28 марта 2018 года
Премьер-министру
Республики Казахстан
Сагинтаеву Б.А.
Депутатский запрос
Уважаемый Бакытжан Абдирович!
В Концепции государственного регулирования предпринимательской деятельности до 2020 года в качестве одной из основных целей определено совершенствование нормотворчества на основе анализа регуляторного воздействия (далее - АРВ) и публичного обсуждения нормативных актов, затрагивающих вопросы предпринимательства.
Предпринимательский кодекс четко регламентирует этот процесс. Статьей 82 определено, что если государственные органы планируют ввести новый регуляторный инструмент или ужесточить регулирование в отношении субъектов предпринимательства, предварительно должна быть проведена процедура АРВ.
Регулирующими государственными органами должен проводиться АРВ и в отношении регуляторных инструментов, в порядке пересмотра действующих нормативных правовых документов.
Однако, уполномоченные органы проводят АРВ далеко не во всех необходимых случаях.
В 2017 году в Мажилис Парламента РК на рассмотрение поступило около 40 проектов законов, и только по 9 из них на сайте Министерства национальной экономики были представлены результаты проведения АРВ.
В то же время, многие законопроекты, рассмотренные Мажилисом Парламента, предусматривали те или иные нововведения, оказывающие регуляторное воздействие на бизнес.
Так, законопроектом «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О газе и газоснабжении» (статья 21) был дополнен требованием мониторинга уполномоченным органом объемов отгрузки сжиженного нефтяного и сжиженного природного газа по регионам Казахстана и за пределы республики по странам назначения. Ранее требование по мониторингу распространялось лишь на розничные цены товарного и сжиженного нефтяного газа в пределах республики. Более того, на производителей сжиженного нефтяного газа, владельцев электронных торговых площадок, через которые осуществляется поставка, возложена новая обязанность ежесуточного представления в уполномоченный орган сведений об объемах производства, купли-продаже и отгрузки сжиженного нефтяного газа.
Например, законопроектом о внесении изменений и дополнений в КоАП, введеным в действие в декабре 2017 года, было внесено множество изменений без проведения соответствующего АРВ. Так, в статье 158 КоАП штрафные санкции за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или фирменного наименования были уменьшены по категориям субъектов в среднем на 20–25%. А ведь все вышеперечисленные действия создают прямую угрозу не только безопасности и качеству товаров, но и деятельности добросовестных предпринимателей.
Но этим не исчерпывается перечень вопросов, связанных с АРВ. Так, анализ должен проводиться не только на стадии введения регуляторного инструмента, но и после, в том числе, по действующим регуляторным инструментам, в отношении которых такой анализ ранее не проводился. Ведь именно по его результатам, в зависимости от эффективности применения, регуляторный инструмент должен быть отменен или пересмотрен.
Эта работа, как и анализ регуляторного воздействия нормативных правовых актов Евразийского экономического союза, уполномоченными государственными органами еще даже не начиналась.
Не лучшим образом обстоят дела с анализом регуляторного воздействия нормативных правовых актов местных исполнительных органов. В открытом доступе результаты такого анализа мы обнаружили только на сайте акимата г.Астаны.
Отсутствуют в открытом доступе и планы пересмотра АРВ на всех уровнях государственного управления, не создана система мониторинга их разработки и исполнения.
Таким образом, сложившуюся ситуацию с проведением анализа регуляторного воздействия вряд ли можно признать удовлетворительной.
Между тем, отсутствие такого анализа создает высокие риски низкого качества принимаемых законодательных актов и государственных управленческих решений всех видов в сфере регулирования предпринимательства.
На основании изложенного, просим Васпредоставить информацию о мерах, предпринимаемых Правительством по созданию полномасштабной системы анализа регуляторного воздействия, предусмотренной действующим законодательством.
С уважением,
Депутаты фракции ДПК «Ак жол»