«Ак жол»: Необходимо ограничить количество корректировок бюджета и установить запрет на его изменение в последнем квартале
4 июня 2014 года, пресс-служба ДПК «Ак жол»
«Ак жол»: Необходимо ограничить количество корректировок бюджета и установить запрет на его изменение в последнем квартале. Ниже приводится текст выступления заместителя руководителя фракции Е.Никитинской в ходе обсуждения Отчета об итогах исполнения республиканского бюджета за 2013 год на пленарном заседании Мажилиса.
«Уровень обоснованности республиканского бюджета продолжает оставаться недостаточным. В соответствии с отчетом Правительства республиканский бюджет 2013г. подвергался дважды уточнению в Парламенте и дважды Правительством. Согласно отчету Счетного Комитета параметры республиканского бюджета дважды переутверждались в виде законодательных поправок Парламентом и 23 раза корректировались».
В ходе работы над последними поправками в Бюджетный кодекс фракцией ДПК «Ак жол» поднимался вопрос об ограничении количества допустимых корректировок как республиканского, так и местных бюджетов. Существующая практика многократных изменений, с одной стороны, не позволяет реально оценивать уровень обоснованности его показателей, с другой стороны, делает невозможным эффективный контроль за расходованием бюджетных средств.
В течение двух последних лет уровень колебаний процентного исполнения бюджета относительно утвержденного, первоначально уточненного и окончательно скорректированного достигал от трех до десяти пунктов.
Следует особо отметить сложившуюся практику проведения последнего законодательного уточнения бюджета в ноябре месяце отчетного года. В 2013г. оно было проведено 29 ноября. Это позволяет весьма эффективно подгонять запланированные показатели под фактически достигнутые результаты. Например, утвержденный бюджет 2013г. предусматривал поступления от продажи финансовых активов государства в размере 14,4 млрд. тенге, в ходе первого уточнения от 24.06.2013г. эти параметры не менялись. Однако при корректировке от 29.11.2013г. они были снижены до 8,8 млрд.тенге. В итоге в отчете исполнение по данному показателю составляет 103%, хотя если рассматривать уровень выполнения относительно первоначально утвержденных показателей оно составил бы всего 62,8%.
В целях повышения бюджетной дисциплины считаем необходимым законодательно ограничить количество законодательных корректировок до одной и установить запрет на изменение бюджета в последнем квартале.
Не преодолены также такие негативные тенденции, как сокращение в структуре ВВП доли производства товаров ( на 1,7%) и увеличение доли услуг и чистых налогов на продукты и импорт. Сальдо торгового баланса снизилось с 47,4 млрд. дол. США в 2011г. до 33,6 млрд. дол. США в 2013 г., т.е. практически на 30%. При этом падение в 2012г. относительно 2011г. составило более 15%, а в 2013г. по отношению к 2012г. уже свыше 16%.
В рамках Таможенного союза по итогам 2013г. сложилось отрицательное сальдо в размере 12,5 млрд. дол. США, увеличившись по сравнению с 2012г. на 9,4%. Экспорт в страны ТС сократился на 5,9%, а импорт увеличился на 4%.
В 2013г. по сравнению с 2012г. объем государственного и гарантированного государством долга вырос на 15%, составив 4,5 трлн. тенге, в т.ч. внешний долг увеличился на 16,9%.
Считаем целесообразным рекомендовать Правительству разобраться в данной ситуации и разработать целевой комплекс мер, направленных на преодоление данных негативных трендов.
В отчетном периоде в экономику поступило свыше 6 трлн. тенге, что на 6,5% больше уровня 2012г. Одновременно в структуре инвестиций снизилась доля иностранного капитала (на 2,5%) и средств государственного бюджета (на 4%), а доля заемных средств выросла с11,5% в 2009г. до 20,3% в 2013г. По мнению Счетного комитета, это положительный факт, и свидетельствует он о постепенном сокращении финансовой поддержки отраслей, оказываемой в кризисные периоды.
Этот вывод можно принять лишь отчасти. В структуре инвестиций средства государственного бюджета, начиная с 2009г., достигли своего максимума в 2010г.-21,8% и снизились к 2013г. до 16,8%. В свою очередь сокращение иностранных инвестиций с 37% в 2009г. до 11,4% в 2013г. сопровождалось ростом собственных средств с 32,6% в 2009г. до 53% в 2012г. На долю этих источников инвестирования и в 2013г. приходилось почти 52%. Доля заемных средств составила в 2013г. только 20,3% (для сравнения в 2009 она равнялась 11,5%).
Кроме того, в отчете Счетного комитета указано, что качество ссудного портфеля не улучшается, займы с просроченной задолженностью свыше 90 дней на 1.01.2014г. по сравнению с началом прошлого года увеличились на 19,7% и составили 31,2%. Половина кредитов приходится на потребительское кредитование. По сравнению с 2012г. сократилась доля кредитов в транспорте (на 0,8%), в промышленности (около 0,6%), строительстве (1,7%). Наибольший удельный вес в общем объеме, по-прежнему, занимает торговля (19,5%). Объемы кредитования субъектов малого предпринимательства в 2013г. упали на 9,1%, их доля уменьшилась в общем объеме кредитов с 14,2% в 2012г. до 11,4%.
В связи с этим, в настоящее время в области регулирования банковского сектора стоят задачи обеспечения справедливой конкуренции уже в рамках Евразийского экономического союза, стимулирования кредитования, направленного на модернизацию производства, повышение транспарентности деятельности кредитных организаций.
Для перехода к инновационной экономике необходимо регулирование, которое было бы направлено на поддержку реального сектора, а не только банковской системы и финансовых рынков, как в период кризиса. В рамках поддержки банков, осуществляющих кредитование инновационных проектов, а также применение сниженных ставок при кредитовании реального сектора, следует разработать комплекс мер, повышающих заинтересованность кредитора. Это может быть предоставление правительственных гарантий по ссудам инновационного характера, либерализация обязательных нормативов деятельности банков, формирование устойчивой ресурсной базы с участием государственных институтов развития.
Следует также превратить процентную ставку в главный инструмент денежно-кредитной политики. По аналогии с мировой практикой следует создать специальную систему регулирования разновременных ставок по: операциям рефинансирования (main refinancing operation), долгосрочными операциями рефинансирования (long-term refinancing operation), операциям тонкой настройки (fine-tuning operation), операциям, связанным со структурными преобразованиями (structural operation) и операциям льготного кредитования (marginal lending facility).
Фракция, учитывая, что рассматриваемый отчет является итогом работы предыдущего состава Правительства, считает возможным его поддержать при условии, что действующее Правительство обеспечит системную проработку поднятых проблем.