18
Апрель

Ерлан Барлыбаев: Мы целенаправленно стимулируем свои масличные для чужих производителей и не хотим поддержать собственную переработку – депутатский запрос

Министру сельского хозяйства

Республики Казахстан

Шукееву У.Е.

 

 

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

 

Уважаемый Умирзак Естаевич!

 

В депутатскую фракцию ДПК «Ак жол» поступают обращения производителей и переработчиков растительных масел, жиров и шротов, относящихся к масложировой отрасли, по вопросу отмены субсидирования масличных культур.

В настоящее время уполномоченным государственным органом обсуждается вопрос об исключении субсидирования масличных культур из Правил субсидирования повышения урожайности и качества продукции растениеводства.

              

Данное изменение повлечет увеличение вывоза непереработанного сырья и снижение переработки и экспорта готовой масложировой продукции, при том, что в Казахстане в этой отрасли работает целый ряд современных производств, которые обрекаются на простой и потерю рынков.

В этой связи считаем нужным напомнить, что в Послании Президента народу Казахстана четко обозначена задача по обеспечению переработки сырья и выходу на мировые рынки с высококачественной готовой продукцией и для достижения данной цели необходимо «кардинально переориентировать весь агропромышленный комплекс на решение этой задачи».

Это решение непременно даст новый импульс развития перерабатывающей промышленности в АПК».

И что же делает уполномоченный орган в ответ на Послание Главы Государства?

Прямо противоположное: не предусмотрев никаких защитных мер по предотвращению утечки сырья за рубеж, стимулирует экспорт сырья и снижение его переработки в стране.

Внешняя конъюнктура и без того способствует повышению спроса на масличное сырьё: так, соседний Китай объявил о введении пошлин на ввоз американской сои, Узбекистан освободил своих производителей растительного масла от НДС (20%) на переработку импортного масличного сырья.

Получается, мы целенаправленно стимулируем свои масличные для чужих производителей и не хотим поддержать собственную переработку.

Следует отметить, что на протяжении последних лет казахстанские переработчики, даже на данном этапе в период действия программы субсидирования, и без того испытывают острый дефицит сырья и в сложившейся ситуации им все сложнее конкурировать за сырье с экспортерами сырья.

Как показала практика сезона 2017г. введение субсидии на масличные культуры дало возможность отечественным производителям в ходе заготовки сырья приобретать объемы, необходимые только для минимальной загрузки своих производственных мощностей (порядка 47% или 932 тыс.тонн без учета потребностей планируемых к запуску новых производств).

Учитывая изложенное, считаем целесообразным сохранить субсидии сельхозтоваропроизводителям масличных культур на продукцию, сданную отечественному переработчику.

В случае же отмены такого субсидирования следует рассмотреть возможность введения заместительных мер, таких как:

1.   Введение квотирования на экспорт масличного сырья в целях осуществления контроля за вывозимым объемом;

2. Ограничение мер государственной поддержки экспортных операций для экспортера сырья и их переориентация на экспорт готовой продукции;

3. Отмена возврата НДС для экспортеров масличного сырья;

4. Субсидирование части стоимости железнодорожного тарифа при экспорте готовой продукции (растительные масла, шрот, специальные жиры) по аналогии с РФ и КНР.

Считаем, что аналогичные подходы могут быть рассмотрены и в других отраслях агропромышленного комплекса, имеющих достаточные производственные мощности для внутренней переработки сельскохозяйственной продукции.

С уважением,

депутаты фракции «Ак жол»