18
Апрель

Выступление А. Перуашева в ходе обсуждения изменений и дополнений в республиканский бюджет на 2018-2020 годы

18 апреля 2018 года

 

Уважаемые коллеги!

 

Фракция ДПК «Ак жол» поддерживает предложенные корректировки бюджета, направленные на реализацию посланий Главы государства и пяти новых социальных инициатив.  

Особо позитивным моментом является тот факт, что в связи с улучшением ситуации на сырьевых рынках и прогноза роста цен на нефть, появилась возможность поступательного восполнения Национального фонда.

                

Также нужно отметить как позитивный факт, что правительство воздержалось от дополнительных запросов в Нацфонд, оперируя текущими возможностями экономики.

В предыдущие годы наша фракция неоднократно критиковала увлечение правительства трансфертами из Нацфонда, когда изъятия на различные цели уже превышали инвестиционный доход и посягали на накопительную часть Фонда.

Поэтому сегодня фракция «Ак жол» однозначно приветствует переход к более рачительному использованию средств Нацфонда, как и рост его поступлений.

Эти деньги принадлежат не нам, а будущим поколениям казахстанцев; и наша задача – не проедать, а приумножать Национальный фонд.

Непонятно лишь, почему для восприятия этой простой истины потребовалось столько времени.

Нужно особо подчеркнуть выделение средств на реализацию 5 социальных инициатив Главы государства, которые должны быть направлены на решение ряда приоритетных общественных запросов.

Обсуждение этих инициатив с населением в ходе недавних выездов депутатов в регионы показало острую востребованность поднятых Президентом подходов, их актуальность для огромного числа наших сограждан.

Наша фракция готова поддержать эти статьи бюджета.

Вместе с тем, полагаем, что в ряде случаев операторам бюджетных программ следует более скрупулезно подойти к реализации заявленных задач, и особенно – постановке критериев их исполнения.

Некоторые ответы министров на вопросы наших коллег вместо ясности породили новые сомнения. Это касается и непонятных социологических исследований на миллиардные суммы в министерстве образования, и качества космических снимков для аграрников, и т.д.

Например, были затронуты расходы на привлечение инвестиций по подпрограмме 100 «Содействие привлечению инвестиций в Республику Казахстан» программы 204 «Создание условий для привлечения инвестиций».

По ней предусмотрено выделение свыше 1,1 млрд. тенге на содержание 3-х представителей и 3-х ассистентов национального оператора по привлечению инвестиций за рубежом (ОАЭ, Великобритания, США), продвижение Казахстанского инвестиционного форума 2018 года, оказание консультационных услуг по привлечению иностранных инвестиций, оказание услуг по поиску инвесторов и т.д.

Между тем, согласно данным того же АО НК KAZAKH INVEST «в разрезе стран наибольший объем инвестиций приходится на Китай – $26,9 млрд. (61 проект), ОАЭ – $2,8 млрд. (8 проектов), Россию – $2,6 млрд. (26 проектов), Турцию – $945 млн. (20 проектов), Германию – $518 млн. (8 проектов), Великобританию – $1,6 млрд. (7 проектов) и Швейцарию – $526 млн. (6 проектов)».

Почему же из этого списка выбраны не расширение активности в Китае (откуда пришли 61 инвестор), России (26), или Турции (20),  а именно Дубаи (8 проектов), Лондон (7) и Нью-Йорк (вообще нет в списке активных инвесторов РК)?

Возможно, представителям государственной  компании удобно жить и работать в этих достойных городах, но думается, что при выборе представительств нужно исходить из реальной инвестиционной активности партнёров, а не только субъективных пожеланий.

По информации АО «НК «KAZAKH INVEST», его зарубежные представители, цитирую: «проводят работу по привлечению инвесторов… Проживая в соответствующей стране, имеют полное представление о местных особенностях ведениях бизнеса,… имеют широкую сеть деловых связей из числа компаний, представленных в международных рейтингах Fortune и Forbes. Функционал представителей... является самостоятельным инструментом по усилению мер по привлечению прямых иностранных инвестиций».

Всё очень красиво и правильно написано.

Но при этом, Ключевыми индикаторами, по которым оценивается выполнение поставленных целей представителей, обознчены следующие:

- первые встречи с инвесторами (не менее 10 за год),

- дальнейшее развитие контактов (не менее 10 за год),

- организация и активное участие в бизнес мероприятиях,

- визиты потенциальных инвесторов в Казахстан (не менее двух в год),

- подписание документов с потенциальными инвесторами (не менее 2 за год).

Как-то это неубедительно, на фоне заявленных глобальных планов. Думаю, чтобы из 220 рабочих дней в году 20 раз встретиться с бизнесменами, да ещё за госсчёт – не требуется каких-то невероятных усилий.

Неудивительно, что эти индикаторы успешно перевыполняются представителями в десятки раз.

Но при этом ни слова о том, какие суммы реальных инвестиций должны привлечь эти представители в нашу страну, или хотя бы сколько проектов с участием их инвесторов должно быть действительно запущено в Казахстане?

Фракция «Ак жол» считает, что такое сопоставление просто необходимо, и как минимум, поступления инвестиций призваны перекрывать расходы на содержание таких представительств и их мероприятий.

Но предъявляемые требования должны быть аутентичны поставленным задачам.

Такого рода замечания о несовпадении заявляемых целей и критериев их достижения можно привести и по ряду других министерств.

Другая характерная проблема: финансирование программ не по фактическим затратам, а со значительным заделом под ожидаемые расходы.

Например, в ходе дискуссии была затронута тема перераспределения расходов на сумму 13 млрд.тг с бюджетной программы 217 (финансирования проектов Государственной программы индустриально-инновационного развития РК на 2015-2019 г.) - на бюджетную программу 241 (Кредитование АО «БРК-Лизинг» по реализации в лизинг автобусов, тракторов и комбайнов в рамках поддержки отечественных производителей).

То есть предлагается перенаправить указанные средства с ГПИИР на поддержку и развитие действующих предприятий, обеспечить их загрузку и параллельно произвести обновление автобусного парка и сельхозтехники, что также повлечёт стимулирование сферы услуг и АПК.

Это правильный и своевременный шаг. В стране необходимо обновление изношенного парка автобусов в количестве 6,5 тысяч единиц, при том, что имеются 3 предприятия по производству автобусов различных категорий с общей производственной мощностью до 3 тысяч автобусов в год, которые загружены лишь на 20% от производственной мощности.

Аналогичная ситуация по сельскохозяйственной технике, где доля тракторов, вышедших за сроки эксплуатации (старше 17 лет) составляет две трети, комбайнов – около половины.

И при этом имеющиеся в Казахстане производители тракторов и комбайнов загружены всего на треть от производственной мощности.

Учитывая эту ситуацию, фракция «Ак жол» поддерживает этот новый и учитывающий реальную ситуацию подход, при котором упор сделан не только на открытие новых предприятий, часть которых потом так и не выходит на проектную мощность.

В политику индустриализации должна включаться и последующая поддержка, загрузка созданных предприятий, конечно, если их продукция востребована на рынке и соответствует требованиям цены и качества.

Это более гибкая и адекватная динамике развития позиция. Но тогда нужно обусловить такую поддержку обязательствами предприятий по инвестированию доходов в модернизацию и локализацию производства. Надеемся, что так и будет.

Поэтому решение о перенаправлении средств вопросов не вызывает. Вызывает вопросы то, каким образом образовался резерв в финансировании ГПИИР?

По состоянию на 1 марта текущего года было одобрено 5 проектов на сумму освоения в рамках ГПИИР – 130,7 млрд. тенге, но из предусмотренных средствна проекты ГПИИР осуществлено финансирование только 3 проектов на сумму 66,8 млрд. тенге. Не освоено 88,2 млрд. тенге.

Получается, средства на финансирование выделялись не по фактической потребности, а с запасом, так сказать, на вырост.

А потом мы удивляемся, откуда у госпредприятий излишки средств в банках, когда мы спорим с правительством за каждую копейку.  

Считаем, что пора уже перейти к практике фондирования, строго исходя из реального портфеля проектов, а резервные средства закладывать не 100%-ным авансом, а исходя из определённых нормативов. Это позволило бы и более рачительно обращаться с бюджетными средствами, и сократить соблазны и злоупотребления в их использовании в промежуточный период.

Исходя из состоявшегося обсуждения, фракция «Ак жол» поддерживает рассматриваемый законопроект с учётом  высказанных нами и нашими коллегами замечаний.

Благодарю за внимание.