сообщил в ответе, что по результатам 2017 года будет проведен анализ исполнения контрактных обязательств, в том числе по местному содержанию, по результатам которого планируется принятие мер, установленных законодательством.
'Но даже при этом предыдущие нарушения (2014-2016 годов) анализировать, а тем более принимать по ним меры никто не собирается. Безнаказанность порождает вседозволенность. И видимо неслучайно в партию 'Ак жол' обращаются казахстанские предприятия по поводу полного игнорирования их прав недропользователями, закрытости и корпоративной коррупции в системе закупок некоторых сырьевых компаний', - отмечают депутаты 'Ак жола'.
Кроме того, Абсатиров отмечает, что если в отечественном законодательстве к коррупции относятся только преступления госслужащих, то по информации ряда европейских посольств, в странах Евросоюза и ОЭСР уголовная ответственность налагается и за коррупционные преступления в частных компаниях.
'Такой подход применим и для казахстанских недропользователей, поскольку недра принадлежат государству, а значит, злоупотребления в их использовании также связаны с государственными интересами', - считают в 'Ак жоле'.
В этой связи депутатская фракция 'Ак жол' просит:
1. Провести проверку законности применения так называемых альтернативных мер вместо предусмотренных законом действий за нарушения крупными недропользователями контрактных обязательств по казахстанскому содержанию;
2. Обязать госорганы осуществлять исполнение функций компетентного органа в строгом соответствии с законодательством о недрах и недропользовании и положениями контрактов;
3. Провести ревизию всех контрактов на недропользование на их соответствие требованиям законодательства о недрах и недропользовании;
4. Рассмотреть вопрос о распространении антикоррупционных мер и ответственности на действия должностных лиц крупных недропользователей, связанные с извлечением незаконной личной выгоды при проведении закупок товаров, работ и услуг данными компаниями.
Источник: Bnews.kz