Болашакеров – в аул! - газета 'Мегаполис'
Газета 'Мегаполис', 09.06.2014г.
Мораторий на проверки предпринимателей – это не панацея от всех проблем, которые есть сегодня у бизнеса, и всех вопросов он не решит. Мораторий позволяет бизнесу, не отвлекаясь на контрольные органы, наладить свою деятельность, набраться сил, наладить работу в правовом поле, а не с нарушениями. А бизнес, государство и финансовые институты должны подготовиться за это время к новым условиям работы.
Конечно, по правовому содержанию мораторий на проверки – мера беспрецедентная, так как останавливает действующие нормы контроля. В то же время это двойная ответственность для предпринимателя, и он не избежит ответственности, если допустит нарушения по налоговым или иным обязательствам перед бюджетом. Закончится этот год, все также будут отвечать за действия, и если предприниматель привыкнет думать, что его не будут проверять, у него возникнет ещё больше проблем.
Сейчас мы в парламенте работаем над законодательной базой, которая поможет развитию малого и среднего бизнеса, улучшит инвестиционный климат, чтобы инвесторы вкладывали в бизнес, чтобы ставили свои заводы. Это очень актуально в связи с тем, что мы теперь в Евразийском экономическом союзе и должны работать в конкурентной борьбе и в партнёрстве.
Дополнения в законопроект об инвестиционном климате предусматривают улучшение инвестиционнного климата, стимулирование дальнейшей деятельности инвесторов, оказание им мер господдержки, обеспечениие механизма предоставления преференций посредством заключения инвестиционных контрактов, а также упрощение процедур привлечения иностранной рабочей силы.
Многое для развития малого и среднего бизнеса в стране делает и созданная недавно Национальная палата предпринимателей. Мне отрадно, что сегодня ни один вопрос в правительстве, который касается предпринимательства, не решается без участия, согласия и заключения НПП. Это актуально ещё и в связи со вступлением в ЕАЭС, потому что там точно так же нужно будет отстаивать интересы.
Государство многое делает для развития бизнеса, и наша фракция тоже. Но много вопросов ещё остаётся. Одна из проблем – труднодоступность финансовых средств. Банки второго уровня не хотят финансировать бизнес, особенно сельский, не берут залоги. Процедуры, которые проходят предприниматели для получения денег, – очень сложные. У сельских предпринимателей нет ни возможности, ни сил, ни денег, ни времени этим заниматься. «КазАгроФинанс», «Фонд поддержки сельского хозяйства» – такие финансовые институты, по моему мнению, работают неэффективно.
Программа Фонда «Даму» рассчитана в основном на средний, уже состоявшийся бизнес. По крайней мере, изначально она была направлена на это. А сейчас у них есть программы и гранты на поддержку малого бизнеса, благодаря которым начинающие предприниматели получали до 3 миллионов тенге, если генерировали хорошую бизнес-идею. Особенно это помогало на селе.
Но опять же у нас есть льготы для малого бизнеса, но нет для среднего. Любые льготы должны быть и для малого, и для среднего бизнеса, потому что малый бизнес в основном представляет торговля, а средний бизнес – это уже производство. В результате, как только предприятие выходит за параметры малого бизнеса, вся нагрузка ложится на него. Поэтому производство у нас не развивается. Нужно распространить льготы малого бизнеса на средний, на производственников.
Думаю, что эти финансовые институты будут совершенствоваться, банки второго уровня станут более доступны, потому что государство им сейчас очень хорошо помогает. Кроме того, мы рассматриваем закон об исламском финансировании. Мне нравятся их условия, так как они не дают деньги под проценты, участвуют в бизнесе и сопричастны к победам и проблемам, они выкупают долю бизнеса, разделяют риски, ведут менеджмент, контролируют свои средства. После того как они выводят бизнес на определённую мощность, вы выкупаете у них свою долю и они переходят к следующему проекту. Это достаточно справедливо, ведь они готовы делить даже риски предпринимателей, а не как наши банки, выставлять счета с пеней после наводнений, летального исхода или других ЧП. Такое отношение не способствует развитию малого и среднего бизнеса, а, наоборот, является тормозом.
Много вопросов и по программе ФИИР. Мы просили правительство предоставить полный отчёт о первом этапе ФИИР, чтобы знать, что сделано, сколько денег было потрачено, какой эффект мы имеем. Мы не очень довольны первым этапом и надеемся, что его уроки будут учтены при работе на втором этапе ФИИР. Должен быть контроль над государственными средствами. Выполняться должны только те проекты, которые действительно сделают сдвиг в нашей экономике. Думаю, все это уже понимают.
В рамках реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010–2014 годы разработана Программа «Дорожная карта бизнеса 2020»,предусматривающая формирование инфраструктуры поддержки предпринимательства. Для решения проблем предпринимателей программа дополнена подразделом, который предусматривает создание центров поддержки предпринимательства в моногородах, малых городах и районных центрах. Согласно программе они должны размещаться на бесплатной основе в операционных залах помещений Центров обслуживания населения. Однако, несмотря на выделение бюджетных средств на открытие центров, возникают трудности с их размещением, так как, ЦОНы отказываются предоставлять необходимые площади в своих зданиях для размещения консультантов центров. При этом выделенные центрам средства носят целевой характер, и их не вправе использовать для оплаты аренды площадей ЦОНов, а также коммунальных услуг.
Впрочем, у нас часто случаются проблемы «на ровном месте». К примеру, наши бизнесмены увлекаются всякими иностранными словами, а на элементарные наши шубат, кумыс, курт, шерсть, мясо внимания не обращают, и это при таких огромных рынках, как Китай. В сельском хозяйстве сейчас поставлено много задач, и эти шаги будут сделаны. По крайней мере, я на это надеюсь. Но без инновационной, зелёной экономики и иных современных элементов даже в сельском хозяйстве ничего сделать нельзя. Не будешь ведь тянуть линии электропередачи к местам отгонного скотоводства, значит, надо ставить ветряные станции. В Петропавловске уже целое село отапливается и освещается энергией от опилок и соломы, которую вырабатывают специальные установки. Вот на что нужно делать ставку! А ещё на кадры.
Казалось бы, сегодня мы обучаем тысячи специалистов. А дефицит профессионалов налицо, на предприятиях работать некому. К примеру, государство оплачивает по «Болашаку» обучение за границей, а эти специалисты, приезжая обратно, не могут найти работу или находятся в свободном плавании. Молодой специалист должен начинать трудовую деятельность, начиная с региона, где особенно ощутим дефицит кадров. Считаю, что все, кто учился по государственному гранту, обязаны направляться государством в труднодоступные места, иначе кадровый дефицит будет оставаться нерешённым на протяжении многих лет.
Меруерт КАЗБЕКОВА